Методы и приемы
современного урока для обучающихся
с умственной отсталостью
Подготовила:Учитель начальных классов
Марченко Маргарита Леонидовна
ГБОУ Школа №1528
Термин «метод» происходит от греческого слова «metodos», что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату.
Методы выделяются в зависимости от характера познавательной деятельности, уровня активности учащихся. В ней выделяются следующие методы:
объяснительно-иллюстративный (информационно- рецептивный);
репродуктивный;
частично поисковый (эвристический);
проблемное изложение;
исследовательский.
Методы по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности:
Наиболее приемлемые методы в работе с учащимися, имеющими ОВЗ:
объяснительно –иллюстративный;
репродуктивный;
частично поисковый;
коммуникативный;
информационно – коммуникационный;
методы контроля;
самоконтроля и взаимоконтроля.
Активные методы обучения - игровые методы:
дидактические игры,
компьютерные игры: н-р, ladushki.ru, igraemsa.ru, mersibo.ru
игры соревновательного характера
Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ: музыкотерапия, кинезиология, рефлексотерапия и точечный массаж широко используется в практике дефектологов и логопедов. Куклотерапия, сказкотерапия, песочная терапия и глинотерапия чаще всего используют педагоги – психологи. Фитотерапия и Ароматерапия пользуется широким спросом у специалистов медицинского профиля. Безусловно данные методы могут быть полезны в работе других профильных специалистов.
В педагогической литературе существует следующая классификация видов рефлексии:
рефлексия настроения и эмоционального состояния;
рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);
рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные).
Приемы обучения – это конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации методов обучения.
Для активизации деятельности обучающихся с ОВЗ можно использовать следующие активные приёмы обучения:
Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
Использование презентаций-офтальмотренажёров, отдельной презентации и фрагментов презентации по ходу урока.На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным.
Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
Системно-деятельностный подход – это содержание учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Основными требованиями к уроку, построенному на системно-деятельной основе, являются:
Постановка педагогической цели с учетом изменившихся образовательных результатов.
Отбор содержания урока, на материале которого будут формироваться предметные и универсальные действия.
Применение алгоритма действий: педагогическая цель – учебная задача – мотив – учебные действия – самоконтроль – самооценка – рефлексия.
Использование интерактивных методов и форм обучения, предполагающих самостоятельность обучающихся.
Создание психологически комфортной обстановки на уроке.
Минимализация и вариативность домашнего задания
Современный урок – это урок, характеризующийся следующими признаками:
- главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания;- на уроке реализуется личностно – ориентированный подход к обучению;- на уроке реализуется деятельностный подход;- организация урока динамична и вариативна;- на уроке используются современные педагогические технологии
Активный метод рефлексии, необходимый в процессе коррекционно – развивающего занятия и на завершающем этапе всего занятия. Слово рефлексия происходит от латинского «reflexior» – обращение назад. В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.
В педагогической литературе существует следующая классификация видов рефлексии:
рефлексия настроения и эмоционального состояния;
рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);
рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.