Процесс овладения чтением детьми с интеллектуальными нарушениями
Подготовила: учитель начальных классов
Марченко Маргарита Леонидовна
ГБОУ Школа №1528
Чтение – психофизиологический процесс
речедвигательный
анализатор
зрительный
анализатор
зрительное восприятие
речеслуховой анализатор
1- ступень овладения звуко-буквенными обозначениями,
2 - ступень слогоаналитического (слогового) чтения,
3 – ступень становление синтетических приемов чтения,
4 - ступень синтетического чтения.
Ступени формирования навыка чтения
Формирование фонематического анализа и синтеза
Формирование фонематического восприятия (дифференциации фонем).
Формирование зрительного анализа и синтеза.
Формирование пространственных представлений.
Формирование зрительного мнезиса.
I. Овладение звуко-буквенными обозначениями
Оптическая единица чтения – слог.
Способ чтения – аналитический .
Смысловая догадка .
Повтор прочитанного слова.
Трудность синтеза.
Трудность усвоения грамматических связей между словами предложения.
Понимание предложений, текста затруднено.
II. Слогоаналитическое чтение
Переход от аналитических к синтетическим приемам чтения.
Смысловая догадка (в пределах предложения, а не всего текста).
Угадывающее чтение.
Возрастание темпа чтения.
III. Становление синтетических приемов чтения
Увеличение темпа чтения – чтение словами, группами слов.
Главная задача – осмысление читаемого.
Смысловая догадка определяется содержанием прочитанного.
Развивается беглость и выразительность чтения.
IV. Синтетическое чтение
Проходят те же этапы, что и в норме.
Овладевают ступенями значительно дольше.
Ступени обучения чтению растягиваются во времени.
Промежутки между ступенями более продолжительны.
Особенности формирования навыка чтения у детей с ОВЗ
Усвоение букв (особенность зрительного восприятия, трудность различения и запоминания букв, нечеткость акустических образов соответствующих звуков).
Слияние звуков в слоги (с трудом формируется обобщенное представление о слоге).
Взаимодействие зрительных, кинестетических и слуховых образов формируется сложнее и медленнее.
Понимание читаемого.
Большое количество ошибок.
Процесс овладения чтением умственно отсталыми детьми
Дислексия – частичное нарушение процесса чтения.
Алексия – полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения.
Понимание сущности дислексий
1 – не усвоение букв,
2 – побуквенное чтение,
3 – искажение звуковой и слоговой структуры слова,
4 – нарушение понимания читаемого,
5 – аграмматизмы в процессе чтения.
Ошибки при нарушении чтения
Буквы не усваиваются.
Буквы смешиваются.
Замены букв: д – л, х – к, ж – в, г – т, ж – ш, т – г, д – т, р – л.
Замены фонетически схожих: г – к, ж – з, ж – ш, д – т, р – л.
Замены графически схожих: г – т, т – г, х – к, д – л.
Замены графически и артикуляционно схожих: х – к, д – л.
Не усвоение букв
Нарушение слитности чтения слога.
Умение различать и выделять звуки из речи, соотносить их с графическим изображением.
Владение сложными формами звукового анализа (определение количества, последовательности звуков, их место в слоге, слове).
Побуквенное чтение без последующего слияния в слоги, с последующим слитным произношением слога, слова .
Побуквенное чтение
Замены букв в словах.
Перестановки звуков (утка – «тука»).
Пропуски согласных при их стечении (кукла – «кула»).
Вставки гласных при стечении согласных.
Перестановки слогов (мыло – «ломы»)
Искажения слов (замена другим словом, либо бессмысленным звукосочетанием) шкаф – «шапка», лыжи – «ыжан».
Персеверации и антиципации (рак, нос – «рак, рос»), «нак, нос»).
Искажение звуковой и слоговой структуры слова
Нарушение смысловой стороны процесса чтения при технически правильном чтении.
Чтение механическое без узнавания прочитанного.
Не дают ответы по содержанию текста.
Когда тот же текст прочитывает педагог, дети отвечают на вопросы по прочитанному.
Нарушение понимания читаемого
фонематического восприятия (дифференциация фонем)
фонематического анализа
зрительного анализа и синтеза (дифференциация букв)
пространственных представлений
зрительного мнезиса (запоминание букв)
Навык чтения зависит
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.