Предупреждение нарушения письменной речи дошкольников
Оценка 4.9

Предупреждение нарушения письменной речи дошкольников

Оценка 4.9
Памятки
docx
дефектология
29.01.2023
Предупреждение нарушения письменной речи дошкольников
Статья про нарушения письменной речи дошкольников
Предупреждение нарушения письменной речи дошкольников.docx

Грамотная, связная устная речь — залог успешного обучения ребенка в школе.

У 90% детей старшего возраста нарушено фонематическое восприятие, что может стать причиной возникновения дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания. В дальнейшем могут появляться ошибки на письме в виде замен букв, соответствующих артикуляторно-акустически близким звукам. 80-85% детей не выделяют первый гласный в слове. 90-95% не выделяют первый согласный в слове. Последний согласный звук выделяют только 5% детей старшего возраста. Нарушения фонематической стороны речи свидетельствуют о возможном появлении в младшем школьном возрасте дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов. И, наконец, нарушения  грамматического строя речи отмечаются у 100% детей, имеющих нарушения речи. Таким образом, в дальнейшем могут появиться трудности при усвоении грамматики и орфографии родного языка.

Выделяют основные нарушения письменной речи:

  • Артикуляторно-акустическая дисграфия. Проблема связана с неверным звукопроизношением, т.е. дети пишут точно так же, как и произносят слова. В данном случае, первым делом необходимо скорректировать звукопроизношение, после чего переходить к коррекции письма.
  • Акустическая дисграфия. Для этой проблемы характерна замена букв из одной группы другими (звонких – глухими, свистящих – шипящими и т.д.).
  • Аграмматическая дисграфия. Она связана с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи. Как правило, это нарушение обнаруживается после третьего класса, когда дети начинают изучать грамматические правила. В итоге обнаруживается, что ребенок испытывает сложности с изменением слова по числам, падежам и т.д. На письме это выражается в неверном написании окончаний, а также неправильном согласовании слов между собой.
  • Дисграфия на фоне нарушения языкового анализа и синтеза. Проблема выражается в перестановке букв, их пропуске, повторении слогов и букв, написанием лишних букв в слове.
  • Оптическая дисграфия. Она связана с несформированностью зрительно-пространственных представлений. Дети с этим нарушением не в состоянии уловить тонкие различия между очертаниями букв (овалов, палочек и т.д.), что приводит к неправильному отображению на письме. Среди ошибок: зеркальное написание букв, добавление лишних элементов, недописывание или добавление элементов букв.
  • Моторная дисграфия. Она характеризуется трудностями движений руки во время письма, нарушениями связи моторных образов звуков и слов со зрительными образами. 

Эти виды нарушений чаще всего встречаются у детей школьного возраста. Есть и еще одна проблема письменной речи – дизорфография. Она представляет собой устойчивую неспособность применять на практике правила орфографии. Характеризуется постоянным повторением ошибок на письме, при этом у ребенка наблюдается нормальный уровень интеллектуальных способностей.

Основной принцип профилактики и коррекции нарушений письменной речи заключается в своевременности начатой коррекционной работы и раннем выявлении детей из группы риска. Объясняется это тем, что с возрастом дети намного сложнее поддаются какой-либо коррекции.

Для предупреждения дисграфии с дислексией с самого юного возраста полезно:

-чтение скороговорок, поговорок, пословиц;

-чтение книг; пересказ прочитанного;

-заучивание стихов и песен;

- ритмичные танцы.

Продолжи строчку. Ло-ло-ло – как на улице…Ул-ул-ул – у меня сломался…Ко-ко-ко – пейте дети… Мама Милу мыла мылом, Мила мыло не…

Повтори. АОУЫИЭ, АЫОУЭИ, ОУАЭИЫ (развивает речевой аппарат). Произнеси как можно четче.

Выучи скороговорку. Шел Егор через двор с топором чинить забор. Вез на горку Саня за собою сани. Ехал с горки Саня, а на Сане сани.

Сдуй снежинку. На нос ребенка нужно положить кусочек ватки и попросить сдуть его. Упражнения со свечкой. Нужно рассказать стишок так, чтобы пламя свечи не колыхалось, а затем задуть ее с первого раза.

Узнай букву. Ребенок закрывает глаза, а взрослый рисует на его ладошке букву. Нужно узнать ее и назвать.

 Читаем по слогам. Взрослый произносит слова по слогам: КО-РО-ВА, ЗА-ЯЦ, РУ-ПОР, КА-РАН-ДАШ. Ребенок каждый слог обозначает хлопком или сжимает небольшой шарик (всей ладошкой и пальчиками).

Что изменилось? Перед ребенком лежат 4–5 карточек с буквами. Он внимательно смотрит на них, а затем отворачивается. Взрослый меняет положение карточек или прячет одну. Ребенок поворачивается и определяет, что поменялось.

 Пары слов с различием в 1 звуке. Взрослый читает, а ребенок повторяет: ветер-вечер, козы-косы, гроза-роза, волк-полк, ложка-ножка, кони-пони.

Пары слов с мягкими-твердыми звуками и разным смыслом. Ест-есть, угол-уголь, галка-галька.

Лишнее слово. Услышав лишнее слово, дошкольник должен топнуть ногой: Столб-столб-стол-столб, кошка-кошка-мошка-кошка, роза-роза-роса-роза. Цепочки родственных слов. Взрослый читает, а ребенок повторяет: вода-водный-подводный, лес-лесник-лесной, цвет-цветной-разноцветный-бесцветный, веселье-весело-веселый.

Многолетние  исследования и наблюдения ряда  авторов позволяют утверждать, что дислексия и дисграфия являются не только педагогической, но и в равной мере медицинской проблемой. Эти нарушения письменной речи у всех детей оказываются включенными в сложные синдромы психопатологических нарушений в виде психического инфантилизма и психоорганической симптоматики, явлений незрелости ряда психических функций, таких, как сукцессивные операции, изобразительные навыки, вербализация пространственных представлений, языковой незрелости и фонологических нарушений.


 

Скачано с www.znanio.ru

Грамотная, связная устная речь — залог успешного обучения ребенка в школе

Грамотная, связная устная речь — залог успешного обучения ребенка в школе

Моторная дисграфия. Она характеризуется трудностями движений руки во время письма, нарушениями связи моторных образов звуков и слов со зрительными образами

Моторная дисграфия. Она характеризуется трудностями движений руки во время письма, нарушениями связи моторных образов звуков и слов со зрительными образами

Что изменилось? Перед ребенком лежат 4–5 карточек с буквами

Что изменилось? Перед ребенком лежат 4–5 карточек с буквами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2023