Предупреждение появления заикания у дошкольников
Оценка 4.9

Предупреждение появления заикания у дошкольников

Оценка 4.9
Памятки
doc
дефектология +1
Детсад—1 кл
20.04.2018
Предупреждение появления заикания у дошкольников
В консультации учителя-логопеда на тему предупреждения появления заикания у детей дошкольного возраста описывается роль просветительской работы с родителями воспитанников; причины, способствующие возникновению заикания; группы детей с факторами риска возникновения заикания. Также раскрываются общие правила поведения родителей (законных представителей) с детьми.
Предупреждение появления заикания у детей.doc
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9» Энгельсского муниципального района Саратовской области Консультация учителя­логопеда: Предупреждение появления заикания у детей дошкольного возраста Подготовила:  учитель­логопед МДОУ №9 Львова Инна Владимировна Предупреждение   появления   заикания   у   детей   связано   главным   образом   с просветительской работой среди родителей и работников дошкольных учреждений. Поскольку в появлении заикания значительную роль играют особенности речевого развития   ребенка,   его   характерологические   качества,   внутрисемейные   отношения   и многое другое, необходимо, чтобы родители, воспитатели и окружающие ребенка близкие люди были осведомлены о закономерностях речевого развития и об условиях, которые могут способствовать возникновению речевой патологии. В профилактике заикания выделяются три основных направления: 1) Предупреждение возникновения заикания у заикания; 2) Предупреждение хронификации и рецидивов заикания; 3) Предупреждение нарушений социальной адаптации. Можно выделить несколько групп детей с фактором риска по заиканию. Во­первых, это дети с тревожными чертами характера. Обычно они очень привязаны к матери, реагируют на изменения ее настроения. Такие дети нередко дают реакцию в виде   нарушения   сна,   аппетита,   раздражительности,   плаксивости   в   ответ   на   резкое изменение окружающей среды (помещение в ясли, детский сад, длительное отсутствие матери и т.п.). Во­вторых, это группа детей с ранним речевым развитием. У таких детей первые слова появляются до 1­го года. В 1,6­1,8 года у них формируется фразовая речь. В 2­2,5 года они начинают говорить развернутыми фразами. Их речевая активность высокая. В этот период в речи у них появляются множественные итерации. Речь протекает часто в период инспираторной фазы дыхания. В­третьих, это дети с некоторой задержкой речевого развития. Слова у таких детей появляются  после 1­го  года, чаще  всего  к 1,3­1,5  годам. Фразовая   речь формируется после 3­х лет, фаза ее интенсивного развития падает на возраст 3,6 года. Речь таких детей зачастую невнятна с существенным нарушением звукопроизносительной стороны речи. В­четвертых, это дети с генетическими факторами риска, т.е. дети с признаками левшества,   а   также   имеющие   родственников   с   заиканием   или   левшеством (обнаруживается генетическая обусловленность речевой патологии). Дети,   имеющие   в   ближайшем   речевом   окружении   лиц,   страдающих   заиканием, подвержены этой речевой патологии чаще, чем другие. Дети, воспитывающиеся в семьях с двуязычием также находятся в ситуации риска заикания.   Возникновению   заикания   у   этих   групп   детей   способствует   снижение адаптационных возможностей их центральной нервной системы. В  просветительской   деятельности   логопеда   большое   внимание   должно   уделяться работе с родителями. В семье детей с факторами риска заикания должны быть созданы условия для нормального соматического и нервно­психического развития ребенка. Сюда относятся:   соблюдение   режимных   моментов,   соответствующих   возрасту   ребенка, правильное   питание,   избегание   соматических   и   психических   перегрузок,   создание благоприятного   эмоционального   климата   в   семье,   согласованные   единообразные воспитательные воздействия. У детей дошкольного возраста, особенно у детей с тревожными чертами характера, легко возникают страхи. Эти страхи могут возникать в результате запугивания, чтения книг   или   просмотра   фильмов   устрашающего   содержания   и   т.п.   Нередко   дети   боятся остаться в темноте и просят не гасить свет перед засыпанием, боятся остаться одни в комнате, пройти по темному коридору и т.п. Не   следует “приучать”  детей   быть   храбрыми,  настаивать   на  том,  чтобы  ребенок обязательно   был   в   темноте   перед   засыпанием,   так   как   это   может   усилить   страхи   и зафиксировать их. Можно оставить приглушенный свет в комнате засыпающего ребенка, посидеть с ним рядом, пока  он не уснет. При разумном поведении родителей  страхи ребенка постепенно проходят. Если возникшие страхи наблюдаются длительное время, следует обратиться к психоневрологу. Следует обратить внимание родителей на то, что для детей в возрасте от 1­го до 6­7­ ми   лет   речь   родителей   является   образцом.  Общими   правилами   речевого   поведения родителей являются следующие: — речь должна быть достаточно плавной, эмоционально­выразительной, умеренной по темпу; — желательно, чтобы речь родителей была четкой; — нельзя говорить с детьми их лепетным языком или искажать звукопроизношение; —  речь   взрослых   не   должна   быть   перегружена   труднопроизносимыми   для   детей словами; — взрослые не должны включать в речь при общении с ребенком сложные лексико­ грамматические обороты, фразы по конструкции должны быть достаточно простыми; —   при   общении   с   ребенком   следует   задавать   только   конкретные   вопросы,   не торопить с ответом; —   ребенка   нельзя   наказывать   за   погрешности   в   речи,   передразнивать   его   или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Дети легко запоминают их, а ритмизованная речь способствует выработке правильных речедвигательных автоматизмов. Случаи   раннего   речевого   развития  не   следует   оценивать   как   положительное явление. Такого ребенка опасно “перегружать” речевым общением: вводить новые слова, речевые   обороты   в   обиходную   речь,   поощрять   речевую   активность,   демонстрировать “речевые успехи” ребенка окружающим и пр. Напротив, необходимо максимально снизить интенсивность поступающей информации. Выбор книг должен быть ограничен и строго соответствовать   возрасту.   Таким   детям   противопоказаны   массовые   зрелищные мероприятия, которые могут привести к психической перегрузке. Речевые   образцы   взрослых   играют   особо   важную   роль  в   организации речедвигательных автоматизмов  таких детей. Речь взрослых должна быть спокойной и неторопливой, с четким проговариванием слов и предложений. Для таких детей полезны игры   с   ритмическими   движениями,   ритмическим   проговариванием   отдельных   слов   и коротких фраз. Очень важно обратить внимание на процесс становления у них речевого дыхания. Таким   образом,   для   детей   с   ранним   речевым   развитием   профилактические мероприятия, прежде всего, связаны с охранительным речевым режимом, ритмизацией речи и формированием речевого дыхания. В тех случаях, когда итерации и речь на вдохе наблюдаются более полугода без тенденции   к   “сглаживанию”   и   далее   к   исчезновению   этих   феноменов,   необходимо начинать коррекционную педагогическую работу в целях предупреждения заикания. Дети  с   некоторой   задержкой   речевого   развития  нередко   при   тщательном обследовании   их   психоневрологом   обнаруживают   те   или   иные   симптомы церебрастенического   синдрома   (повышение   внутричерепного   давления,   двигательная расторможенность, снижение внимания и т.д.). Такие   дети   нуждаются   в  стимуляции   речевого   развития,  однако   эта   стимуляция должна   быть   очень   осторожной   и   умеренной.   В   первую   очередь,   таким   детям   надо формировать звукопроизносительную сторону речи и речевое дыхание (базовые уровни речедвигательного акта). В период интенсивного накопления словаря и развития фразовой речи у этих детей необходимо быть предельно внимательным к появлению итераций. Если на протяжении 3­ 4­х месяцев количество итераций не снижается, необходимо переходить к коррекционным воздействиям, направленным на выработку плавности речи. У   детей   с  семейным   левшеством  полезно   своевременно   выявлять   симптомы нарушения   формирования   нормальных   межполушарных   отношений.   В   дошкольном возрасте у части     детей не сразу устанавливается доминантность одной из рук. Дети могут одинаково свободно использовать то правую, то левую руку в своих действиях. В этих случаях рекомендуется организовать деятельность ребенка так, чтобы максимально активизировать   Правую   руку.   Необходимо   последовательно,   но,   в   то   же   время   не насильственно, вкладывать ложку перед едой (карандаш перед рисованием и пр.) в правую руку. Во время прогулок стараться держать ребенка за его правую руку и т.д. Если же ребенок,   несмотря   на   эти   мероприятия,   настойчиво   продолжает   пользоваться   левой рукой, не следует этого запрещать ребенку. Известно,   что   дети­левши   эмоционально   неустойчивы,   тревожны,   имеют   низкий уровень адаптационных  возможностей  центральной нервной системы. Для таких детей особенно важна эмоциональная стабильность в семейных отношениях и вредна резкая смена   окружающей   обстановки   (например,   помещение   в   детский   сад   без   периода адаптации). Наличие   заикающихся   в   семье  может   иметь   патогенное   значение   для развивающейся   речи   ребенка.   В   первую   очередь,   должно   быть   рекомендовано значительное   ограничение   речевого   общения   заикающегося   с   маленьким   ребенком, особенно в период формирования у того фразовой речи. Их общение может протекать только при использовании  таких видов речи, в которых у взрослого заикающегося не проявляется заикания (например, чтение стихов, односложная вопросно­ответная речь и пр.). Заикающимся   родителям   рекомендуется   пройти   курс   лечебно­коррекционного воздействия для устранения заикания. Для детей, речь которых формируется в условиях семьи с  двуязычием  (т.е. где говорят   на   двух   или   более   языках),   должны   быть   созданы   особые   условия.   Нервная система   детей   в   период   развития   речи   испытывает   значительное   напряжение.   Оно возрастает   в   тех   случаях,   когда   формируются   одновременно   две   языковые   системы. Нередко   в   этой   ситуации   появляются   те   или   иные   симптомы   речевой   патологии   или возникают   отклонения   от   нормы.   В   одних   случаях   это   задержка   развития   каждой   из языковых   систем,   которыми   ребенок   овладевает   одновременно,   несоответствующий возрасту   малый   словарный   запас,   задержка   формирования   грамматических   структур, использование разных языков при построении одной фразы и т.д. В других случаях может развиться и заикание. Для того чтобы избежать развития патологии речи, необходимо создать условия для формирования   лексико­грамматической   базы   сначала   одной   языковой   системы.   Это происходит в норме, как правило, к 4­м годам. После этого овладение другой языковой системой   не   приводит   к   отклонениям   в   речевом   развитии   или   речевой   патологии,   и ребенок свободно овладевает вторым языком.

Предупреждение появления заикания у дошкольников

Предупреждение появления заикания у дошкольников

Предупреждение появления заикания у дошкольников

Предупреждение появления заикания у дошкольников

Предупреждение появления заикания у дошкольников

Предупреждение появления заикания у дошкольников

Предупреждение появления заикания у дошкольников

Предупреждение появления заикания у дошкольников

Предупреждение появления заикания у дошкольников

Предупреждение появления заикания у дошкольников

Предупреждение появления заикания у дошкольников

Предупреждение появления заикания у дошкольников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2018