Преемственность в обучении Начальная школа – средняя школа в изучении предмета математики
Копова Ольга Васильевна МБОУ Лицей №15 г. Саратова
Преемственность - объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития.
Поэтому каждый год наша школа решает проблему преемственности между начальным и основным образованием. Такая проблема стоит практически перед каждым учителем математики, начинающим работу в 5 классе. Хорошо, если эта проблема только чисто психологическая. Хуже, когда обнаруживается недостаточная подготовленность учащихся к обучению математике в основном звене.
В этом году я взяла два класса 5г и 5д, обучающихся по программе Л.Г. Петерсон в начальной школе. 5г продолжил работу по данной программе а 5д стал работать по Зубаревой.
Если обратиться к содержанию программы Л.Г. Петерсон для выпускного класса начальной школы и 5 класса, то можно увидеть, что в ней преобладает углубленное и расширенное содержание по сравнению с базовым: базовое содержание - 44%, углубленное и расширенное - 56%.
Программа предусматривает изучение таких тем, которые традиционно изучаются в основной школе: делители и кратные числа, признаки делимости, НОД и НОК, обыкновенные и десятичные дроби, проценты, числовые неравенства и их свойства, прямоугольная система координат на плоскости, таблицы и диаграммы, графики реальных процессов, осевая симметрия, многогранники и т.д. К тому же, программа содержит материал, который обычно предлагается учащимся на занятиях математического кружка или факультатива: множества, комбинаторика, логика.
Большая часть учеников класса мною были отмечены как самостоятельные, работоспособные, с хорошо развитым логическим мышлением, речью, сформированностью познавательного интереса. Учащиеся активно включаются в работу, задают вопросы, выдвигают гипотезы, обоснованно отстаивают свою точку зрения. Дети достаточно легко выявляют различные закономерности, уверенно работают с таблицами, алгоритмами, научились строить математические модели текстовых задач, проводить их самостоятельный анализ и т.д.
Результаты входной контрольной работы (программа Г.В. Дорофеева, Л.Г. Петерсон) показали, что определенные знания у детей сохранились. Было проведено обстоятельное повторение программного материала и выполнен входной срез. Так, % качества в 5 «Г» классе - 80 %. При анализе выполненных работ 5г класса, в состав которого были введены учащиеся других классов, получили следующие результаты:
Класс |
Кол-во |
«5» |
«4» |
«3» |
Успев. |
Кач-во |
Подтвердили |
повысили |
понизили |
4 класс Год.оценки |
26 |
8 |
18 |
- |
100 |
100 |
- |
- |
- |
5 класс Входной срез |
26/писало 25 |
4 |
16 |
5 |
100 |
80 |
15ч/60% |
1ч/ 4% |
9ч/ 36% |
Ошибки преемственности
Общеизвестно, что многие проблемы обученности математике переносятся из года в год и характерные ошибки переходят из класса в класс и несут «лавинообразный» характер, и этот факт несомненно нужно было учитывать при работе с детьми. По опыту предыдущих лет моей работы было выявлено:
1. При переходе из начальной школы в среднюю лидируют ошибки внимания. Это чаще всего ошибки списывания (замена цифр, знаков), потеря промежуточного результата действия, ответ не на главный, а на второстепенный вопрос задания. Выяснилось, что проблема концентрации внимания, неразвитость кратковременной памяти, неумение удержать в памяти результат промежуточного действия особо выявляется именно на ступени перехода из начальной школы в среднюю.
2. Ошибки в определении порядка действий в вычислительных примерах и заданиях на тождественные преобразования выражений.
3. Ошибки в действиях с именованными числами (в преобразовании единиц площади, времени и скорости)
4. Ошибки допускают при решении текстовых задач: не понимают текста задачи, не могут правильно выделить главный вопрос задачи, составив верно краткую запись условия задачи, делают неправильный выбор действий для ее решения.(на движение и работу)
Эти проблемы выявлены (они, конечно, присутствуют не у всех детей). Будем работать над их устранением. В целом, класс готов работать по данному учебнику - по программе Л.Г. Петерсон.
Рекомендации по преемственности в преподавании математики:
1.Довести до автоматизма табличные навыки умножения и деления, навыки сложения однозначных чисел
2.Отработать письменные вычислительные навыки основных 4 действий с однозначными и двузначными числами
3.Рекомендуется учить учащихся рациональным приемам устного счета на основе законов сложения и умножения Рекомендуется учесть, что некоторые устные приемы умножения в программу начальной школы не входят
4.Обратить внимание на работу с величинами (именованными числами): сравнивать по числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах
5.Доводить работу над порядком действий в выражениях, содержащих до 4 знаков, до навыка.
6.Отработать умение решать текстовые задачи арифметическим способом (не более 2-х действий) Использовать отработанные умения в решении задач более 2-х действий
7. Обратить особое внимание на правильное использование изученной математической терминологии в речи учащихся и учителей начальной школы. Обратить внимание на то, что нахождение неизвестного компонента арифметического действия в начальной школе изучается только на одношаговых уравнениях.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.