Преемственность семьи и школы в воспитании милосердия (Из опыта работы)
Оценка 4.7
Мероприятия
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
26.05.2017
В данной статье поднимается проблема воспитания милосердия у детей младшего школьного возраста. Помочь родителям воспитать детей добрыми и отзывчивыми признано родительское собрание.В его структуру входит работа в микрогруппах, индивидуальные консультации и проигрывание проблемных ситуаций.Материал статьи поможет классному руководителю организовать работу с родителями.
Преемственность семьи и школы в воспитании милосердия.docx
Преемственность семьи и школы в воспитании милосердия
(Из опыта работы)
Сегодня, когда в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого
отношения друг к другу, большинство родителей понимают важность
и
необходимость формирования в детях таких качеств, как доброта, отзывчивость,
милосердие. Однако такое понятие как «милосердие» надолго было забыто.
Долгое время это понятие считалось отжившим себя. Но в настоящее время слово
«милосердие», как и само понятие, вернулось к нам, пройдя большой путь.
Милосердие как интерактивное нравственное качество представляет собой
сострадательную и деятельную любовь, которая служит основой для развития
способностей человека к сопереживанию, сочувствию, душевной щедрости,
бескорыстному оказанию помощи окружающим. Понимание милосердия как
общечеловеческой ценности ставит в центр воспитания внимание к чувствам,
интересам и проблемам человека, способствует формированию у детей отношения
к человеку как высшей ценности в мире. Любовь и сострадание к людям являются
главными показателями проявления милосердия. При этом можно рассмотреть
следующую совокупность признаков их проявления: сопереживание
состоянию другого человека (отзывчивость), сочувствие, внутреннее стремление
оказать поддержку другому, сердечность, встречный душевный отклик по
отношению к окружающим, действенное участие в их судьбах.
Деятельная любовь занимает особое место и структуре рассматриваемого нами
качества милосердия. Ей сопутствует возвышающая человека душевная работа,
поднимающая на более высокий нравственный уровень его отношение к людям. В
любви с особой силой развивается стремление к благополучию окружающих, к
творению радости для них.
С точки зрения Б.Т.Лихачёва любовь есть ощущение другого существа как са
мого себя. Нравственное ядро личности стимулирует саморазвитие в ней любви и
сострадания всему живому. Именно сострадание, по мнению выдающегося учено
го, заставляет ребенка глубоко почувствовать другого человека, его мучения. Оп
ределяя доброту и милосердие как ведущие нравственные качества личности,
Б.Т.Лихачев подчеркивает, что от них зависит формирование духовного мира ре
бенка. Надо помнить, что ребенок добр не тогда, когда делится тем, чего у него са
мого много. В таких условиях может развиться показная щедрость, похвальба
мнимой добротой. Настоящая доброта — в умении отказаться от собственного по
коя и удовольствия ради того, чтобы доставить удовольствие другому.
В становлении современных взглядов на проблему воспитания и развития ми
лосердия у детей ценную роль играют идеи педагогики и психологии ненасилия,
которые решают задачи, связанные с формированием соответствующей позиции у
подрастающего поколения, ненасильственного взаимодействия с окружающими в
любом виде деятельности ребенка. Педагогика ненасилия ориентирует на построение бесконфликтных взаимоотно
шений между людьми и дает образцы конструктивного разрешения конфликтов,
возникающих в окружающем социуме. Значимыми и необходимыми в воспитании
считаются такие личностные качества у детей, интеграция которых создает
предпосылки для возникновения и развития ненасилия как особой жизненной
позиции человека. Среди них выделяются миролюбие и терпимость.
Следует отметить зависимость проявлений милосердия и эмоциональной от
зывчивости к окружающим, нравственной ориентации ребенка от стиля общения
семьи, ее системы ценностей. Ведь именно в семье ребенок учится строить взаи
моотношения, беря пример с самых близких людей, родителей.
Психологопедагогические исследования свидетельствуют о том, что на основе
любви к собственным родителям у ребенка формируется уважительное и заботли
вое отношение к ним, а в дальнейшем развивается гуманное отношение к людям
вообще, становится возможным успешное воспитание и развитие милосердия к ок
ружающим. Родители, любя своего ребенка, должны уважать ею и понимать, что он
— личность, обладающая чувствами, желаниями, потребностями, что он имеет
право на понимание и сочувствие.
Организация преемственности в воспитании у детей милосердия предполагает
реализацию на практике такого важного педагогического условия, как тесное
сотрудничество родителей и педагогов. Работу с родителями я стараюсь строить в
форме диалога, предусматривающего взаимную заинтересованность, доверие,
готовность совместными усилиями развивать у ребенка сострадание, способность
к жалости и действенной помощи окружающим.
Чтобы помочь семье в решении проблем воспитания милосердия, я считаю
целесообразным использование
индивидуальных консультаций с учетом
результатов диагностики уровней проявления милосердия у детей. Провожу также
тематические родительские собрания, диспуты, праздники, коллективные
творческие дела, педагогические мастерские, в ходе которых использую приемы,
обеспечивающие активное восприятие соответствующей информации, ее
осмысление и способствующие построению модели воспитания милосердия в
семье.
Структура родительского собрания включает в себя выступление классного
руководителя по проблеме, работу в микрогруппах, а также информацию,
раскрывающую эмоциональный аспект милосердия. В ходе собрания обсждаются
вопросы, которые могут вызвать неоднозначную реакцию родителей; «Надо ли
любить всех?», «Почему человеку нужно милосердие?» и т.п. Теоретические
знания сопровождаются практическими рекомендациями, проигрыванием и мо
делированием возможных жизненных ситуаций с целью помочь родителям
взглянуть на себя глазами ребенка, увидеть новые нюансы семейных взаимоот
ношений.
Особую роль играют индивидуальные консультации, которые способствуют
выработке согласованных действий родителей и педагогов, опираясь на единую
программу корректировки поведения на основе диагностики. Для каждого ребенка Примером такой
я подбираю свой арсенал средств, стимулирующих проявление гуманности, заботы
и сопереживания к окружающим. Так, для одного стараюсь создавать ситуации
приобретения положительного опыта взаимодействия, для другого — овладения
эмоциональной стороной помощи нуждающимся. В работе с детьми организовываю
такую практическую деятельность, в которой можно проявить сострадание к
окружающим.
Для того чтобы показать роль семьи в развитии эмпатийиых процессов у детей,
нужно знакомлю родителей с методами воспитания милосердия, нацеливаю их на
поощрение способности ребенка к состраданию и душевной щедрости. Для этого
использую такую нетрадиционную форму занятий с родителями, как
педагогическая мастерская.
работы может послужить
мастерская «Милосердие — это активная доброта». Приведу её содержание.
В первом задании родителям было предложено написать в одном столбике
качества, которые они хотели бы воспитать у своих детей, в другом — черты, ко
торые они не желали бы видеть у них. Списки положительных и отрицательных
качеств были дополнены в работе парами, и в полученный словарик внесены те
словакачества, которых там нехватало по мнению родителей. К самому важному
слову, на взгляд каждого из родителей, был подобран ассоциативный ряд.
Большинство родителей самым значимым качеством посчитали доброту.
Милосердие среди записанных слов не встречалось, однако родители указали
близкие понятия — «человечность» и «отзывчивость». Это стало исходной точкой
для дискуссии: «Почему милосердие было предано забвению, считается ли это
нравственное качество актуальным сегодня?»
Выдвинутые вопросы затронули чувства многих участников мастерской,
поскольку каждый в своей жизни испытывал ситуации эмоционального напряжения
и душевной боли. Мысли и воспоминания на эту тему были оформлены в
письменные размышления. Это было одно из самых трудных заданий для
родителей, так как вначале оно вызвало с их стороны некоторую озабоченность и
настороженность. Сложно было на листе бумаги зафиксировать свои чувства и
ощущения, передать боль и беду, душевные терзания. Однако вопросы,
предваряющие данное задание, помогли кратко (10—12 предложений) передать
свое отношение к проблеме милосердия.
Проигрывание родителями проблемных ситуаций, приближенных к реальным,
дало, почувствовать позиции ребенка, родителя, других взрослых, про
анализировать потенциальные возможности семьи в воспитании милосерлия у де
тей. Затем родители перераспределились в группы по и попытались выбрать из
перечня возможных методов и приемов воспитания милосердия в семье, на их
взгляд, наиболее эффективные и провели презентацию выбранных методов от
каждой группы. Это оказались беседа, анализ фильмов и прочитанных книг, лич
ный пример родителей, сюжетноролевые игры и т.д. Постепенно у каждого
вырисовывался свой образ модели воспитания милосердия в семье.
В ходе мастерской для родителей были приближены новые ценностные ориенти
ры: гуманизация воспитания, интерес к индивидуальности своего ребенка, стрем ление воспитать его добрым, милосердным, способным на душевную щедрость и
деятельное сострадание к людям. Мастерская стимулировала родителей к актив
ному и творческому взаимодействию с педагогами для поиска оптимального пути
воспитания милосердия у детей.
Преемственность семьи и школы в воспитании милосердия (Из опыта работы)
Преемственность семьи и школы в воспитании милосердия (Из опыта работы)
Преемственность семьи и школы в воспитании милосердия (Из опыта работы)
Преемственность семьи и школы в воспитании милосердия (Из опыта работы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.