Преемственность семьи и школы в воспитании милосердия (Из опыта работы)
Оценка 4.7

Преемственность семьи и школы в воспитании милосердия (Из опыта работы)

Оценка 4.7
Мероприятия
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
26.05.2017
Преемственность семьи и школы в воспитании милосердия (Из опыта работы)
В данной статье поднимается проблема воспитания милосердия у детей младшего школьного возраста. Помочь родителям воспитать детей добрыми и отзывчивыми признано родительское собрание.В его структуру входит работа в микрогруппах, индивидуальные консультации и проигрывание проблемных ситуаций.Материал статьи поможет классному руководителю организовать работу с родителями.
Преемственность семьи и школы в воспитании милосердия.docx
Преемственность семьи и школы в воспитании милосердия (Из опыта работы) Сегодня, когда в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения   друг   к   другу,   большинство   родителей   понимают   важность     и необходимость формирования в детях таких качеств, как доброта, отзывчивость, милосердие.   Однако   такое   понятие   как   «милосердие»   надолго   было   забыто. Долгое время это понятие считалось отжившим себя. Но в настоящее время слово «милосердие», как и само понятие, вернулось к нам, пройдя большой путь. Милосердие   как   интерактивное  нравственное   качество   представляет   собой сострадательную   и   деятельную   любовь,   которая   служит   основой   для   развития способностей   человека   к   сопереживанию,   сочувствию,   душевной   щедрости, бескорыстному   оказанию   помощи   окружающим.   Понимание   милосердия   как общечеловеческой   ценности   ставит   в   центр   воспитания   внимание   к   чувствам, интересам и проблемам человека, способствует формированию у детей отношения к человеку как высшей ценности в мире. Любовь и сострадание к людям являются главными   показателями   проявления   милосердия.  При   этом   можно   рассмотреть следующую совокупность признаков их проявления: сопереживание состоянию другого человека (отзывчивость), сочувствие, внутреннее стремление оказать   поддержку   другому,   сердечность,   встречный   душевный   отклик   по отношению к окружающим, действенное участие в их судьбах.    Деятельная любовь  занимает особое место и структуре рассматриваемого нами качества милосердия. Ей сопутствует возвышающая человека  душевная работа, поднимающая на более высокий нравственный уровень его отношение к людям. В любви с особой силой развивается стремление к благополучию окружающих, к творению радости для них. С точки зрения Б.Т.Лихачёва любовь есть ощущение другого существа как са­ мого себя. Нравственное ядро личности  стимулирует саморазвитие в ней любви и сострадания всему живому. Именно сострадание, по мнению выдающегося учено­ го, заставляет ребенка глубоко почувствовать другого человека, его мучения. Оп­ ределяя   доброту   и   милосердие  как   ведущие  нравственные   качества   личности, Б.Т.Лихачев подчеркивает, что от них зависит формирование духовного мира ре­ бенка. Надо помнить, что ребенок добр не тогда, когда делится тем, чего у него са­ мого   много.   В   таких   условиях   может   развиться   показная   щедрость,   похвальба мнимой добротой. Настоящая доброта — в умении отказаться от собственного по­ коя и удовольствия ради того, чтобы доставить удовольствие другому.    В становлении современных взглядов на проблему воспитания и развития ми­ лосердия у детей ценную роль играют идеи педагогики и психологии ненасилия, которые решают задачи, связанные с формированием соответствующей позиции у подрастающего поколения, ненасильственного взаимодействия с окружающими в любом виде деятельности ребенка. Педагогика ненасилия ориентирует на построение бесконфликтных взаимоотно­ шений между людьми и дает образцы конструктивного разрешения конфликтов, возникающих в окружающем социуме. Значимыми и необходимыми в воспитании считаются   такие   личностные   качества   у   детей,   интеграция   которых   создает предпосылки   для   возникновения   и   развития   ненасилия   как   особой   жизненной позиции человека. Среди них выделяются миролюбие и терпимость.     Следует   отметить   зависимость   проявлений   милосердия   и   эмоциональной   от­ зывчивости к окружающим, нравственной ориентации ребенка от стиля общения семьи, ее системы ценностей. Ведь именно в семье ребенок учится строить взаи­ моотношения, беря пример с самых близких людей, родителей.    Психолого­педагогические исследования свидетельствуют о том, что на основе любви к собственным родителям у ребенка формируется уважительное и заботли­ вое отношение к ним, а в дальнейшем  развивается гуманное отношение к людям вообще, становится возможным успешное воспитание и развитие милосердия к ок­ ружающим. Родители, любя своего ребенка, должны уважать ею и понимать, что он —  личность,  обладающая   чувствами,  желаниями,  потребностями,  что   он   имеет право на понимание и сочувствие.    Организация преемственности в воспитании у детей милосердия предполагает реализацию   на   практике   такого   важного   педагогического   условия,   как   тесное сотрудничество родителей и педагогов. Работу с родителями я стараюсь строить в форме   диалога,   предусматривающего   взаимную   заинтересованность,   доверие, готовность совместными усилиями развивать у ребенка сострадание, способность к жалости и действенной помощи окружающим.     Чтобы   помочь   семье   в   решении   проблем   воспитания   милосердия,   я   считаю целесообразным   использование  индивидуальных   консультаций  с   учетом результатов диагностики уровней проявления милосердия у детей. Провожу также тематические   родительские   собрания,   диспуты,   праздники,   коллективные творческие дела, педагогические мастерские, в ходе которых использую приемы, обеспечивающие   активное   восприятие   соответствующей   информации,   ее осмысление   и   способствующие   построению   модели   воспитания   милосердия   в семье.    Структура   родительского  собрания    включает   в себя  выступление  классного руководителя     по   проблеме,   работу   в   микрогруппах,   а   также   информацию, раскрывающую эмоциональный аспект милосердия. В ходе собрания  обсждаются вопросы,   которые   могут   вызвать   неоднозначную   реакцию   родителей;   «Надо   ли любить   всех?»,   «Почему   человеку   нужно   милосердие?»   и   т.п.   Теоретические знания   сопровождаются   практическими   рекомендациями,   проигрыванием   и   мо­ делированием   возможных   жизненных   ситуаций   с   целью   помочь   родителям взглянуть  на  себя глазами  ребенка, увидеть  новые нюансы  семейных взаимоот­ ношений.     Особую   роль   играют  индивидуальные   консультации,  которые   способствуют выработке согласованных действий родителей и педагогов, опираясь на единую программу корректировки поведения на основе диагностики. Для каждого ребенка Примером   такой   я подбираю свой арсенал средств, стимулирующих проявление гуманности, заботы и сопереживания к окружающим. Так, для одного стараюсь создавать ситуации приобретения положительного опыта взаимодействия, для другого — овладения эмоциональной стороной помощи нуждающимся. В работе с детьми организовываю такую   практическую   деятельность,   в   которой   можно   проявить   сострадание   к окружающим.    Для того чтобы показать роль семьи в развитии эмпатийиых процессов у детей, нужно знакомлю родителей с методами воспитания милосердия, нацеливаю их на поощрение способности ребенка к состраданию и душевной щедрости. Для этого использую   такую   нетрадиционную   форму   занятий   с   родителями,   как педагогическая   мастерская.   работы   может   послужить мастерская «Милосердие — это активная доброта». Приведу её содержание.       В   первом   задании   родителям   было   предложено   написать   в   одном   столбике качества, которые они хотели бы воспитать у своих детей, в другом — черты, ко­ торые они не желали бы видеть у них. Списки положительных и отрицательных качеств были дополнены в работе парами, и в полученный словарик внесены те слова­качества, которых там нехватало по мнению родителей. К самому важному слову,   на   взгляд   каждого   из   родителей,   был   подобран   ассоциативный   ряд. Большинство   родителей   самым   значимым   качеством   посчитали  доброту. Милосердие   среди   записанных   слов   не   встречалось,   однако   родители   указали близкие понятия — «человечность» и «отзывчивость». Это стало исходной точкой для дискуссии: «Почему милосердие было предано забвению, считается ли это нравственное качество актуальным сегодня?»     Выдвинутые   вопросы   затронули   чувства   многих   участников   мастерской, поскольку каждый в своей жизни испытывал ситуации эмоционального напряжения и   душевной   боли.   Мысли   и   воспоминания   на   эту   тему   были   оформлены   в письменные   размышления.   Это   было   одно   из   самых   трудных   заданий   для родителей, так как вначале оно вызвало с их стороны некоторую озабоченность и настороженность. Сложно было на листе бумаги зафиксировать  свои чувства и ощущения,   передать   боль   и   беду,   душевные   терзания.   Однако   вопросы, предваряющие  данное  задание, помогли кратко  (10—12 предложений) передать свое отношение к проблеме милосердия.   Проигрывание   родителями   проблемных   ситуаций,   приближенных   к   реальным, дало,   почувствовать   позиции   ребенка,   родителя,   других   взрослых,   про­ анализировать потенциальные  возможности семьи в воспитании милосерлия у де­ тей. Затем родители перераспределились в группы по и попытались выбрать из перечня возможных методов и приемов воспитания  милосердия в семье, на их взгляд,   наиболее   эффективные   и   провели   презентацию   выбранных   методов   от каждой группы. Это оказались беседа, анализ фильмов и прочитанных книг, лич­ ный   пример   родителей,   сюжетно­ролевые   игры   и   т.д.   Постепенно   у   каждого вырисовывался свой образ модели воспитания милосердия в семье.   В ходе мастерской для родителей были приближены новые ценностные ориенти­ ры: гуманизация воспитания, интерес к индивидуальности своего ребенка, стрем­ ление воспитать его добрым, милосердным, способным на душевную щедрость и деятельное сострадание к людям. Мастерская стимулировала родителей к актив­ ному и творческому взаимодействию с педагогами для поиска оптимального пути воспитания милосердия у детей.

Преемственность семьи и школы в воспитании милосердия (Из опыта работы)

Преемственность семьи и школы в воспитании милосердия (Из опыта работы)

Преемственность семьи и школы в воспитании милосердия (Из опыта работы)

Преемственность семьи и школы в воспитании милосердия (Из опыта работы)

Преемственность семьи и школы в воспитании милосердия (Из опыта работы)

Преемственность семьи и школы в воспитании милосердия (Из опыта работы)

Преемственность семьи и школы в воспитании милосердия (Из опыта работы)

Преемственность семьи и школы в воспитании милосердия (Из опыта работы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2017