__________________________________
ПРИЁМЫ ТВОРЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ
______________________________________________________________
Приемы метода творческого чтения: выразительное чтение произведений (акцентно-смысловое), комментированное чтение, чтение с попутной формулировкой вопросов, интуитивно-сотворческий прием прогнозированного чтения (или абдукции-угадывания). Отдельно рассмотрим некоторые из них.
Акцентно-смысловое (выразительное) чтение произведений
Акцентно-смысловое чтение имеет огромное значение для воспитания у школьников полноценного эмоционального восприятия художественной литературы духовно-нравственного содержания. В методическом арсенале учителя, преподающего предметы духовно-нравственного цикла, подобная работа весьма желательна.
Для учащихся 5–6 класса задача работы над стихотворным произведением духовного содержания, как правило, сводится к подготовке его выразительного прочтения:
– Подумайте об эмоциональной окраске стихотворения;
– Прочитайте текст вслух, передавая настроение, присущее этому произведению.
Почему работу следует строить таким образом? Потому что понимание изучаемого для детей этого возраста выражается не в рассуждениях о смысле произведения, не в определении словами возникающего при чтении настроения, а в п е р е д а ч е этого н а с т р о е н и я в выразительном (акцентно-смысловом) прочтении.
Процесс подготовки акцентно-смыслового чтения создает на уроке атмосферу творческого приобщения к искусству, помогает постигать идейную суть произведения, формирует умения и навыки его воплощения в звучащем слове.
Как же работать над акцентно-смысловым чтением? Первым в числе приемов этой работы считается выразительное чтение произведения самим учителем. Интерпретация, выраженная в живом звучащем слове, дает первый вариант анализа. Помимо этого, во время чтения художественного произведения между учителем и учениками возникает особенно тесный контакт, душевная близость. После этого предлагается ребятам прочитать текст «про себя». Потом дети должны подумать, какие слова в первой строфе являются главными, ключевыми (на них падает логическое ударение). Какова эмоциональная окраска текста? Какие слова особенно важны для выражения эмоций? Где в тексте надо сделать паузы? После этого один из учеников прочитает первую строфу. Остальные подумают, правильно ли он прочитал, передал ли голосом смысл текста, смог ли передать голосом художественный образ, настроение. Так же ведется работа над следующими строфами. В оценке чтения обязательно участвует класс.
Возможна и «обратная подготовка», при которой дети самостоятельно выявляют основную мысль и пытаются передать ее через акцентносмысловое чтение. Сравнив несколько вариантов, класс выбирает наиболее приемлемый. Такая «обратная подготовка» выразительного чтения, конечно, возможна уже только на определенной возрастной ступени творческого освоения доступного детям художественного произведения духовнонравственного содержания.
Необходимо обращаться к акцентно-смысловому чтению при изучении не только стихотворений, но и нравственных текстов в прозе, что позволяет делать данные тексты более осмысленными и доступными, а также вызывает неизменный интерес учащихся.
Неизбежно а к ц е н т н о - с м ы с л о в о е ц и т и р о в а н и е эпизодов из сказаний о святых, из житийной литературы.
Интуитивно-сотворческое
(прогнозированное) чтение
Предлагаем интересный прием творческого прочтения произведения духовно-нравственного содержания – интуитивно-сотворческий (или абдукции – угадывания). Он особенно актуален во время первоначального чтения житийной и художественной литературы. Учитель во время чтения делает остановку и опускает одно из событий. Это событие ученику надо восстановить. Интересны такие пропуски в проблемных поворотах сюжета. Например, при чтении жития святого преподобного Авраамия Смоленского можно сделать остановки и предложить следующие вопросы:
– Как Авраамий распорядился богатым наследством родителей после их смерти?
– Почему вы так считаете?
Современные дети дают разные ответы, как можно потратить деньги, доставшиеся без усилий и труда. Далее следует чтение текста, из которого учащиеся узнают, что Авраамий все состояние раздал вдовам и сиротам.
– Как же поступил святой на самом деле? Подумайте, почему? И др.
Особенно интересен пропуск финальной части жития, в которой говорится о гонениях на Авраамия Смоленского. Часто у детей после с о б с т в е н н ы х построений финала а в т о р с к и й вызывает удивление и заставляет размышлять о личностных качествах святого еще долгое время после урока.
Таким образом, данный метод создает проблемную ситуацию на уроке и ненавязчиво предлагает школьнику роль активного «со-творца» содержания произведения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.