И. С. Тургенев - замечательный русский писатель, автор многих рассказов и повестей, мастер пейзажа. В своих произведениях работает как самый настоящий художник, целенаправленно и совершенно точно сверяя каждую крупицу палитры красок с представленными настроениями героев. Писатель дает нам понять, что цвет может являться не только душой художественного мира живописи, но и весомой частью произведения, её полноправным фундаментом.
Цель исследования: выявить особенности цветовой лексики, рассмотреть на конкретных примерах из текста, для чего используются писателем в произведении слова, связанные с передачей цвета, и какое воздействие оказывают на читателя.
Гипотеза, которую мы выдвинули, предполагает, что «цветовая» лексика способствует созданию фона, на котором разворачиваются события произведения и раскрываются характеры героев.
Задачи:
- подробно рассмотреть все описания природы в рассказе «Бежин луг»;
- обратить внимание на количественное преобладание слов определённой лексики («цветовой»);
- выявить, какие части речи используются для передачи цвета и в создании каких изобразительно-выразительных средств они участвуют;
- показать, как описание природы, насыщенное «цветовыми словами», согласуется с идейным содержанием рассказа;
- составить словарь слов со значением цвета в рассказе.
Этапы исследования:
- Чтение и анализ рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг».
- Поиск в тексте слов, относящихся к «цветовой» лексике.
- Систематизация и обобщение информации в дополнительной литературе.
Новизна работы заключается, во-первых, в том, что при изучении данного рассказа в 6 классе, не уделяется достаточное внимание проблеме использования «цветовой» лексики и её роли в тексте. «Цветовая» лексика помогает видеть и чувствовать красоту, развивает культуру нашего языка.
Среди слов со значением цвета встречаются такие, которые характеризуют людей в реальном плане.
Например:
Это был стройный мальчик… с кудрявыми, белокурыми волосами, светлыми глазами.
Его желтые, почти белые волосы трогали…
Он… выставлял из-под нее (рогожи) свою русую кудрявую голову.
У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые…
Но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза.
«Бежин луг» – один из самых поэтичных рассказов И.С.Тургенева. Он пробуждает в человеке способность воспринимать прекрасное, красоту русской природы с помощью слов, имеющих значение цвета.
И вот за стволами старых лип огромный пылающий яркий шар поднимается над землею. Он увеличивается, сияет радостным золотым светом, играет, улыбается. Начинается новый день.
Часть речи | Частотность употребления |
Имя прилагательное | 133 |
Имя существительное | 11 |
Причастие | 16 |
Глагол | 22 |
Наречие | 1 |
Слова со значением цвета являются разными частями речи,
но в тексте больше всего прилагательных и глаголов,
меньше причастий и существительных. Ясно становится,
что прилагательные характеризуют предмет в произведении,
служат для создания описаний. Используются чаще всего в переносном значении.
Использование средств выразительности в рассказе со значением цвета
Роль слов со значением цвета
Определения в прямом значении - 24%
Определения в переносном значении - 76%
Спектр основных цветов
ЧАСТОТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ТЕКСТЕ
Синий – 21 раз
Белый - 24 раза
Красный - 18 раз
Чёрный - 32 раза
Зелёный - 15 раз
Жёлтый - 13 раз
Заключение.
Таким образом, наблюдая над «цветовой»» лексикой в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг», мы пришли к выводу, что гипотеза, выдвинутая нами в начале работы, верна. Произведение богато описаниями природы, где преобладают «цветовые» слова разных частей речи: имена существительные, имена прилагательные, причастия, глаголы, которые используются больше в переносном, чем в прямом значении. Это позволило нам составить своеобразный словарь рассказа «Бежин луг», куда вошли слова и выражения со значением цвета.
Я считаю, что данное произведение имеет большое воспитательное значение для читателя. «Цветовая» лексика учит видеть и чувствовать красоту.
Наблюдение над словами, связанными с передачей цвета, помогает собрать богатый языковой материал для русского языка и литературы и определить особенности писательской манеры И. С. Тургенева и заставляет работать над выразительностью собственной речи.
Список использованной литературы
1. Р.И. Альбеткова «Русская словесность. От слова к словесности» - М: Дрофа,2004.
2. Виноградов В. В. Русский язык. М., 1972.
3. Ефимов И. С. Филологический анализ слова художественного текста. - Журнал «Русский язык в школе», 1982 г., №2, с. 56-59.
4. П. Г. Пустовойт "И. С. Тургенев – художник слова". Изд-во Московского университета, 1980.
5. Д.Э. Розенталь, И.Б.Голуб Секреты стилистики - М: Айрис пресс, 1998.
6. Учебник - хрестоматия В. Я. Коровиной «Литература 6 класс», ч. 1.
7. Шанский Н. М. Лексикология современного русского языка. М., 1972.
8. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – РЯШ, 1971, №3, с. 99
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.