Качество продукции
В рыночных условиях массового производства, порождающего глобальную конкуренцию, необходимо по-особому относиться к качеству как к экономической категории.Качество продукции – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.Контроль качества – проверка соответствия количественных или качественных характеристик продукции или процесса, от которого зависит качество продукции, установленным техническим требованиям.
6
Конкурентоспособность продукции
Под конкурентоспособностью продукции или услуги понимается их способность выдерживать конкуренцию, т.е. возможность успешной продажи на конкретном рынке в определенный момент времени. Для этого товар должен удовлетворять конкретную потребность потребителя и быть доступным по цене.
Конкурентоспособность – комплексная характеристика, определяющая предпочтение товара на рынке по сравнению с аналогичными изделиями-конкурентами как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение
7
Показатели качества продукции
Показатели качества продукции необходимы для анализа и планирования уровня качества продукции на предприятии и определения ее конкурентоспособности.
Показатели бывают:
Единичные
Эргономические
Патентно-правовые
Экономические
8
Методы определения показателя качества
Под определением показателя качества подразумевается нахождение его численного значения. Для этого на практике в зависимости от специфики продукции применяются следующие методы:
измерительный метод
регистрационный метод
вычислительный метод
органолептический метод
социологический метод
экспертный метод
9
Стандартизация
Важным фактором, воздействующим на достижение необходимого качества продукции, является стандартизация.
Стандартизация — это деятельность, направленная на достижение упорядочения в определенной области посредством установления правил для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих потенциальных задач.
Стандарт — нормативный документ, в котором устанавливаются правила, общие принципы, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации, направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.Объектом стандартизации может быть продукция, услуги и процессы, имеющие перспективу многократного повторения и использования.
10
Задачи стандартизации
оказание помощи товаропроизводителям в производстве продукции такого качества, которая нужна потребителю и которая будет пользоваться спросом;
регламентация требований к условиям и методам, обеспечивающим достижение высоких показателей качества продукции. В первую очередь это касается технологий производства
11
Сертификация
Сертификация — средство гарантии производителя продукции полного соответствия ее требованиям нормативно-технической документации, переход к удовлетворению на качественно более высоком уровне требований потребителей, как на внешнем рынке, так и внутри страны. По своему содержанию она включает два вида деятельности: аттестацию продукции и производства, технический надзор за соблюдением установленных требований и правил.
В международной торговле обеспечение конкурентоспособности продукции невозможно без подтверждения ее актом сертификации. Изделие, прошедшее сертификационные испытания на соответствие стандартов ИСО или МЭК, признается покупателями во всех странах—участницах сертификационных соглашений по данному виду продукции
12
Функции сертификации
Создание современных условий для деятельности предприятий всех форм собственности и индивидуальных предпринимателей, фермеров на внутреннем рынке и для участия в международной торговле и сотрудничестве;
Контроль безопасности продукции и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья людей и имущества;
Защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
Подтверждение показателей качества продукции и услуг, заявленных изготовителем;
Содействие потребителям в компетентном выборе продукции и услуг.
13
Нормативные документы
В России нормативные документы по стандартизации подразделяются на следующие категории:
• государственные стандарты РФ — ГОСТ Р;
• отраслевые стандарты — ОСТ;
• технические условия — ТУ;
• стандарты предприятия и объединения — СТП;
• стандарты научно-технических и инженерных обществ — СТО.
14
Виды стандартов
В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований разрабатывают стандарты следующих видов:
стандарты основополагающие;
стандарты на продукцию, услуги;
стандарты на процессы;
стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).
15
Виды стандартов
В зависимости от масштабности распространения стандартов они подразделяются на:
Национальный стандарт (ГОСТ Р) — стандарт, принятый национальным органом по стандартизации одной страны.
Региональный стандарт — стандарт, принятый региональной международной организацией по стандартизации.
Межгосударственный стандарт (ГОСТ) — стандарт, принятый государствами, присоединившимися к соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, и применяемый ими непосредственно.
Международный стандарт — стандарт, принятый Международной организацией по стандартизации (ИСО).
16
Управление качеством продукции
Управление качеством – это процесс влияния, в результате которого субъект управления приводит в действие те или иные факторы, формирующие качество продукции. Главной целью управления качеством является формирование высоких потребительских свойств продукции, максимально удовлетворяющих запросы фактических и потенциальных потребителей
17
Факторы влияющие на качество продукции
На каждом предприятии на качество продукции влияют самые разнообразные факторы, как внутренние, так и внешние.
К внутренним факторам относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия.
Внешние факторы в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции (если предприятие не является монополистом).
20
Внутренние факторы
Их можно целесообразно классифицировать в следующие группы:
Технические факторы
Организационные факторы
Экономические факторы
Социально-психологические
21
Внешние факторы
К ним в первую очередь относятся:
требования рынка, т.е. покупателей;
конкуренция;
нормативные документы в области качества продукции;
необходимость завоевания достойного места как на внутреннем, так и на внешнем рынке;
обеспечение имиджа фирмы в среде покупателей, деловых людей и др.
22
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.