Подтип Черепные. Надкласс Рыбы (5 ч)
Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение. Части тела. Покровы. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств.
Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявления у рыб. Понятие о популяции.
Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Современное состояние промысла осетровых. Запасы осетровых рыб и меры по их восстановлению.
Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Значение их в происхождении наземных позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.
Промысловое значение рыб. География рыбного промысла. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и др. (в зависимости от местных условий). Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.
Рыборазводные заводы и их значение. Прудовое хозяйство. Сазан и его одомашненная форма — карп. Другие виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах. Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аквариумное рыбоводство.
Лабораторная работа № 6 «Внешнее строение и особенности передвижения рыб»
Лабораторная работа № 7 «Внутреннее строение рыбы»Данный материал можно использовать в двух вариантах прохождения темы "Класс рыбы". Первый вариант, это блочное прохождение материала. Второй вариант, по программе. Можно свободно корректировать материал для своих программ.
МАОУ «Ангарский лицей №2 имени М.К.
Янгеля»
Подтип Черепные.
Общая характеристика.
Надкласс Рыбы.
Общая характеристика
Л.р. № 6. Внешнее строение и
особенности передвижения рыбы
Выполнил учитель
биологии:
Шестакова И.К.
Внутреннее строение костной рыбы
(информация)
Л. р. № 7. Внутреннее строение
рыбы
Учебник стр.160
Особенности размножения рыб
Раздельнополые
Нерест
Живорождение
Миграции
Проходные
Практическая работа:
• Заполнить таблицу «Органы
размножения рыб»
Особь
Органы
Функции
размножения
Самец
Самка
Тема урока:
Основные систематические
группы рыб
Тип
Хордовые
подтип
Оболочники
подтип
Бесчерепные
Черепные
(Позвоночные)
Класс
хрящевые
рыбы
Класс
костные
рыбы
Класс
Ланцетни
ки
Тип Хордовыеподтип ОболочникиЧерепные(Позвоночные)подтип БесчерепныеКлассЛанцетникиКласс хрящевые рыбыКласс костные рыбы
Костные рыбы
Хрящевые рыбы
ые
Осетрообразн
Сельдеобразн
ые
Лососеобразн
ые
Карпообразн
ые
Окунеобразн
ые
Двоякодыша
щие
Кистепёрые
Акул
ы
Скат
ы
Химер
ы
Признак
Скелет
Хорда
Размножени
е и развитие
Плавательны
й пузырь
Жаберные
Хрящевые
рыбы
хрящевой
сохраняется в
течение всей
жизни
внутреннее
оплодотворен
ие,
живорождени
е
нет
Костные рыбы
костный
заменяется
позвоночнико
м
наружное
оплодотворен
ие, стадия
личинки и
малька
есть
нет
есть
Промысловые рыбы.
Их использование и охрана
современное
рыболовство
искусственное
разведение
Рыбоводство – отрасль
животноводства, занимающаяся
разведением ценных видов рыб.
Россия – родина
осетрового рыбоводства.
Прудовые
хозяйства
нерестовые
выростные
зимовальные
нагульные
Полный контроль
со стороны
человека за
всеми этапами
выращивания
рыбы.
• карп
• щука
•
• белый амур
• форель
• стерлядь
карась
Схема прудового
хозяйства
Нерестовый
Выростной
Зимовальный
Товарная
рыба
Нагульный
Рыбы имеют огромное
значение в природе и жизни
человека.
Рыболовство – массовый
промысел рыбы.
Для сохранения численности
рыб принимаются охранные
законодательства и переход
к искусственному
разведению рыб.
Охранные законодательства
предписывают количество, место
и время лова рыбы;
путей.
запрет на орудия и способы лова,
приводящие к массовой гибели
рыбы;
установка очистных сооружений;
строительство обходных речных
Практическая работа:
• Заполнить таблицу «Группы костных
Группы костных рыб
Представит
Признаки
ели
природе и для
Значение в
человека
рыб»
Группа
Сельдеобраз
ные
Лососевые
Карпообразн
ые
Трескообраз
ные
Дома:
Прочитать § 31 - §35
(30-34, фиолетовые учебники)
Проверочный тест