Как dandy лондонский одет…
(исследование по роману в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» )
Быть можно дельным человеком,
и думать о красе ногтей!
Во втором томе "Словаря языка Пушкина", изданного в 1956 году можно прочесть, что слово "мода" в произведениях Пушкина употреблено 84 раза! И больше всего примеров авторы словаря приводят из романа «Евгений Онегин».
Мода начала XIX века находилась под влиянием идей Великой Французской революции и Франция диктовала моду всей Европе...
Русский костюм дворян формировался в русле общеевропейской моды. Со смертью императора Павла I рухнули запреты на французский костюм. Дворяне примерили фрак, сюртук, жилет.
Пушкин в романе “Евгений Онегин” говорит с иронией о наряде главного героя:
“…Я мог бы
пред ученым светом
Здесь описать его наряд;
Конечно б это было смело,
Описывать моё же дело:
Но панталоны, фрак, жилет,
Всех этих слов на русском нет…”
Мода мужского костюма
Мужской костюм пушкинских времен приобрел большую строгость и мужественность по сравнению с XVIII веком. Мужскую моду на протяжении XIX века диктует преимущественно Англия. Пушкин, описывая модный костюм Онегина, отмечает: "Как dandy лондонский, одет"
Как одевались дэнди тех времен? Поверх белоснежной рубашки со стоячим накрахмаленным воротником, жестким и тугим , на шею повязывали галстук.
Поверх жилета надевали фрак.
Другой распространенной мужской одеждой был сюртук, в переводе с французского - "поверх всего". Первоначально сюртук надевали на фрак, мундир. Он заменял современное пальто.
Дополнением к мужскому костюму служили перчатки, трость и часы на цепочке, для которых в жилете был предусмотрен специальный карман. Распространены были и мужские украшения: помимо обручального кольца, многие носили перстни с камнями.
(схема Ткачук рассказывает, показывает фото)
Эталон мужской красоты
Эталон – образец для подражания, идеал.
В пушкинское время фраки туго обхватывали талию и имели пышный в плече рукав, что помогало мужчине соответствовать идеалу красоты той поры.
Тонкая талия, широкие плечи, маленькие ноги и руки при высоком росте!
Пушкин пишет об Онегине:
"...Вот
мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде;
Как dandy лондонский одет -
И наконец увидел свет.
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил."
Женская мода
Отгремела война 1812 года, но тем не менее, наиболее популярным в культуре вообще, и в моде в частности, к 20-м годам 19 века, был стиль ампир. Название его происходит от французского слова “империя”, а вдохновили его победы Наполеона.
В основе этого стиля лежит подражание античным образцам. Костюм был выдержан в одном стиле с колоннами, высокая талия женских платьев, прямая юбка, корсет, помогающий лучше сохранить силуэт, создавали образ высокой, стройной красавицы античного Рима.
Мода женского костюма
В начале века женский костюм дополнялся множеством разнообразных украшений, словно компенсирующих его простоту и скромность: жемчужными нитями, браслетами, колье, диадемами, фероньерками, серьгами. Браслеты носили не только на руках, но и на ногах, а перстнями и кольцами украшали чуть ли не каждый палец руки. Дамские туфельки, сшитые из материи, имели форму лодочки и обвязывались лентами вокруг щиколотки наподобие античных сандалий.
Особо популярны были корсеты.
Корсет носила очень узкий
И русский Н как N французский
Произносить умела в нос.
Большую роль в гардеробе женщины по-прежнему играют пелерины, шарфы, шали.
«На кудри милой головы
Я шаль зеленую накинул».
Женская фигура по форме стала напоминать перевернутый бокал.
В дамский туалет входили длинные перчатки, которые снимались только за столом (а митенки – перчатки без пальцев – не снимали вовсе), веер, ридикюль (маленькая сумочка) и небольшой зонт, служивший защитой от дождя и солнца.
(схема Ткачук рассказывает, показывает фото)
Эталон женской красоты
Мода XIX века тяготела к искусственности. Всё естественное, натуральное казалось грубым, примитивным. Здоровый румянец и загар, крепкое и сильное тело были признаками низкого происхождения.
Идеалом красоты считались «осиные талии», бледные лица, изнеженность и утонченность.
Первой красавицей по праву можно назвать Наталью Николаевну Пушкину – жену поэта.
В круг стана вьются и трепещут прозрачной сетью кружева».
“…Музыки грохот,
свеч блистанье,
Мельканье, вихорь быстрых пар,
Красавиц лёгкие уборы.
Людьми пестреющие хоры,
Невест обширный полукруг,
Всё чувства поражает вдруг…”
"Скажи
мне, князь, не знаешь ты,
Кто там в малиновом берете
С послом испанским говорит?"
Князь на Онегина глядит.
- Ага! давно ж ты не был в свете.
Постой, тебя представлю я. -
"Да кто ж она?" - Женя моя. -..
ВЫВОД:
Герои романов и повестей А.С.Пушкина следовали моде и одевались по моде, иначе бы достопочтенная публика не читала бы произведений нашего Великого писателя, он жил среди людей и писал о том, что было близко людям. А коварная мода тем временем шла вперед и вперед...
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.