Методические приёмы, используемые на уроках русского языка языка и литературы при формировании метапредметных результатов
Володина Лилия Владимировна,
учитель украинского языка и литературы
МОУ «Школа №30 г. Донецка»
Методический прием «Тонкие и толстые вопросы»
Тонкие вопросы
Кто…?
Что…?
Когда…?
Может…?
Будет…?
Мог ли…?
Как звать…? Было ли…?
Согласны ли Вы…?
Верно ли…?
Толстые вопросы
Дайте три объяснения, почему…?
Объясните, почему…?
Почему вы думаете…?
Почему Вы считаете…?
В чем различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…?
Расположите отрывки из «Повести временных лет» в хронологическом порядке. Объясните, как появилось, по мнению летописца, государство Русь. Какие отрывки представляются вам более достоверными и почему?
1).И сел Олег княжить в Киеве, и сказал Олег: «Это будет мать городам русским».
2).В лето 6367(859). Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со славян, и с мери, и со всех кривичей, а хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по горностаю и белке от дыма.
3).Поляне жили особо и владели своими родами... И было три брата: один по имени Кий, другой — Щек, а третий — Хорив, а сестра их была Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековицей, аХорив — на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривицей. И построили городок во имя старшего своего брата, и назвали его Киев.
4).Олег спрятал одних воинов в ладьях, а других оставил позади, а сам подошел к горам, неся малолетнего Игоря... И послал к Аскольду и Диру, говоря им, что «гость я, и идем мы в греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, своим родичам». Когда же Аскольд и Дир пришли, воины выскочили из ладей. И сказал Олег Аскольду и Диру: «Вы не князья и не княжеского рода, я же княжеского рода, а это сын Рюриков». И убили Аскольда и Дира.
5). Два года спустя умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик.
6). Было у Рюрика два мужа, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и, проходя мимо, увидели на горе городок. И спросили: «Чей это городок?» И сказали им: «Были трибрата: Кий, Щек и Хорив, которые построилигородок этот и погибли. А мы, их потомки, сидим здесь и платим дань хазарам».Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали около себя много варягов и стали владеть землею полян.
7). По смерти братьев обижали полян древляне и иные окольные. И напали на них...хазары.
8) В лето 6370. Изгнали варягов за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было между ними правды. И встал род на род, и были меж ними усобицы, и начали воевать сами с собой. И сказали они себе: «Поищем себе князя, который владел бы нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Сказали руси чудь, словене, кривичи все: «Земля наша велика и обильна. А порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались три брата со своими родами, и взяли с собой всю русь... И сел в Ладоге старейший Рюрик, а другой — Синеус — на Белом озере, а третий — Трувор — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.
9). В лето 6390(882). Пошел в поход Олег, набрав с собой много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и .пришел к Смоленску с кривичами, и взял город, и посадил там мужа своего. Оттуда отправился вниз, взял Любеч и посадил там мужа своего. И пришли к горам киевским, и узнал Олег, что княжат здесь Аскольд и Дир.
10) В лето 6387(879). Умер Рюрик, передав княженье свое Олегу, своему родичу, которому отдал на руки сына Игоря, ибо тот был еще совсем мая.
Методический прием «Верные и неверные суждения»
Даются утверждения, которые нужно оценить как верные или неверные.
Дети выбирают «верные» утверждения.
На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности.
Веришь ли ты, что…
1.Шевченко был художником? …
2Первый сборник его стихов назывался «Музыкант»?. …
3.Шевченко жил в Киеве? …
4.Шевченко учился у художника Ширяева?
Методический прием «Синквейн»
1 строка. Название– одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка. Описание – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка. Действия – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка. Чувство (фраза)– фраза, несущая определенный смысл.
5 строка. Повторение сути – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Синквейн
Существительное
-собственное,нарицатель-
ное;
-называет,конкретизиру-
ет,абстрагирует;
-выступает любым членом предложения;
-обозначает предмет.
Леся Украинка
-больная;любящая;
-борется,пишет,страдает;
-верит в светлое будущее;
-патриот
Методический прием «Диаманта»
1, 7 строчки – существительные антонимы;
2 – два прилагательных к первому существительному;
3 – три глагола к первому существительному;
4 – два словосочетания с существительными;
5 – три глагола ко второму существительному;
6 – два прилагательных ко второму существительному
-Захар Беркут;
-мудрый,ответственный;
-руководит,принимает;любит;
-любит Родину;предает Родину
-предает;служит,помогает;
-хитрый;корыстный;
-Тугар Вовк.
Методический прием «Шесть шляп»
Белая шляпа - мыслим фактами, цифрами.Желтая шляпа - позитивное мышление (что именно было полезно, хорошо и т.д., почему)Черная шляпа- противоположность желтой шляпе (что было трудно, неясно, негативно и т.д., почему)Красная шляпа – эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, удивление, агрессия, раздражение)Зеленая шляпа - творческое мышление (что можно изменить, применить, усовершенствовать и т.д.)Синяя шляпа – философская, обобщающая
10 кл.Класс делится на 5 групп. Каждая группа получает от учителя шляпу (карточку) определенного цвета: желтую, черную, белую, красную и синюю.
Белый цвет — шляпа объективного наблюдателя. Группа, получившая белую шляпу, должна собрать конкретные факты, не оценивая их.
Желтый цвет — шляпа оптимиста. Группа, получившая желтую шляпу, должна найти все положительные моменты в информации о деятельности Павла I.
Черный цвет — шляпа пессимиста. Группа, получившая черную шляпу, должна выделить все неудачи в деятельности императора.
Красный цвет — шляпа эмоционального участника. Группа, получившая красную шляпу, должна объяснить, какие эмоции и чувства испытывали участники исторического процесса (Павел I, Екатерина II, Александр Павлович, представители дворянства, заговорщики) и как они могли повлиять на принятие исторических решений.
Синий цвет — шляпа философа. Группа, получившая синюю шляпу, должна обсудить и высказать свою точку зрения о том, соответствуют ли реальности представления о личности императора.
Зелёный цвет – шляпа творца. Группа, получившая зелёную шляпу, должна предложить свой вариант развития событий или деятельности исторической личности.
Методический прием «Фишбоун» (рыбный скелет):
голова - вопрос темы,
верхние косточки - основные понятия темы,
нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос.
Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Проблема
Вывод
Причина
Причина
Факты
Факты
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.