Система оценивания ОГЭ по химии
Работа состоит из 2 частей (24 заданий).
Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом
Часть 2 содержит 5 заданий:
3 задания этой части подразумевают запись развёрнутого ответа,
2 задания этой части предполагают выполнение реального химического эксперимента и оформление его результатов.
Система оценивания ОГЭ по химии
Правильное выполнение каждого из заданий 1–3, 5–8, 11, 13–16, 18, 19 оценивается 1 баллом
Правильное выполнение каждого из заданий 4, 9, 10, 12 и 17 оценивается 2 баллами.
Максимальная оценка за выполнение каждого из заданий 20 и 22 – 3 балла; за выполнение каждого из заданий 21 и 23 – 4 балла.
Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы – 40.
Задание 1. Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества
Химический элемент - это определённый вид атомов. Атомы химического элемента могут входить в состав простых и сложных веществ. Можно охарактеризовать распространённость и формы нахождения химического элемента в природе, а также свойства его атомов (массу, размеры, строение).
Простое вещество образовано атомами одного химического элемента. Это одна из форм существования химического элемента в природе. Простое вещество характеризуется определённым составом, строением, физическими и химическими свойствами. Его применяют для получения других веществ.
Задания 2, 6. Строение атома. Строение электронных оболочек атомов
Суммарный заряд атома нейтрален количество протонов = количеству электронов.
Электроны в оболочке расположены упорядочено - слоями.
Число слоев = номеру периода, в котором стоит элемент.
Число свободных неспаренных электронов определяется по формуле
8-n, где n – номер группы, в которой стоит химический элемент.
Задание 4. Валентность и степень окисления химических элементов
Правила подсчета степени окисления
Степень окисления элемента в составе простого вещества принимается равной нулю; если вещество в атомарном состоянии, то степень окисления его атомов также равна нулю.
Ряд элементов проявляют в соединениях постоянную степень (пример фтор (-1), щелочные металлы (+1), щелочноземельные металлы, бериллий, магний и цинк (+2), алюминий (+3)).
Кислород, как правило, проявляет степень окисления -2 (исключения: пероксид Н2О2(-1) и фторид кислорода OF2 (+2)).
Водород в соединениях с металлами (в гидридах) проявляет степень окисления -1, как правило, +1(кроме SiH4, B2H6).
Алгебраическая сумма степеней окисления всех атомов в молекуле должна быть равной нулю, а в сложном ионе – заряду этого иона.
Высшая степень окисления = номеру группы элемента в Периодической системе
Правило не распространяется на элементы I группы побочной подгруппы, степени окисления которых обычно превышают +1, а также на элементы побочной подгруппы VIII группы.
Валентность атома – это способность атома образовывать определенное число химических связей с другими атомами. Валентность не имеет знака.
постоянные | переменные | ||
ХЭ | валентность | ХЭ | валентность |
H, Na, K, Ag, F | I | Cl, Br, I | I (III, V, VII) |
Be, Mg, Ca, Ba, O, Zn | II | Cu, Hg | II, I |
Al, В | III | Fe | II, III |
|
| S | II, IV, VI |
Mn | II, IV, VII | ||
Cr | III, VI | ||
N | I - V | ||
P | III, V | ||
C, Si | IV (II) |
Задание 5. Строение молекул. Химическая связь
Аллотропия
Аллотропия - явление, образования одним элементом нескольких простых веществ:
углерод – алмаз, графит, карбин, фуллерен
кислород – кислород O2 и озон O3
фосфор- белый, красный, черный
олово – серое и белое
сера – пластическая и кристаллическая
Задания 8, 9, 10. Химические свойства простых веществ: металлов и неметаллов. Химические свойства классов неорганических соединенийсвойства металловС кислотами взаимодействуют только металлы, которые находятся в ряду активности левее водорода. Т.е. неактивные металлы Cu, Hg, Ag, Au, Pt с кислотами не реагируют. Исключение составляют HNO3 (конц, разбавл.), H2SO4 (конц.)HNO3 (конц.), H2SO4 (конц.) пассивируют Fe, Al, Сr (при н.у.)Cu,Hg, Ag восстанавливают кислоты до следующих продуктов:
Активные (Me*): Li , Na, K, Rb, Cs, Fr, Ca, Sr, Ba, Ra. | Средней активности | Неактивные |
1. +H2O→ Me*OH +H2 (н.у.) | 1.+ Н2О (t0) →MeO +H2 | 1. (только Cu,Hg) |
| HNO3 конц, | → МеNO3 + NO2 +H2O |
HNO3 разбавл. | → МеNO3 + NO +H2O | |
H2SO4конц. | → МеSO4 + SO2 +H2O |
Неметаллы реагируют с металлами и между собой.
Химические свойства классов неорганических веществ
Реагент | Основный оксид | Амфотерный оксид | Кислотный | Щелочь | Амфотерный гидроксид | Кислота | Соль | H2O |
Основный оксид | - | соль | - | соль + | - | щелочь | ||
Амфотерный оксид | соль | - | соль | соль + | - | соль + | ||
Кислотный | - | - | кислота | |||||
Щелочь | - | соль + | - | соль + | соль + основа- | диссоци- | ||
Амфотерный гидроксид | соль + | - | соль + | - | соль + | - | ||
Кислота | - | соль + | - | соль + кислота | диссоци- | |||
Соль | - | соль + основа- | - | соль + кислота | соль + соль | гидролиз |
Генетическая связь веществ
Металл- основной оксид- основание- соль (Na -Na2O –NaOH – Na2SO3)
Неметалл – кислотный оксид – кислота – соль ( S – SO2 – H2SO3 - Na2SO3)
Амфотерные соединения
Металл | Оксиды и гидроксиды металлов | ||
В растворах (+Н2О) | |||
Al+NaOH=Na[AL(OH)4]+H2 | Водород выделяется | Al2O3+NaOH=Na[AL(OH)4] | Водород не выделяется |
В расплавах (при температуре) | |||
Образуются соли | |||
Al+NaOH=NaALO2+H2 | Al2O3+NaOH=NaALO2+H2O |
Задания 12, 17. Признаки реакций
Ион | Ион для определения (пример вещества) | Признак реакции |
Сl- | | Образуется творожистый белый осадок, нерастворимый в азотной кислоте. |
Br- | Образуется желтоватый осадок | |
I- | Образуется желтый осадок | |
PO43- | ||
SO42- | Ba2+ (Ba(NO3)2) | Выпадает молочно-белый осадок, нерастворимый ни в кислотах, ни в щелочах |
CO32- | H+ (HCl) | Бурное выделение газа СО2 |
NH4+ | | Появление запаха NH3 |
Fe2+ | Зеленоватый осадок↓, буреющий на воздухе | |
Fe3+ | Бурый осадок↓ | |
Cu2+ | Голубой ↓гелеобразный | |
Al3+ | Белый ↓ гелеобразный, в избытке щелочи растворяется | |
Zn2+ | ||
Ca2+ | CO32- (Na2CO3) | Белый осадок CaCO3 |
Задания 13, 14. Электролитическая диссоциация, ионный обмен
Сильные электролиты — электролиты, степень диссоциации которых в растворах равна единице (то есть диссоциируют полностью) и не зависит от концентрации раствора (сильные кислоты, такие как HCl, HBr, HI, HNO3,H2SO4).
Слабые электролиты — степень диссоциации меньше единицы (то есть диссоциируют не полностью) и уменьшается с ростом концентрации. Примеры - вода, плавиковая кислота...
Сила электролита зависит во многом от растворителя.
Неэлектролиты — вещества, в молекулах которых имеются только ковалентные неполярные или малополярные связи.
Реакция ионного обмена - одна из видов химических реакций, продуктами которой являются вода, газ или осадок.
Правила составления ионных уравнений:
• составить молекулярное уравнение реакции (коэффициенты!);
• проверить возможность протекания реакции;
• отметить вещества (подчеркнуть), которые будут записываться в молекулярном виде (простые вещества, оксиды, газы, нерастворимые вещества, слабые электролиты);
• записать полное ионное уравнение реакции;
• вычеркнуть из левой и правой части одинаковые ионы;
• переписать сокращённое ионное уравнение.
Задание 16. Безопасность в лаборатории. Смеси. Химическое загрязнение
Чистые вещества и смеси.
Чистое вещество имеет определенный постоянный состав или структуру, физические свойства (соль, сахар).
Смесь – это система, состоящая из двух и более компонентов (чистых веществ).
Вещества в смесях сохраняют свои свойства, поэтому смеси можно разделить, используя различия в этих свойствах.
Смеси могут быть однородными (нельзя обнаружить частицы веществ даже вооруженным глазом) и неоднородными.
Разделить смеси можно, используя их физические свойства.
Некоторые правила безопасной работы в лаборатории:
Работать с едкими веществами надо в перчатках.
Получение таких газов, как SO2, Cl2, NO2, NH3 надо проводить только под тягой.
Нельзя нагревать легковоспламеняющиеся вещества на открытом огне.
При нагревании жидкости в пробирке, надо сначала прогреть всю пробирку и держать ее под углом 30-450 C.
Правила безопасности при работе с бытовой химией:
Применять химические товары нужно, используя индивидуальные средства защиты - повязку и перчатки.
«Химию» необходимо применять только по назначению.
Химическую продукцию нельзя подвергать воздействию прямых солнечных лучей или открытого пламени.
При использовании бытовой химии рекомендации по дозировке и периодичности применения являются обязательными к соблюдению.
Химические средства с просроченным сроком годности категорически запрещено использовать.
Не оставляйте бытовую химию без присмотра или в доступном для детей месте.
Не используйте и не храните бытовую химию в непосредственной близости с пищевыми продуктами.
Проблемы химического загрязнения планеты. Некоторые из этих проблем:
Кислотные осадки (SO2, NO2, CO2)
Парниковый эффект (CH4, CO2)
Общее загрязнение атмосферы, воды, почвы (соли Pb2+, Cd2+, Cu2+, Hg2+ и чистая ртуть)
Озоновая дыра (фреоны)
Радиоактивное загрязнение
Задания 21, 23, 24. Химические свойства простых и сложных веществ. Экспериментальная задача. Лабораторная работа
Алгоритм выполнения заданий.
1. Составить цепочку взаимных превращений веществ, отражая генетическую связь.
Для составления цепочки превращений целесообразно отталкиваться от формулы вещества, которое необходимо получить («начать с конца»). Затем подобрать в списке исходных веществ то, которое могло бы являться «родоначальником» цепочки. Проанализировать, какие вещества способны к взаимодействию с предполагаемым исходным веществом. Причем, продукт этого взаимодействия мог бы послужить реагентом для получения конечного продукта.
2. Записать соответствующие уравнения реакций, расставить в них коэффициенты, указать тип реакций, условия их протекания (например, выделение газа или выпадение осадка).
3. В произвольной форме охарактеризовать (записать) вещества-реагенты и вещества-продукты реакции (класс веществ) и указать признаки реакций.
4. Составить сокращенное ионное уравнение в соответствии с заданием.
5. Провести эксперимент в лаборатории, комментируя свои действия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.