Современные подходы к формированию предметной развивающей среды дошкольных учреждений
Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых : от того, как устроена предметно-развивающая среда, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены.
Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, педагоги, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизическим параметрам, т.е. организацию предметно-развивающей среды.
ЗАДАЧИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ:
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;
Эмоциональное благополучие каждого ребенка;
Интеллектуальное развитие;
Создание условий для развития личности;
Приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
Взаимодействие с семьей с целью оптимизации воспитательного процесса.
ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ в соответствии с ГОС
Предметно-развивающая среда (ПРС) должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала группы, участка для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
ПРС должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности, а также возможности уединения.
Предметно-развивающая среда (ПРС) должна обеспечивать:
- реализацию основной образовательной программы (ООП), а также различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе ОДО;
- в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;
- учёт национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
НАСЫЩЕННОСТЬ СРЕДЫ ПРЕДПОЛАГАЕТ:
- разнообразие материалов, инвентаря оборудования, в группе и на участке, которые должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую, творческую и двигательную активность детей;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей;
- должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию
программы.
ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ СРЕДЫ ПРЕДПОЛАГАЕТ:
-возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, ширмы, мягкие модули и т.п.);
- наличие, не обладающих жёстко закреплённым способом употребления, полифункциональных предметов (в т.ч. природные материалы, предметы-заместители в разных видах детской активности).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.