Презентация : Стихотворение А.С. Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…»). Анализ лирического произведения.

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 06.06.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

: Стихотворение А.С. Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…»). Анализ лирического произведения.
Иконка файла материала Я помню чудное мгновенье.ppt

Тема урока: Стихотворение А.С. Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…»). Анализ лирического произведения.
Цель: проанализировать стихотворение А.С. Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…») и познакомить учащихся с музыкальным вариантом интерпретации стихотворения.
Задачи:
- развивать умение анализировать и интерпретировать поэтический текст, показать взаимосвязь литературного и музыкального искусства;
- познакомить с особенностями лирического жанра романса; показать, какое место занимают романсы на тихи А.С.Пушкина в музыкальной культуре.
Планируемый результат
Предметные умения: Обучающийся научится различать лирический жанр, опираясь на её особенности, выразительно-изобразительные средства; осмысление содержания стихотворения, её идеи и характеров героев; развитие навыков анализа лирического стихотворения.
Личностные : устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в самовыражении через слово; устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
Регулятивные: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; работать по плану, сверяя вои действия с целью, прогнозировать, корректировать вою деятельность.
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение, аргументировать её в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; высказывать и обосновывать вою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения.

Автор : Кочанова В.В., учитель
русского языка и литературы, МОУ «Зимстанская СОШ», п. Зимстан, МР «Усть-Куломский район»

Во время работы учащиеся пользуются следующими сигналами рукой

Лирика Александра Сергеевича Пушкина – искренняя, тонкая, временами страстная. Для поэта влюбленность - это естественное, необходимое для жизни и творческого вдохновения состояние.
Красота выражения чувств и переживаний поэта отражена в таких шедеврах, как «Желание», «Я помню чудное мгновенье…», «Я вас любил…», «На холмах Грузии лежит ночная мгла» и других стихотворениях о любви.
Любовь помогает человеку достигнуть не только внутренней гармонии, состоянии эйфории и абсолютного счастья, но еще и является источником вдохновения многих поэтов и писателей, так читал и А.С. Пушкин– великий русский поэт, который в своих литературных трудах отводил любви главное место. Так, в стихотворении «Я помню чудное мгновенье…», посвященной Анне Петровне Керн, мы видим идеальный, небесный образ любви. Этот образ чужд всему земному. В стихотворении нет ни одной конкретной черты возлюбленной лирического героя. Перед нами идеал, чистота и красота, лишь только его проявление побуждает у А.С. Пушкина вдохновение и высокие чувства.

- Найдите в теме урока ключевые слова и запишите ассоциации к словам

Пушкин – поэт, гений, творчество; чувства, душа;

Из наслаждений жизни одной любви
Музыка уступает. Но и любовь– музыка.
А.С.Пушкин)

- Как соотносится эпиграф с темой нашего урока?

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты -


Кому посвящен этот шедевр ? Кто этот гений чистой красоты? Кто заставил биться сердце в упоенье?

И это Анна Петровна Керн.

Это ей посвятил Пушкин неумирающие строки о высокой любви, дарующей человеку «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь…»
Как чисто, возвышенно, благородно звучит гимн женщине.

Анна Петровна Керн.

Посмотрите видеоролик «А. Пушкин и Керн»

Подготовьте рассказ
Когда и где впервые встретились поэт и дама?
Когда и где они встретились вновь? Почему эта встреча породила
шедевр поэзии?
3. В чём необычность последней встречи?

“Я помню чудное мгновенье… “

На сегодняшнем занятии мы попробуем проанализировать данное лирическое произведение. И поможет нам в этом «Корзина идей». Перед вами находится корзина, которую необходимо заполнить. Но чем? Так как перед нами стоит задача проанализировать стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье…», подумайте и запишите на листочки тезисами все то, что нам для этого понадобится.

Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты. Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты. В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви. Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слёзы, и любовь

дата написания, кому посвящено, период жизнь поэта, тема, композиция, жанр, размер, метафоры, эпитеты, сравнения и т.д

Пушкин в Михайловском.
Кончаловский Петр Петрович.

Стихотворение написано в с. Михайловском в 1825 году.
Опубликовано А. Дельвигом в альманахе «Северные цветы».

А.С. Пушкин К*** («Я помню чудное мгновенье»)

Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты. Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви. Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слёзы, и любовь

- С первых же строк стихотворения перед глазами встает парк, липы и та женщина, которую так вдохновенно и прекрасно любил Пушкин– Анна Керн.
Дает ли какое– либо представление о внешности стихотворение, посвященное А.Керн?

Нет. Странным кажется, что у такого поэта, как Пушкин, облик предельно обобщен. Даже название остается в тайне– «К…».

Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слёзы, и любовь

- Из скольких строф состоит стихотворение?
- На сколько смысловых частей можно разделить стихотворение? Почему?

А.С. Пушкин К*** («Я помню чудное мгновенье»)

Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты. Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты. В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви. Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слёзы, и любовь

Возвращение к жизни (спустя время, герой вновь встречает ее, свою любимую. И забытое чувство любви воскресает, наполняя полнотой жизненных ощущений душу и сердце поэта

Композиция

Ностальгическая (в начале лирический герой испытывает любовное томление, в своей воображении снова и снова воскрешая образ возлюбленной)

Одиночество и страдание (постепенно чувства, которые не нашли отклика в душе возлюбленной, угасли, и лирический герой вновь погружается в скучный и серый мир: в этой обыденности его душа, словно бы, умирает)

Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слёзы, и любовь

В стихотворении есть весь спектр эмоций. Давайте попробуем проследить их и определить композицию
1 группа - работа над 1,2 строфами.
2 группа - работа над 3,4 строфами.
3 группа - работа над 4,5 строфами.

Перед вами для каждой группы на столе лежит таблица, которую вы будете заполнять по ходу работы.

Строфы

Эмоции поэта

Период жизни

Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты.

Первая встреча. Влюбленность

Жизнь в Петербурге.

В томленьях грусти
безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты.

Воспоминания о любимой. Героиня стала для него опорой и поддержкой, она давала ему силы жить, преодолевать трудности, существовать.

Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты.

Забвение .

Южная ссылка.

В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви.

Жизнь без любимой. Одиночество. Уйдя из жизни героя, лирическая героиня забрала с собой что-то важное, жизненно необходимое, без чего существование теряет прелесть, остроту, даже смысл.

1 группа

2 группа

Строфы

Эмоции поэта

Период жизни

Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты.

Новая встреча. Пробуждение к жизни

Ссылка в Михайловское.

И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь.

Торжество любви. Но жизнь преподнесла герою подарок – еще одну встречу с лирической героиней. И все встало на свои места, жизнь вновь приобрела все оттенки, засияла всеми цветами радуги.

3 группа

Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слёзы, и любовь

Какие смысловые части можно выделить? Подберите к каждой из них название, которое соответствует их образно-смысловому содержанию. Какие названия у вас получились?

Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты. Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты. В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви. Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слёзы, и любовь

Как вы думаете, а что такое любовь для Пушкина?

Только в любви Пушкин видит смысл, только она, по его мнению, может избавить от отчаяния и боли, и заставить человека вновь почувствовать себя живым. Для Пушкина любить – значит творить, любовь – великий источник вдохновения Любовь воскрешает к жизни, к творчеству – вот главная идея произведения.

1 группа
(метафоры)

2 группа
(эпитеты)

3 группа
(сравнения, олицетворения)






Игра «Кто быстрее?»
Каждая группа должна найти и выписать средства художественной выразительности. Команда, которая справится с заданием быстрее, получает дополнительные баллы.

1 группа
(метафоры)

2 группа
(эпитеты)

3 группа
(сравнения, олицетворения)

«звучал голос», «порыв рассеял мечты», «бурь порыв», «во мраке заточенья», «тянулись дни», «душе настало пробужденье», «бьется в упоенье», «воскресли божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь».

«чудное мгновенье», «мимолетное виденье», «чистая красота», «грусть безнадежная», «в томленье грусти», «шумная суета», «грусть безнадежная», «голос нежный», «милые черты», «небесные черты», « в тревогах суеты»,

как мимолетное виденье; как гений чистой красоты
звучал голос, снились черты, шли годы, порыв рассеял, тянулись дни, настало пробужденье, сердце бьётся, воскресли и божество, и жизнь, и слёзы, и любовь.

Млечный путь

Оцените свой вклад в работу группы, прикрепляя звезду определённого цвета:


– не доволен, мог сделать гораздо больше,

– мог бы работать лучше,

– сделал всё возможное для успеха группы.

Задание. Переведи стихотворение К*** («Я помню чудное мгновенье») в прозаическое письмо.

Пример. Здравствуйте, дорогая Анна Петровна! Я всё чаще вспоминаю то чудное мгновенье, когда встретил Вас. Вы были похожи на мимолётное виденье и прекрасны, как гений чистой красоты

Два гения и две дамы – мать и дочь

М.И. Глинка

А. С Пушкин

А.П.Керн Её дочь - Екатерина

Стихотворение Пушкина, впервые опубликованное в 1827 г., сразу же привлекло русских музыкантов. В 1840 году, через несколько лет после трагической гибели великого поэта, только М.И. Глинке удалось впервые передать всю силу вдохновенного чувства, всю красоту и гармонию пушкинских стихов. Таким образом, романс «Я помню чудное мгновенье» стал шедевром романсной лирики, одним из лучших произведений начала XIX века. Послушайте этот романс.

Перейдите по коду и послушайте романс Глинки
Какие чувства этот романс вызывает у вас? __________
_________________________________________
_________________________________________
3. Оцените, насколько вам понравилось это произведение.