«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы
«Слово» - прекрасный, благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения.
В.Г. Белинский
Выразительное чтение древнерусского текста (начала поэмы).
Не лЂпо ли ны бяшетъ, братие,
начяти старыми словесы
трудныхъ повЂстий о пълку ИгоревЂ,
Игоря Святьславлича?
Начати же ся тъй пЂсни
по былинамь сего времени,
а не по замышлению Бояню.
Бояньъ бо вЂщий,
аще кому хотяше пЂснь творити,
то растЂкашеся мыслию по древу,
сЂрымъ вълкомъ по земле,
шизымъ орломъ подъ облакы.
Помняшеть бо, рече,
първыхъ времен усобицЂ.
Тогда пущашеть 10 соколовъ на стадо лебедЂй.
который дотечаше,
та преди пЂснь пояше –
старому Ярославу
храброму Мстиславу,
иже зарЂза Редедю предъ пълкы касожьскыми,
красному Романови Святъславличю.
Боянъ же, братие, не 10 соколовь
на стадо лебедЂй пущаше,
нъ своя вЂщиа прЂсты
на живая струны въскладаше;
они же сами княземъ славу рокотаху.
Почнемъ же, братие, повЂсть сию
отъ стараго Владимера до нынЂшняго Игоря,
иже истягну умь крЂпостию своею
и поостри сердца своего мужествомъ;
наплънився ратнаго духа,
наведе своя храбрыя плъкы
на землю ПоловЂцькую
за землю Руськую…
Перевод Д. С. Лихачева
«Разве пристало нам, братья, начать старыми (старинными) выражениями горестное повествование о походе Игоревом, Игоря Святославича? – (Нет), начать эту песнь надо, следуя за действительными событиями нашего времени, а не по (старинному) замышлению (способу, плану, приему) Бояна. Ибо Боян вещий, если хотел кому песнь сложить, то (вместо того чтобы точно следовать действительным событиям – «былинам сего времени») растекался мыслию по дереву, серым волком по земле, сизым орлом под облаками (его творческая манера была очень выспренной, напыщенной). Помнил он, как говорил, первоначальных времен войны (и) тогда
напускал десять соколов (пальцев) на стадо лебедей (9 струн): который (из соколов) догонял какую (лебедь), та первая (и) пела песнь («славу») старому Ярославу (Мудрому), храброму Мстиславу (Владимировичу), который зарезал Редедю (касожского князя) перед полками касожскими (в Тмуторокани), прекрасному Роману Святославичу (сыну Святослава Ярославича, князя Тмутороканского). То, братья, Боян не десять соколов на стадо лебедей напускал, но свои вещие персты на живые струны возлагал; они же сами собой (без всяких усилий, в привычных старых выражениях, «старыми словесы») князьям славу рокотали».
Перевод В. А. Жуковского
Не прилично ли будет нам, братия,
Начать древним складом
Печальную повесть о битвах Игоря,
Игоря Святославича!
Начаться же сей песни
По былинам сего времени,
А не по вымыслам Бояновым.
Вещий Боян,
Если песнь кому сотворить хотел,
Растекался мыслию по древу,
Серым волком по земле,
Сизым орлом под облаками.
Вам памятно, как пели о бранях первых времен:
Тогда пускались десять соколов на стадо лебедей;
Чей сокол долетал, того и песнь прежде пелась:
Старому ли Ярославу, храброму ли Мстиславу,
Сразившему Редедю перед полками касожскими,
Красному ли роману Святославичу.
Боян же, братия, не десять соколов на стадо лебедей пускал,
Он вещие персты свои на живые струны вскладывал,
И сами они славу князьям рокотали.
Историческая основа Игорева похода
В 1183 году киевский князь Святослав Всеволодович провел удачный поход против половцев, разбил их и взял в плен хана Кобяка. Для закрепления успеха князь повторил поход в следующем году. Но князь Игорь Новгород-Северский, обещавший ему помочь, не смог участвовать в походе.
Весной 1185 года Игорь неожиданно для всех вместе со своими родственниками- князьями выступил против половцев. Но был жестоко разбит и вместе с князьями взят в плен. Воодушевлённые победой, ханы половецкие Гза и Кончак вторглись в пределы Русской земли и подвергли её большому опустошению
Жанр произведения
Слово – это то, что говорится, что предназначено для устной речи.
Литературное произведение в форме обращения к читателям, слушателям, в форме ораторской речи, проповеди или послания; повествование, рассказ вообще.
Д.С.Лихачев
«Оно было, несомненно, написано автором, но автор чувствовал свою связь с устным словом, с устной поэзией; автор чувствовал свое произведение произнесенным. Написанное, оно сохраняет для нас все обаяние живого устного слова – слова горячего, убеждающего, полного самой искренней, самой душевной, сердечной любви к родине, полного веры в тех, кому оно обращалось»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.