Технология критического мышления
1.Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности сформулированных выводов. Его особенность в том, что любой человек может усомниться в достоверности полученных данных, оценить их.
2. Главная ценность технологии критического мышления и ее приемов – умение объективно воспринимать информацию, не принимать увиденное и услышанное на веру, право сомневаться, предполагать, воспринимать ее как гипотезу, требующую доказательств.
3. Три стадии развития критического мышления:
вызов – осмысление – рефлексия.
Эпизод(часть 1,глава 9)
“Григорий пошел, уминая траву. От арбы по траве потек за ним колыхающийся след. Пантелей Прокофьевич перекрестился на беленький стручок далекой колокольни, взял косу. Горбатый нос его блистал, как свежелакированный, во впадинах черных щек томилась испарина. Он улыбнулся, разом обнажив в вороной бороде несчетное число белых, частых зубов, и занес косу, поворачивая морщинистую шею вправо. Саженное полукружье смахнутой травы легло под его ногами.
Григорий шел за ним следом, полузакрыв глаза, стелил косой травье. Впереди рассыпанной радугой цвели бабьи завески, но он искал глазами одну, белую с прошитой каймой; оглядывался на Аксинью и, снова приноравливаясь к отцову шагу, махал косой.
Аксинья неотступно была в его мыслях; полузакрыв глаза, мысленно целовал ее, говорил ей откуда-то набредавшие на язык горячие и ласковые-слова, потом отбрасывал это, шагал под счет - раз, два, три; память подсовывала отрезки воспоминаний: "Сидели под мокрой копной... в ендове
свиристела турчелка... месяц над займищем... и с куста в лужину редкие капли вот так же - раз, два, три... Хорошо, ах, хорошо-то!.."
Возле стана засмеялись. Григорий оглянулся: Аксинья, наклоняясь, что-то говорила лежащей под арбой Дарье, та замахала руками, и снова обе засмеялись. Дуняшка сидела и тонюсеньким голоском пела.
"Дойду вон до энтого кустика, косу отобью, - подумал Григорий и почувствовал, как коса прошла по чему-то вязкому. Нагнулся посмотреть: из-под ног с писком заковылял в травку маленький дикий утенок. Около ямки, где было гнездо, валялся другой, перерезанный косой надвое, остальные с чулюканьем рассыпались по траве. Григорий положил на ладонь перерезанного
утенка. Изжелта-коричневый, на днях только вылупившийся из яйца, он еще таил в пушке живое тепло. На плоском раскрытом клювике розовенький пузырек кровицы, бисеринка глаза хитро прижмурена, мелкая дрожь горячих еще лапок. Григорий с внезапным чувством острой жалости глядел на мертвый комочек, лежавший у него на ладони.
- Чего нашел, Гришунька?..
По скошенным рядам, подпрыгивая, бежала Дуняшка. На груди ее метались мелко заплетенные косички. Морщась, Григорий уронил утенка, злобно махнул косой.
Обедали на скорях. Сало и казачья присяга, - откидное кислое молоко, привезенное из дому в сумке, - весь обед.
- Домой ехать не из чего, - сказал за обедом Пантелей Прокофьевич.
-Пущай быки пасутся в лесу, а завтра, покель подберет солнце росу, докосим. После обеда бабы начали гресть. Скошенная трава вяла и сохла, излучая тягучий дурманящий аромат” Смеркалось, когда бросили косить”.
Приём «Пять слов»
Задание: 1)обратите внимание на эпитеты и художественные детали, характеризующие состояние героев;
2)расскажите в 5 словах о Григории Мелехове по этому отрывку.
Например:1- трудолюбивый,
2-мечтательный,
3- влюбленный,
4-неосторожный,
5- сострадательный
Приём второй. Открытые и закрытые вопросы ( по 5 вопросов)
Открытые | Закрытые |
1.Кто герои этого эпизода? | 1.Дайте объяснение, почему Григорий уронил утенка, «злобно махнул косой»? |
2.Что делают герои ? | 2.Почему хочется думать, что героям эпизода нравится их работа? |
3.Когда начинается сенокос? | 3.Чему улыбнулся Пантелей Прокофьевич ? |
4.Как звала Григория его сестра? | 4.Предположите ,что будет ,если Аксинья и Григорий были бы на покосе одни? |
5.Верно ли, что писателю нравится семья Мелеховых? | 5.Почему вы думаете… |
Приём третий. Обучающая структура ЭЙ АР ГАЙД («До» и «После»)
1.Прочитайте приведенные утверждения и запишите свой ответ(+/-) в столбце «До».
2.Эти утверждения приведены,чтобы помочь нам сосредоточиться на видеоклипе,который мы сейчас посмотрим.
3.Пересмотрите ваши утверждения и укажите ваш ответ в столбце «После».
4.Ответьте на вопросы:
Поменяли ли вы какой-либо из ваших ответов? Если да, какой и почему?
Какие из утверждений наиболее важны для вас? Почему?
До и после (таблица утверждений)
До | Утверждения | После |
Григорий Мелехов –самовлюбленный и жесткий казак | ||
Григорий не умел также хорошо косить траву как его отец | ||
Казаки часто использовали на работе в домашнем хозяйстве лошадей | ||
Григорий на работу горяч, даже на покосе идет впереди отца |
Приём четвёртый. Синквейн
5 строк
1- тема, выраженная одним словом(сущ.)
2-описание темы в 2-ух словах(прилагательные или причастия чаще всего)
3-описание действия в рамках темы тремя словами(глаголы)
4- фраза из 4-х слов, выражающая отношение автора к теме
5-синоним к первой строке,на эмоциональном или философско-обобщенном уровне(суть темы)
Например: Покос
Изнуряющий, благодатный
Стелется, ладится,улыбается
«Скошенная трава вяла и сохла,излучая тягучий дурманящий аромат»
Благодать
Пятый приём. Кластер (дом.зад)
Кластер переводится как гроздь, пучок.
Правила составления кластеров просты:
главная тема размещается в центре,
ее окружают смысловые единицы, заслуживающие внимания.
Рядом с ними – слова-спутники.
Логические связи отображаются как линии между ключевыми понятиями.
По факту получается схема из кругов, соединенных между собой прямыми линиями или стрелками.
Ценность этого метода в том, что он позволяет охватить и проанализировать больший объем информации, чем при чтении и анализе с листа. Система кластеров – это графическое отображение размышлений пользователя, его идей, сомнений, логических умозаключений.
Кластеры используются на стадиях вызова и рефлексии, подходят для изучения разных тем.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.