Учился Д. Фонвизин отлично, и в начале 1757 года был представлен попечителю университета Шувалову, жившему в Петербурге. Петербург произвел на мальчика сильное впечатление. Он познакомился с Ломоносовым, видными театральными деятелями и актерами того времени. Особенно поразил Д.И.Фонвизина театр. «Ничто, писал он, - в Петербурге так меня не восхищало, как театр, который я увидел первый раз отроду… Действия, произведённого во мне театром, почти описать невозможно…»
В 1760 году, окончив гимназию, Фонвизин поступает в Московский университет. В студенческие годы он пишет ряд сатирических произведений: посланий, басен, эпиграмм. По выходе из университета Фонвизин поступает на службу в Коллегию иностранных дел и продолжает интересоваться литературой и театром.
Перовое литературное творчество
В 1766 году (по другим данным – в 1769 году) Фонвизин написал первую комедию «Бригадир». Он читал эту комедию в писательских кругах и в домах вельмож, приковав к себе и «Бригадиру» всеобщее внимание.
Одна из основных тем комедии – тема низкопоклонства дворянства перед Западом, в частности перед всем французским.
В самую мрачную пору екатерининского правления, когда шел безудержный грабеж страны, когда сотни тысяч государственных крестьян превращались в крепостных и угнетение крестьянства приняло зверские формы, Фонвизин выступил на борьбу со всем этим злом: он написал свою замечательную комедию «Недоросль». Комедия имела исключительный успех у публики.
Один из современников вспоминает: «Несравненно театр был наполнен, и публика аплодировала пьесе метанием кошельков». Особенное восхищение у зрителей вызвал Стародум, идеи которого были близки передовой части общественности, обратившей внимание на политическое содержание комедии.
В 1782 году Фонвизин выходит в отставку. Освободившись от службы, он всецело отдается литературной работе. В журнале «Собеседник любителей российского слова» Фонвизин напечатал свои вопросы. Екатерина, принимавшая участие в журнале» ответила на эти «Вопросы». По этим ответам видно, как Екатерина была раздражена смелостью и вольностью автора «Вопросов»…
Последние годы жизни
В 1788 году Фонвизин предпринимает попытку начать издание журнала, который должен был называться «Друг честных людей, или Стародум», но разрешение на издание журнала не получил.
Фонвизин начал писать воспоминания «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях», но не закончил их: смерть прервала работу. Умер Фонвизин 1 декабря 1792 года.
Главные темы комедии «Недоросль»
1. Тема крепостного права: Фонвизин говорит о губительном воздействии крепостного права на помещиков и на дворовых.
2. Тема Отечества и честного служения ему. (Эта тема звучит в речах Стародума и Милона).
3. Тема воспитания (осмеяние невежества дворян и их детей).
4. Тема нравов придворной и столичной знати (резкое и гневное обличение развращенности придворного дворянства).
Построение и художественный стиль комедии
1. Фонвизин сумел создать стройный план комедии, искусно переплетая картины бытовой жизни с раскрытием взглядов героев.
2. С большой тщательностью и широтой описал Фонвизин не только главных действующих лиц, но и второстепенных.
3. Фонвизин умело раскрывает душевную жизнь героев, их отношение к людям, их действия. Этой же цели служат в комедии и ремарки, т.е. авторские указания актерам.
4. В художественном стиле комедии заметна борьба классицизма и реализма, т.е. стремление к возможно более правдивому изображению жизни.
5. Язык комедии ярок и меток, некоторые выражения перешли из нее в жизнь на правах «крылатых выражений»: «Не хочу учиться – хочу жениться», «Вот злонравия достойные плоды» и др.
Значение комедии «Недоросль»
1. Комедия имела большое общественное значение, потому что в ней были подняты очень важные вопросы. В комедии звучал смелый голос передового писателя, который гневно обличал язвы и недостатки жизни того времени, призывал к борьбе с ними.
2. Комедия рисовала подлинные картины жизни: показывала живых людей, хороших и дурных, призывая подражать первым и бороться с последними.
3. Она просвещала сознание, воспитывала гражданские чувства, звала к действию.
4. Велико значение комедии и в истории развития русской драмы. Недаром Пушкин назвал «Недоросль» «народной комедией».
5. Комедия Фонвизина интересна и в наши дни, не сходит со сценических подмостков.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.