Презентация для детей дошкольного возраста на тему "Народные промыслы России"

  • pptx
  • 16.11.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала народные промыслы.pptx

Народные
промыслы
России

Объект исследования:

Самые распространенные виды народных промыслов: игрушки, росписи, кружево, финифть.

Цели исследования:

1. Познакомиться с дымковской, филимоновской, каргопольсками видами игрушек; определить их характерные черты и отличия.
2. Определить характерные черты жостовской, хохломской, гжельской, палехской росписей.
3. Познакомиться с вологодским кружевом.
4. Познакомиться с ростовской финифтью.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка – один из старейших художественных промыслов России. Он существует более 400 лет и до сих пор не утратил своей популярности. Родиной промысла является город Киров (ранее – Вятка и Хлынов), а точнее Дымковская слобода.

Дымково

Первыми дымковскими игрушками стали свистульки, вылепленные к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи», проводимому «в честь убиенных» в битве 1418 года между вятчанами и устюжанми у стен Хлыновского кремля.

Изготовляли игрушку в Дымкове целыми семьями. Летом копали и месили глину, толкли вручную и растирали в краскотерках комовой мел, с осени до весны лепили, сушили, обжигали изделия, ближе к «Свистунье» белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали ромбиками золотистой потали.

Этапы изготовления дымковской игрушки:
Лепка
Сушка
Обжиг
Побелка
Роспись

Преобладающие цвета: красный, желтый, синий, зеленый цвета. 

В наши дни дымковская игрушка по праву считается настоящим символом Вятского края. По сей день дымковская игрушка изготавливается вручную. Каждая дымковская игрушка – неповторимая авторская работа от лепки и до росписи.
Верно говорят мастерицы: «Нет и не может быть двух одинаковых изделий».

Дымковская игрушка

Филимоновская игрушка

Филимоновской игрушке более 700 лет. Появилась она в самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Упы стоит деревня Филимоново.

Особенности филимоновской игрушки После обжига игрушки группировали по сюжетам для росписи. Сюжеты Филимонова – это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных – коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц – курицы и петухи.

Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, «подтягивают. С каждым таким подтягиванием игрушки удлиняются в пропорциях.

Вытянутые линии, длинное туловище и коротенькие ножки – все это отличительные черты данного вида промысла.

Основные цвета филимоновской игрушки – желтый, розовый, зеленый.

Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным.

В раскраске человеческих фигурок меньше всего уделяется внимание лицам: зеленые, черные или синие мазки и точки, изображающие брови и глаза. Малиновые штрихи – рот. Главное наряд: яркая малиновая кофта, длинная шляпка и пестрая, вся покрытая небрежно, лихо написанными узорами, юбка.

Каргопольская игрушка

Каргопольская игрушка – русский художественный промысел, распространённый в районе города Каргополя Архангельской области. Первые упоминания о каргопольской игрушки относятся к 19 веку.

Глиняные каргопольские игрушки - фигурки в виде собак, медведей, сказочных героев, приземистых мужиков с бородами-лопатами, баб с новорожденными малышами, птиц и других живых существ.

Старинная каргопольская глиняная игрушка не обладала яркой расцветкой, ведь в качестве красок использовали мел, сажу и цветную глину.

Современная вещица отличается более яркими оттенками, однако профессионалы стараются не делать свои творения очень пестрыми. Красный, синий, зеленый, белый, черный цвета и охра – самые популярные оттенки для разрисовывания изделий.

Жостовская роспись

Жостовская роспись — русский  народный художественный промысел  росписи кованых металлических (жестяных) подносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), причём мастер работает сразу над несколькими подносами.

Гжельская роспись

Город Гжель расположен недалеко от Москвы. Пришло это название из седой старины от слова «жечь, обжигать».

Гжельский художественного промысел появился в 14 веке, когда в Подмосковье было открыто Кудиновское глиняное месторождение.
В верхних слоях залегала "ширевка" - простой красный материал, ниже шли пласты желтой "пушнины" - глины среднего качества, и, наконец, в самой глубине раскинулась нежнейшая "мыловка" - тонкая белая глина, незаменимый материал для производства высококачественного фаянса и фарфора.

Кроме аптечных сосудов и чайных сервизов мастера-умельцы занимались изготовлением художественных изделий. Так появился гжельский народный промысел, известный сегодня во всем мире.

Узоры гжельской росписи - это рисунок, сделанный ярко-синей кобальтовой краской по белоснежному фону, традиционно - нанесенные от руки несложные геометрические и растительные орнаменты.