Презентация для педсовета: "ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ"

  • ppt
  • 07.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПЕДСОВЕТ.ppt

ПЕДСОВЕТ ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Цель: мотивация деятельности педагогов по формированию предметных и метапредметных умений и навыков учащихся в образовательном процессе.

Задачи:
раскрыть и осмыслить понятия «метапредметность» и «метапредметный подход»;
систематизировать знания педагогов о путях и способах формирования метапредметных результатов;
активизировать взаимодействие педагогов по обмену опытом внедрения метапредметных технологий в практику работы.

«Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить» Роджер Левин

Задача учителя — не передать ребёнку сумму знаний, а научить его учиться, мыслить, потому что только развитый ум и владение универсальными приёмами учебной деятельности могут стать залогом его успеха, чем бы он не занимался в жизни.

Главная цель введения новых стандартов – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся:

ЛИЧНОСТНЫЕ

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями

ПРЕДМЕТНЫЕ

Включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира

Универсальные учебные умения информационно-логического и организационного характера

Умения и навыки использования информационных и коммуникационных технологий, базовыми навыками исследовательской деятельности, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми

Универсальные учебные действия (УУД)

Обеспечивают способность учащегося к САМОразвитию и САМОсовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта


Умение учиться и развиваться


Переход от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе

Структура регулятивных УУД

Структура коммуникативных УУД

Структура познавательных УУД

Этапы развития метапредметных универсальных учебных действий

6

Современный урок — это урок, который развивает, дает возможность думать, спорить, свободно выражать свои мысли; урок, на котором может быть множество точек зрения, и при этом все они могут быть верными

Метапредметный урок

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ

МЕТОД ПРОЕКТОВ

ТРКМ

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ

ДЕБАТЫ

ТРИЗ

ИКТ ТЕХНОЛОГИИ

КЕЙС ТЕХНОЛОГИЯ

Использование в школе данных методик организует мышление, делает его системным, учит находить и разрешать противоречия

Формируется стиль мышления, направленный не на приобретение готовых знаний, а на их самостоятельную генерацию; умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности

Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» Блез Паскаль

Метапредметный урок  позволяет знакомить детей с каждым предметом в его связях с другими, «открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги».

Вместе с тем в работе педагогического коллектива в вопросе совершенствования методики урока с точки зрения реализации принципа метапредметности имеются ещё нерешенные проблемы:

не все учителя владеют теоретическими основами и понятийно-категориальным аппаратом, связанным с метапредметностью;
недостаточно используют педагогические технологии;
недостаточно развивают у учащихся опыт творческой
самодеятельности, культуры деятельности.

Памятка для учителей по формированию метапредметных результатов

Любые действия должны быть осмысленными. Это относится, прежде всего, к тому, кто требует действия от других.
Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.
Задачи, которые мы ставим перед ребенком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятные ему, т.е. они должны быть значимы для него.
Чтобы чего- то добиться, цель должен знать каждый участник урока.
Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества.
В центре внимания урока – дети.
Помогать ребенку учиться легко, обретая уверенность в своих силах и способностях.
Создавать атмосферу успеха, не скупиться на поощрения и похвалу.

РЕФЛЕКСИЯ

Какие методы, приёмы обучения и формы организации педагогического взаимодействия наиболее эффективны с вашей точки зрения в образовательном процессе.

ДЕРЕВО УСПЕХА