Памяти достойны
Дороги фронтовые
Выполнил: Мельников Алексей,
группа 188 ТЭМО
«Без хорошо налаженного дорожного обеспечения в оперативном и войсковом тылах – нельзя было бы своевременно подвезти войскам материальные средства, эвакуировать раненых и быстро оказать им квалифицированную медицинскую помощь». Г.К. Жуков.
Начало
В начале войны в основу дорожного обеспечения Советской Армии был положен опыт, накопленный дорожной службой в предвоенные годы. Но масштаб операций и высокая маневренность боевых действий поставили перед дорожниками новые сложные задачи. Потребовалось обеспечить восстановление и строительство новых автомобильных дорог, организацию на них движения большой интенсивности. На основе постановления ГКО в июле автодорожный отдел Генерального штаба был развернут в Автомобильно-дорожное управление Советской Армии, а в штабах фронтов и армий сформированы автодорожные отделы.
ПРИКАЗ
«О СФОРМИРОВАНИИ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНОГОУПРАВЛЕНИЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО
ШТАБА КРАСНОЙ АРМИИ, АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫХ ОТДЕЛОВ ШТАБОВ ФРОНТОВ,
ВОЕННО-АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ, 35 АВТОБАТАЛЬОНОВ, 8 ДОРОЖНО
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПОЛКОВ И 11 ВОЕННО-ДОРОЖНЫХ И МОСТОВЫХ
БАТАЛЬОНОВ»
№ 005516 июля 1941г.
Дорожники в основных сражениях Великой Отечественной войны. Битва за Москву.
Дорожное обеспечение зимней кампании 1941/42 г., и особенно в ходе наступления под Москвой, было первым крупным испытанием для дорожных войск и органов управления дорожной службы. Отступавший противник разрушал мосты, применял завалы и минирование дорог. Восстановление дорог приходилось вести в 30-градусные морозы, днем и ночью. Военные дорожники работали по 12–15 часов в сутки и отважно сражались с просочившимися группами немецко-фашистских войск. В конце осени 1941 г. дорожные войска Западного фронта содержали 1190 км фронтовых и 990 км армейских военно-автомобильных дорог. Вокруг Москвы была подготовлена кольцевая военно-автомобильная дорога, соединившая все радиальные автомобильные и железнодорожные коммуникации столицы. За время битвы под Москвой военные дорожники Западного фронта построили и восстановили 264 автодорожных моста общим протяжением свыше 5 тыс. пог. м, обеспечили снегозащиту на протяжении 14,3 тыс. км дорог. За время наступления по военно-автомобильным дорогам этого фронта прошло 900 тыс. автомобилей, 850 тыс. из них были обеспечены горючим на заправочных пунктах и около 15 тыс. автомобилей получили техническую помощь.
Дорожники в основных сражениях Великой Отечественной войны. Блокада Ленинграда.
Исключительно тяжелой была задача военных дорожников на Ленинградском фронте, когда транспортная связь с Ленинградом была возможной только через Ладожское озеро. Была построена шестиполосная ледовая военно-автомобильная дорога протяженностью около 30 км - знаменитая Дорога жизни. Дорога работала днем и ночью. В отдельные дни интенсивность движения достигала 10 тыс. автомобилей в сутки. Лед выдерживал не более 10–14 суток такого движения, а затем его переключали на свежие полосы. В течение зимы строилось до 60 таких полос-дорог. Их общая протяженность составляла 1770 км, из которых 1650 подвергались снегоочистке. На трассе были развернуты два пункта технической помощи, шесть обогревательных, два заправочных. Посты регулирования устанавливались в среднем через каждый километр трассы, обозначенной большим количеством сигнальных фонарей-мигалок, а также дорожных знаков и указателей. На всем протяжении дороги была обеспечена телефонная связь, позволявшая управлять движением на трассе. Все эти работы проводились под огнем врага, в ледяную стужу. За пять зимних месяцев по Дороге жизни более 150 тыс. автомобилей, 10 тыс. подвод, около 500 тракторов, бронеавтомобилей и танков.
Дорожники в основных сражениях Великой Отечественной войны. Битве за Сталинград
Наиболее сложной задачей дорожных частей была организация переправ через Волгу и Дон. Для обеспечения боевых действий было наведено 49 паромных переправ и 6 наплавных мостов с эстакадными подходами. Через Ахтубу и в дельте Волги было построено 37 мостов и наведено 35 переправ. На Дону и его притоках было построено, отремонтировано и усилено более 1200 мостов различной конструкции. В битве участвовало 42 условных дорожных батальона. Кроме дорожников, на строительстве переправ ежесуточно работало до 20 тысяч рабочих из местного населения.
Мосты и переправы сыграли огромную роль при подготовке контрнаступления наших войск. По ним за Волгу было эвакуировано почти 2 миллиона человек, 1,5 миллиона голов скота, 5 тысяч тракторов и комбайнов. На правый берег реки только за 20 суток ноября 1942 г. было переправлено более 160 тысяч солдат, 630 танков и самоходных установок, 950 артиллерийских орудий, 14 тысяч автомобилей.
Дорожники в основных сражениях Великой Отечественной войны.Курская битва
С переходом Красной Армии в наступление главной задачей дорожных частей стало восстановление и наращивание военно-автомобильных дорог вслед за войсками на территории, освобождѐнной от противника.
В июле-августе1943 г. в ходе Курского сражения было построено и отремонтировано 2750 км автомобильных дорог, построено, восстановлено и усилено 3100 мостов общей протяжённостью 18600 м. Было задействовано дорожных частей–140.
Дорожники в основных сражениях Великой Отечественной войны. На Берлин!
В ходе Берлинской операции дорожные войска подготовили и содержали более 21 тысячи километров военно-автомобильных дорог. С них было снято и обезврежено 3 тысячи вражеских мин, разобрано свыше 100 тысяч кубометров завалов в городах и транспортных узлах, выполнено 180 тысяч кубометров земляных работ, построено и восстановлено 28 тысяч метров мостов, в том числе построено 34 моста через реку Одер.
Работы шли под непрерывным огнем врага. В Берлине дорожники восстановили более 20 мостов через Шпрее и каналы, расчистили 75 тысяч кубометров завалов на 126 километров городских улиц. Для регулирования улиц были развернуты подразделения численностью 2400 человек, установлено более 26 тысяч дорожных знаков и указателей, а также около 140 постов регулирования. В операции участвовало 185 условных батальонов.
Настоящие хозяева дорог
В трудные годы войны с немецкими войсками советские военно-дорожные подразделения содержали специальные маршруты для движения гусеничных, транспортных и боевых средств, а также гужевого транспорта. Созданные военно-автомобильные дороги (ВАД) армии, фронта и центра обеспечили работу службы регулирования и организации автомобильного движения, а военно-дорожные подразделения осуществляли охрану магистралей и сооружений на них. За годы войны в организованных на ВАД продовольственных питательных пунктах получило сухой паёк или горячую пищу 32 миллиона человек. В пунктах технической помощи было обслужено около 800 тыс. автомобилей и тракторов, заправлено горючим 2 млн. единиц различных самоходных средств.
Настоящие хозяева дорог
В медицинских пунктах, расположенных на ВАД, и в дорожно-эксплуатационных частях получили первую помощь сотни тысяч раненых солдат и офицеров. Пункты обогрева и отдыха всегда были готовы принять нуждающихся в них водителей и других воинов, передвигающихся по дорогам. Для восстановления и строительства дорог и мостов были созданы специализированные дорожные части. Они, в том числе, занималась загрузкой порожних автомобилей, идущих с фронта. Во время войны военно-дорожные подразделения были подлинными хозяевами на дорогах и отвечали за их состояние.
Технологии военного ремонта дорог
Как же проходил ремонт дороги во фронтовой жизни Великой Отечественной войны? Дорогу выравнивали кирками, выводили правильный профиль, по возможности добавляли камни, гравий или битый кирпич. Уплотнение производилось при помощи грузового транспорта (ГАЗ, ЗИС) , т.к катков не было. В лесисто-болотной зоне СССР на помощь пришли деревянные покрытия. Дорожные войска возвели более 9 тыс. км деревянных дорог. Конструкции отличалась разнообразием. Самыми простыми была установка колесопроводов из продольных брусьев со стыками вразбежку. Брусья в свою очередь крепились к поперечным лагам с помощью стальных штырей. От них позже стали отказываться, заменяя на деревянный крепеж – шпонки, закладные поперечные шпонки, а также врубки типа «ласточкина хвоста».
Технологии военного строительства дорогИз высказывания генерал-фельдмаршала Манштейна: «русские были мастерами восстанавливать дороги».
Особенностью работы дорожников на фронте было разнообразие природных зон, в которых проходили боевые действия. На южном направлении в летний период дороги прокладывались по полям, но весенне-осенняя распутица резко осложняла условия эксплуатации, что требовало ремонта дорог и сложной организации движения. В центральной части фронта самые труднопроходимые участки дорог приходилось укреплять различными материалами, отличающимися малой прочностью. В ход шел кирпичный бой с разрушенных зданий, а также котельный и паровозный шлак. Болота северной части фронта заставляли дорожников прилагать немалые усилия по возведению деревянных дорожных покрытий. Дороги, дамбы и насыпные переезды через топи становились целями наступательных операций противоборствующих сторон, что скверно сказывалось на их сохранности. И под огнем противника дорожники достаточно оперативно обеспечивали войска твердым дорожным покрытием.
Колейное покрытие военно-автомобильной дороги
Технологии военного строительства дорог
Прокладывались отдельные дороги для танков, колесных машин и конногужевого транспорта. Каких только дорог здесь не было: по болотам и мокрым лугам шли деревянные настилы из жердей, уложенных поперек на продольных лежнях; имелись и колейные дороги из бревен, пластин и досок, уложенных по поперченным жердям; на сухих местах встречались грунтовые дороги». Простейшие балочные мосты, для которых инженерные подразделения специально заготавливали бревна, со временем сменили сборно-разборные дерево-металлические пролетные строения. В первый период войны мосты на мелких речках устанавливали крайне трудоемким образом, с помощью ручных деревянных баб. Дизельные копры заметно упростили эту процедуру, и 700-метровые мосты (ширина – 6 метров) возводились всего за 3,5 суток. Подлинным шедевром стали переброски низководных мостов через Днепр в среднем за 7 дней.
Нагрудный знак “Отличный дорожник”
59 частей дорожных войск награждены орденами за образцовое выполнение заданий командования в период Великой Отечественной войны. Большинство из них за трудовые заслуги получили почетные наименования своих регионов.
21 тысяча воинов-дорожников награждены медалями и орденами за заслуги перед Отечеством в период войны с фашисткой Германией. 15 автомобильных соединений удостоены орденов Кутузова, Александра Невского, Красного Знамени и Красной Звезды за образцовое выполнение заданий командования.
7 мая 2002 года в 14 часов на 71-ом километре трассы «Москва-Минск» был открыт памятник военным дорожникам.
Учреждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1943г. для отличившихся представителей дорожных войск, занимавшихся строительством, обслуживанием транспортных путей сообщения, в том числе мостов.
Памятник Неизвестному шофёру в Дусьеве
Сухие цифры Победы рассказывают о неоценимом вкладе и подвиге дорожников в Великую Победу
Во время войны на территории СССР были разрушены 91 тыс. км автомобильных дорог, 90 тыс. мостов и других искусственных сооружений общей протяжённостью более 930 тыс. км. В ходе дорожного обеспечения операций Великой Отечественной войны дорожниками было восстановлено, отремонтировано и вновь построено около 100 тыс. км автомобильных дорог, свыше 1 млн. мостов, заготовлено и подвезено для строительства дорог более 30 млн. кубометров песка, камня и лесоматериалов. Общая протяжённость военно-автомобильных дорог, содержащихся дорожными войсками, составила 359 тыс. км, их силами было отремонтировано 797 тыс. автомобилей и другой техники. Дорожные войска участвовали на всех фронтах во всех операциях Великой Отечественной войны.
Литература и источники:
https://rosdornii.ru/files/28-07-2015/26PObeda.pdf
https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2015/06/16/tvorcheskaya-rabota-frontovye-dorogi-pobedy
http://www.fkudsd-dv.ru/o-nas/70-let-pobedy-v-velikoy-otechestvennoy-voyne-1941-1945-godov/vklad-avtomobilnykh-i-dorozhnykh-voysk-v-pobedu-nad-fashistami/
http://falerist.org/znaki/znak-otlichnyj-dorozhnik.html
http://www.oboznik.ru/?p=11524#slider1-1
http://www.libma.ru/istorija/tyl_sovetskih_vooruzhennyh_sil_v_velikoi_otechestvennoi_voine/p6.php#metkadoc6
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.