Родительский лекторий
Конвенция ООН от правах инвалидов
(основные положения):
инвалиды должны иметь равные возможности для реализации своих прав и свобод во всех сферах жизнедеятельности, в том числе равное право на получение всех необходимых социальных услуг для удовлетворения своих нужд в различных сферах жизнедеятельности
Автор:
Моисеева Раиса Ивановна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
rimoiseeva@list.ru
Томск
Доступная среда для инвалидов с нарушениями слуха
Семья – та естественная среда
жизни и развития ребёнка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития ребёнка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья.
Проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить.
Законодательная база
«Конвенция о правах инвалидов» – принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года, вступила в силу 3 мая 2008 года, 132 государства и Евросоюз участвуют в Конвенции.
Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» – принят Государственной Думой 25.04.2012, одобрен Советом Федерации 27.04.2012.
«О социальной защите инвалидов в РФ» – закон Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. №181-РФ.
«Об образовании в Российской Федерации» – закон РФ от 29 декабря 2013 г. №273-ФЗ.
Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 г. – распоряжение №2118-р от 26 ноября 2012 г.
Кадровое сопровождение
Учитель – основной специалист, осуществляющий психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с нарушениями слуха, его семьи и других специалистов.
Учитель-дефектолог (сурдопедагог) – обследует и выявляет нарушения устной и письменной речи; разрабатывает индивидуальный план работы; проводит индивидуальные и групповые занятия (развитие мышления, тренировка зрительной и слуховой функции, памяти, расширение словаря ребёнка и т.д.).
Педагог-психолог – выявляет особенности ребёнка, характер взаимоотношений со сверстниками, родителями; проводит консультации педагогов, родителей; организует занятия в сенсорной комнате.
Социальный педагог – взаимодействует с органами социальной защиты; выявляет потребности ребёнка и семьи в социальной поддержке; способствует социализации, информированию об инклюзивном образовании в учебном заведении.
Директор:
1. Руководит на основе Устава основной общеобразовательной школы всеми видами деятельности школы.
2. Несёт ответственность за обеспечение школы необходимой звукоусиливающей аппаратурой.
3. Обеспечивает правильную расстановку педагогических кадров, способствует расширению учебно-технической и материальной базы школы.
4. Руководит педагогическим советом.
5. Представляет учителей и других работников школы, особо отличившихся в труде, к поощрениям и наградам.
Заместители:
1. Назначают ответственных лиц за оказание необходимой помощи на объекте.
2. Вносят изменения в инструкции предоставления услуг.
3. Проводят инструктирование сотрудников.
4.Контролируют выполнение должностных обязанностей работников, обеспечивающих условия доступности объекта и услуг.
Организация обеспечивает доступность объектов и услуг
Организация обеспечивает доступность объектов и услуг
Возможность входа в объект и выхода из него.
Обеспечение коррекционной, психолого-педагогической, методической литературой, расположенной в методическом кабинете на 1-ом этаже.
Предоставление инвалидам по слуху, при необходимости, услуги с использованием русского жестового языка.
Обеспечение допуска сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика.
Наличие кадров, имеющих образование и квалификацию, позволяющую осуществлять обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам.
Индивидуализация образовательного процесса
Развитие способностей учащихся через дополнительное образование;
Включение детей с нарушениями слуха в разные виды школьной деятельности (кружки, секции и т.д.);
Использование современных технологий в образовательном процессе;
Взаимодействие педагогов, родителей, социальных работников в процессе создания индивидуальных образовательных программ.
Паспорт доступности для воспитанников дошкольного возраста с нарушениями слуха
В помещениях дошкольного отделения на 2-ом этаже, созданы условия для размещения 2-х дошкольных групп:
2 слуховых кабинета для фронтальных и индивидуальных занятий;
2 игровых комнаты;
2 спальни;
2 раздевалки;
1 музыкальный зал;
1 кабинет психолога;
2 туалетных комнаты;
1 буфетная;
2 игровых площадки на территории школы-интерната.
Паспорт доступности - характеристика деятельности организации на объекте
Сфера деятельности: образование.
Виды оказываемых услуг: развитие слухового восприятия и формирование устной речи.
Форма оказания услуг: содержание и воспитание, социализация и формирование ориентированных навыков у обучающихся с нарушениями слуха.
Категории обслуживаемого населения по возрасту: дети от 7 до 18 лет.
Плановая мощность: посещаемость (количество обслуживаемых в день – 157 детей).
Участие в исполнении ИПРА ребёнка-инвалида – ДА.
Программы обучения, используемые в образовательной деятельности учреждения
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Программы общеобразовательных учреждений (в комплексе охватывают все учебные дисциплины).
Пособия по внеклассной работе – представляют технологии по социализации школьников: игры, экскурсии, кружковая работа.
Пособия по коррекционно – развивающей деятельности.
Организация индивидуальных коррекционных занятий (развитие слуха, речи, зрения, двигательной активности).
Условия для реабилитации всех видов слухового дефекта
Аппаратура СУВАГ СТ-10;
Электроакустическая аппаратура «Верботон» VT-42;
Лингвистический комплект «Мягкая моторика руки и графомоторные функции»;
Комплект «Речь и речевое общение»;
Комплект «Мелодика,
интонация, темп и ритм речи» – коррекционно-развивающие игры.
Доступ к информационным системам
Одним из приоритетных направлений является информатизация образовательного процесса, направленная на повышение эффективности и качества учебных занятий, и администратирования посредством применения ИКТ.
В инфраструктуру школы-интерната включены 30 компьютеров, 9 ноутбуков. На всех компьютерах установлено антивирусное программное обеспечение (KasperskyAnti-Virus 2006) и программа блокировки - Интернет-цензор. Постоянно обновляются разделы сайта: «Фотогалерея», «Новости школьной жизни». Обновлённый сайт соответствует требованиям законодательства РФ.
Кабинеты информатики
В кабинетах информатики установлены моноблоки AppleiMac в количестве 47 комплектов. Все компьютеры кабинета связаны беспроводной сетью. На моноблоках установлены 2 операционные системы: MacOS 10.5.8. и WindowsXP. К компьютеру учителя подключены струйный принтер EpsonStylusPhoto1410 и лазерный принтер HPLaserJetP2015n. Наличие фотоаппарата Canon EOS 450D позволяет качественно организовать учебный процесс и внеурочную деятельность. В кабинете установлена интерактивная доска.
Условия для проведения индивидуальных занятий по РСВ и ФП
Для проведения индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия (РСВ) и формированию произношения (ФП) в школе-интернате создано 3 кабинета. Все кабинеты оснащены звуко-усиливающей аппаратурой стационарного типа.
Кабинет музыкально-ритмических занятий
В школе-интернате функционирует большой, светлый, уютный кабинет ритмики, расположенный на 3-ем этаже, предназначенный для проведения музыкально-ритмических занятий. Материально-техническое обеспечение кабинета:
музыкальный центр;
клавишник;
магнитофон;
фонотека: CD-DVD-диски;
наглядн0-демонстрационные пособия, методические пособия по музыкально-ритмическим занятиям и изобразительному искусству.
Актовый зал
Актовый зал расположен на 3-ем этаже, является центральным местом, в котором проходят массовые мероприятия, организуются школьные концерты, выпускные вечера и многие другие мероприятия.
Для качественного проведения общешкольных мероприятий, актовый зал школы-интерната оборудован ноутбуком, мультимедийным проектором, телевизором, звукоусиливающей аппаратурой (колонки). В аппаратной комнате актового зала установлен компьютер, телевизор, DVD-проигрыватель.
Спортивный зал, комната здоровья
Для занятий физической культурой, адаптивной физкультурой и спортом в школе-интернате имеются спортивный зал, комната адаптивной физкультуры, где расположены тренажёры, необходимый спортивный инвентарь для занятий волейболом, баскетболом, гимнастикой, подвижными играми.
Информационно-библиотечный центр
В школе-интернате оборудован информационно-библиотечный центр на 1-ом этаже.
В фонде ИБЦ находится: 2.450 учебников, 1.209 единиц художественной литературы, 434 единицы методической литературы. учебников – 2.450.
В библиотеке установлен компьютер (для работы педагогов и воспитанников и для ведения учёта библиотечного фонда), принтер, ксерокс.
Фонд школьного ИБФ формируется в соответствии с образовательными программами образовательного учреждения. Цветы являются украшением кабинета.
Условия питания и охрана здоровья обучающихся
Согласно требованиям ст. 79 Федерального Закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в учреждении организовано регулярное, рациональное, сбалансированное, разнообразное по дням недели питание пятиразовое питание воспитанников, с учётом возрастных категорий (воспитанников от 7 до 11 лет, от 12 до 18 лет). Ежедневный бракераж сырья и готовой продукции проводится с участием медицинских работников и дежурного администратора, в соответствии с положением о бракеражной комиссии.
Спальный корпус – 3-ий этаж
Вместимость спален – 4-6 человек, площадь на каждого ребёнка – не менее 4,0 кв.м.
Спальный корпус интерната снабжён услугами комунально-бытового благоустройства: отопление, освещение, канализация.
Спальные комнаты оборудованы необходимой мебелью: платяными шкафами, кроватями, прикроватными тумбочками.
На каждой кровати ортопедический матрац. Кровати детей украшают новые красочные покрывала.
Медицинский блок
Медицинский блок расположен на 1-ом этаже школы-интерната. Медицинское обслуживание в школе-интернате обеспечивается штатными медицинскими работниками (врач-педиатр, медсестра), которые несут ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм и противоэпидемического режима, охрану здоровья воспитанников, организацию специальных медицинских групп физической культуры, режим и качество питания воспитанников.
Качественные требования к оборудованию
Вовлечение учащихся с нарушениями слуха в систему инклюзивного или интегрированного образования.
При вовлечении в систему инклюзивного образования учащиеся с нарушениями функций слуха нуждаются в специальных технических средствах, обеспечивающих им условия хорошей слышимости речи преподавателя и прочей звуковой информации.
Возможность адаптации учащихся с нарушениями слуха, их развитие и реабилитацию.
Комфортные условия работы, снижение нагрузки на педагогов.
Материально-техническое обеспечение учебных кабинетов
Все кабинеты оснащены звукоусиливающей аппаратурой коллективного и индивидуального назначения, современной мультимедийной аппаратурой (доска, компьютер с колонками и выходом в Internet), специальным оборудованием для занятий сурдопедагога, литературой по сурдопедагогике и сурдопсихологии, средствами обучения: картами, таблицами. В кабинетах имеются раздаточные материалы: для организации индивидуальной, групповой, фронтальной самостоятельной учебной работы; для проверки знаний, умений (карточки-задания); для подготовки опережающих заданий.
Материально-техническое обеспечение: создание условий для образования учащихся с нарушениями слуха
Доступность образовательного процесса(оборудование, обеспечивающее возможность совмещённого обучения учащихся с нарушениями слуха и учащихся со сложной структурой дефекта).
Специальное коррекционное оборудование для реабилитации учащихся с нарушениями слуха, и пр.)
Обеспечение физической доступности здания и помещений образовательного учреждений (для обучающихся с нарушениями слуха).
Приглашаю к сотрудничеству, желаю бодрости духа!
Не для себя деревья плодоносят,
И реки чистых вод своих не пьют,
Не просят хлеба для себя колосья,
Дома не для себя хранят уют.
Себя мы с ними сравнивать не будем,
Но каждый знает, эту жизнь любя,
Что чем щедрее отдаёшь ты людям,
Тем радостней живёшь и для себя!
Людмила Татьяничева
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.