Презентация "эффективное взаимодействие родителей с детьми"

  • Работа с родителями
  • pptx
  • 24.12.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная презентация может использоваться как основа для проведения родительского собрания, тренинга для родителей и информационно-просветительского материала для воспитателей и классных руководителей.
Иконка файла материала Эффективное взаимодействие родителей с детьми. pptx.pptx

Подготовила: руководитель ТПМПК № 1 г. Якутска Попова Ирина Константиновна


Эффективное взаимодействие родителей с детьми

В чем заключаются семейные отношения родителей и детей

СЕМЬЯ представляет собой небольшую социальную группу, в которой с рождения растет, развивается и воспитывается человек. Родители являются первыми и главными проводниками ребенка в большой интересный мир. Основы восприятия жизни, которые закладываются в семье, обусловлены взаимодействием ребенка с родителями, качеством этих отношений, методами воспитания.

В чем заключаются семейные отношения родителей и детей

Одно из основных функций семьи - благополучие ребенка в семье, создание условий для воспитания здоровой личности. Важно помнить, что ребенок общается с Вами, и климат в семье, в основном, зависит от Вас и Ваших эмоций. А климат семьи - индикатор того, как все-таки живется ребенку в доме, что чувствует он, находясь рядом с Вами: унижен или парит в небесах, ему уютно!

В чем заключаются семейные отношения родителей и детей

Семейные отношения можно отнести к одному из двух типов:
Гармоничный (благополучный) тип – взаимодействие домочадцев построено на взаимном уважении, доверии и понимании. Мнение детей учитывается наравне с позицией взрослых. Важные решения принимаются сообща.
Дисгармоничный тип (неблагополучные) – в таких семьях каждый фактически сам за себя. Интересы детей малозначительны, между поколениями отсутствует понимание и поддержка, уважение и забота. Очевидно, что имеется множество с трудом решаемых проблем.

Три кита Гармоничной семьи

Психологический климат

Умение общаться

Взаимодействие

Стили воспитания в семье

Существуют два стиля родительского воспитания: демократический и контролирующий.
Демократический характеризуется следующим: высокая степень вербального общения между родителями и детьми, включенность детей в обсуждение семейных проблем, успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка.
Контролирующий - предполагает существенные ограничения поведения ребенка при отсутствии разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер, четкое понимание ребенком смысла ограничений. Требования родителей могут быть достаточно жесткими, но они предъявляются ребенку постоянно и последовательно и признаются ребенком как справедливые и обоснованные

Задумайтесь о своих взаимоотношениях с ребёнком!

Чем старше становится ребенок, тем сложнее выстраивать
с ним доверительные и добрые отношения,
труднее становится с ним взаимодействовать.

Здесь приведу сразу два психологических теста.
В них надо будет выбрать одну картинку, которая больше всего соответствует вам на данный момент жизни. 
Посмотреть описание этой картинки и сделать для себя выводы.
Все они будут направлены на темы:
Какой вы родитель и как вы общаетесь со своим ребенком, благоприятная ли атмосфера в вашей семье.

Тест 1. Определение эмоционального состояния в семье и общения детей и родителей в лицах


Посмотрите на картинку с лицами, изображающими разные эмоции. Какая эмоция соответствует вам в общении с ребенком? Какая преобладает чаще других, какую вы стыдитесь? Картинка может быть одна или несколько. Выбирайте быстро, без обдумывания над обозначениями и максимально честно перед самим собой.
Если затрудняетесь с выбором, нарисуйте на листочке лицо, с которым вы чаще всего общаетесь с ребенком. Нравится ли вам оно? Это ваше лицо, ваши внутренние переживания.

Тест 1. Какой Вы родитель?


1. Вы спокойны. У вас всё в порядке, эмоциональное состояние в семье нейтральное или вы редко показываете свои эмоции.
2. Вы недовольны ребенком. Настроены к нему даже враждебно.
3. Благоприятная обстановка в семье, радостные, доверительные и теплые отношения с ребенком. Много смеха и улыбок.
4. Вы злитесь. Частые конфликты.
5. Вы грустите. Возможно, опечалены неуспехами ребенка в школе или где-либо ещё.
6. Простые отношения с ребенком, душевная атмосфера в семье. Эмоции бывают у вас разные, они не скрываются, и вы быстро находите компромиссы в конфликтах.
7. Вы просто устали
8. Вы рассержены. Часто недовольны и многое не успеваете сделать по отношению к своему ребенку. Но рассержены не на него, а на себя по большей части.
9. Вы лишь притворяетесь и хотите казаться окружающим позитивным родителем. Но так ли это на самом деле?
10. Вы очень расстроены. Ребенок или отношения с ним не оправдывают ваших ожиданий.
11. Вы сомневаетесь, не доверяете ребенку. Часто настроены скептически.
12. Глубокая печаль. Очень неблагоприятная обстановка в семье.

Тест 2. Какой вы родитель на самом деле?


Что вы выбрали, расшифровываем:
1. Вы правильный родитель. Или очень стремитесь быть правильным во всём, что касается вашего ребенка.
2. Энергичный родитель. Хотите всё успеть. Часто делаете несколько дел одновременно, и у вас это неплохо получается.
3. Не хотите выставлять эмоции и чувства напоказ. Редко говорите о любви к ребенку.
4. Вы добрый и позитивный родитель. С вами всегда приятно иметь дело.
5. Непредсказуемый родитель. У вас много хлопот, много идей и мыслей, которые вы стараетесь воплотить внутри семьи. Но с вами точно не скучно.
6. Весёлый родитель. Позитив, юмор, оптимистичный взгляд - это про вас.
7. Скромный родитель. Много раз подумаете, прежде чем примите какое-то решение по отношению к ребенку.
8. Любящий родитель. Окружаете детей заботой, теплом и любовью.
9. Мудрый родитель. Много читали и многое знаете о воспитании и развитии ребенка. Часто гордитесь собой и своим ребенком.

Золотые правила общения в семье


Как эффективно взаимодействовать взрослому с ребёнком?


А вы умеете взаимодействовать со своим ребёнком?


Предлагаю вам занятный диагностический инструмент.
Нужен лист бумаги и набор фломастеров или карандашей. Если вы рассматриваете свои отношения с ребёнком, то это задание для вас двоих. Сядьте рядом, выберите себе по одному карандашу и засеките минуту времени. В течении этой минуты вы должны вместе молча на одном листе рисовать точки. Всё.
Если Вы рассматриваете свои отношения с родителями или, например, ребёнок ещё маленький для такого, то сначала поставьте точки одним цветом за одного из вас, а потом за другого. На каждую роль по 30 секунд.

Интерпретация парного варианта


1. Это задание даёт понять как устроено сейчас ваше взаимодействие.
🔹Лист оказался разделён пополам. Иногда кто-то из пары прямо делит его чертой. Части могут быть равными или разными. Например, если ребёнок поделил лист так, что больше места у вас - он ощущает, что ваших отношениях вас больше, чем его.
Возможно, один из вас "агрессивно захватывал территорию", а второй жался на маленьком клочке листа.
🔹 Обратите внимание как вы занимали пространство точками. Иногда их ставят густо в уголочках, иногда размашисто по листу. Это о том, сколько места во взаимодействии друг с другом (внимания) вы дозволяете взять себе.
🔹 Бывает, что каждый ставит точки, занимая "свою половину" и не приближаясь к виртуальной границе между вами. Это о наличии границ и близости. Сопоставьте эту информацию с тем, как устроена ваша жизнь с ребёнком. Бывает, что это комфортный вариант, поддерживаемый всеми - у каждого  своя комната, своё расписание, но члены семьи близки друг к другу и тепло общаются, вместе решают трудности и делятся радостями. Или кто-то чувствует себя отчужденно?
🔹 Когда нет никаких разделений и оба ставили точки везде, с какими эмоциями вы это делали? Конкурировали или сотрудничали? Играли в "наперегонки"? Это все прямая демонстрация устройства ваших отношений на данный момент.
🔹Возможно, кто-то из вас пытался "выполнить все правильно" и научить другого - это об уровне контроля и тревоги того, кто инициатор таких действий.
🔹 Ещё один вариант - это когда один из участников начинает обводить или соединяет точки второго. Я в таких случаях напоминаю инструкцию. Но иногда это не помогает. Это про правила в ваших отношениях. Есть ли они? Кто их устанавливает? Как они соблюдаются? Всех ли устраивает сложившаяся ситуация?

Формы эффективного взаимодействия в семье


Наш адрес: г. Якутск, ул. Сергеляхская, д. 10/2, р.т.31-65-01

Спасибо за внимание!