Презентация "Эмоционально-волевая сфера старших дошкольников"

  • pptx
  • 11.06.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Эмоционально-волевая сфера старших дошкольников.pptx

Эмоционально-волевая сфера дошкольника

«Эмоции являются центральным «звеном» психической жизни человека, и, прежде всего, ребенка».   Л.С. Выготский

«Детей надо приучать жить среди людей,
формируя у них определенные
психологические качества (внимание, волю, эмоции)
и навыки общения».
В.А. Сухомлинский

Возраст ребенка до 6 лет (дошкольный период) является наиболее важным периодом его развития, так как именно в данный промежуток у ребенка формируются личностные основы, волевые качества, а также стремительно развивается эмоциональная сфера.
Эмоции и чувства помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоциональный мир ребенка гораздо богаче и колоритнее, чем у взрослого человека. Ребенок может радоваться и сердиться, переживать и грустить. Воля не дана от рождения, она возникает, как результат жизненной практики, воспитания и самовоспитания.

Эмоции играют важную роль в жизни детей

Основные потребности, характерные для ребенка – дошкольника:
положительных эмоциях, любви, признании;
в общении (со взрослыми и сверстниками), сотрудничестве, взаимопонимании и сопереживании взрослого, его уважении, в общественно-значимой деятельности;
в новых впечатлениях, знаниях;
умении чувствовать себя компетентным;
в оценке результатов своей деятельности взрослым;
в соответствии положительному нравственному эталону.

Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации
Эмоции ребенка – это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии
Эмоции выполняют оценочную роль, побуждают ребенка к деятельности, влияют на накопление и актуализацию

5-6 лет

более спокойным эмоциональным фоном восприятия
проявлением эмоций по цепочке «желание, представление, действие, эмоция»
более управляемыми эмоциональными процессами
развитием эмоционального предвосхищения (ребёнок старается предвидеть будущий результат и то, как его оценят)
появлением аффективных реакций
появлением новых мотивов для деятельности
способностью оценивать своё поведение.

Эмоциональная сфера ребёнка характеризуется

осваивают социальные формы выражения эмоций
Благодаря речевому развитию чувства и эмоции становятся осознанными
у дошкольников начинают формироваться высшие чувства (эстетические, нравственные, интеллектуальные)
эмоции являются показателем общего состояния, его психического и физического самочувствия

В это время в эмоциональной сфере ребенка зарождается выраженное чувство долга и стремление к достижению цели. Наблюдается достаточно быстрое развитие коммуникативных и познавательных навыков.

- у детей формируются целеполагание, борьба и соподчинение мотивов, планирование, самоконтроль в деятельности и поведении;
- развивается способность к волевому усилию;
- складывается произвольность в сфере движений, действий, познавательных процессов и общения с взрослыми.

Волевые качества развиваются главным образом за счет сознательного контроля над поведением, при сохранении в памяти определенных поведенческих правил.

Особенности развития воли в дошкольном возрасте

Под волей понимается сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, и выраженное в умении преодолевать трудности при достижении цели.

О сформированности произвольных действий можно судить, прежде всего, по активности и инициативности самого ребенка.

Следует обратить внимание на следующие признаки нарушений в эмоционально-волевой сфере:

Эмоциональная напряжённость. При повышенной эмоциональной напряжённости, кроме общеизвестных проявлений также ярко могут быть выражены затруднения в организации умственной деятельности
Снижение игровой активности, характерной для конкретного возраста.
Быстрое психическое утомление ребёнка по сравнению со сверстниками или с более ранним поведением выражается в том, что ребёнку сложно сосредотачиваться, он может демонстрировать явное негативное отношения к ситуациям, где необходимо проявление мыслительных, интеллектуальных качеств.
Повышенная тревожность. Кроме известных признаков, может выражаться в избегании социальных контактов, снижении стремления к общению.
Отсутствие эмпатии. Эмпатия — способность чувствовать и понимать эмоции другого человека, сопереживать.



Низкая мотивация к успеху. Характерным признаком низкой мотивации к успеху является стремление избегать неудач.
Очень сложно уговорить его попробовать что-либо сделать. Частым ответом в этой ситуации является: «не получится», «не умею». Родители это ошибочно могут истолковывать как проявления лени.
 Выраженное недоверие к окружающим.
Чрезмерная импульсивность ребёнка, как правило, выражается в слабом самоконтроле и недостаточной осознанности своих действий.
  Избегание близких контактов с окружающими людьми. Ребёнок может отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение, дерзостью и т.п.
Агрессивность.

Основными причинами нарушений являются:

 перенесённые стрессы;
 отставание в интеллектуальном развитии;
 недостаточность эмоциональных контактов с близкими взрослыми;
 социально-бытовые причины;
 фильмы и компьютерные игры, не предназначенные для его возраста;
 ряд других причин, вызывающих у ребёнка внутренний дискомфорт и чувство неполноценности.

Компоненты успешного формирования эмоционально-волевой сферы дошкольника

Правильная организация режима ребёнка, комфортная для него.
Активизация двигательной деятельности малыша, его физического развития (утренняя зарядка, подвижные игры, физкультминутки).
Игры (ролевые, сюжетные, дидактические, коммуникативные и проч.).
Знакомство с искусством и самостоятельное творчество.
Чтение и обсуждение сказок.

Психогимнастика (эмоциональные этюды, мимика, пантомимика).
Организация совместной деятельности детей.

В общении с ребенком необходимо соблюдать абсолютное спокойствие и всячески показывать свою доброжелательность;
Следует стараться чаще общаться с ребенком, спрашивать его о чем-либо, сопереживать, и интересоваться его увлечениями;
Совместный физический труд, игра, рисование т.п. благополучно скажется на состоянии ребенка, поэтому старайтесь уделять ему как можно больше внимания.
Необходимо следить, чтобы ребенок не смотрел фильмы и не играл в игры с элементами насилия, так как это только усугубит его эмоциональное состояние;
Всячески поддерживайте ребенка и помогайте ему сформировать уверенность в себе и в своих силах.

Научите ребенка выражать эмоции адекватно

Принимать и понимать собственные чувства
Называть их
Выражать в соответствии с ситуацией
Переходить от одной эмоции к другой (не застревать)
Уметь успокаиваться

Чтобы воспитать волю у ребенка:

Не делать за ребенка то, чему он должен научиться
Стимулировать самостоятельную деятельность
Вызывать у него чувство радости от достигнутого
Учить ребенка самостоятельно принимать решения
Добиваться осуществления принятых решений (доводить начатое дело до конца)

10 базовых эмоций