Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе
Хлибаева Ирина Анатольевна
учитель начальных классов
МБОУ «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 114 г. Донецка»
Учебный предмет “Русский язык” ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью, наряду с этим учащиеся овладевают:
навыком организации своего рабочего места ,
навыком работы с учебником, со словарем;
навыком распределения времени; навыком проверки работы одноклассника ,
навыком нахождения ошибки;
навыком словесной оценки качества работы.
Составляющие функционально грамотной личности.
Речевые умения:
– конструировать предложения изученных видов (простые предложения с однородными членами, предложения с прямой речью, сложные);
– использовать в речи изученные синтаксические конструкции;
– различать однозначные и многозначные слова;
– видеть в тексте синонимы, антонимы; подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
– употреблять в речи слова с учётом их значения и лексической сочетаемости
2. Интеллектуально-речевые умения.
а) Рецептивные (умения слушать, читать): – использовать различные виды чтения (просмотровое, ознакомительное, изучающее); – делить текст на структурно-смысловые части; – самостоятельно ставить вопросы к тексту; – вести диалог с автором текста; – отвечать на вопросы учителя по тексту; – выделять в тексте главное; – составлять простой план текста; – составлять таблицу, схему по содержанию текста; – находить ключевые слова; – соотносить заглавие с содержанием текста;
б) продуктивные (умения говорить, писать): – подробно пересказывать текст с опорой на план (схему, таблицу); – создавать текст-повествование и текст-описание в разговорном стиле (устно и письменно); – создавать текст-повествование в учебно-научном стиле (устно); – озаглавливать текст; – подробно излагать текст-повествование (письменное изложение); – исправлять тексты по условным обозначениям учителя
3. Коммуникативные умения:
– вступать в диалог с учителем и сверстниками;
– высказывать и аргументировать свою точку зрения; воспринимать аргументы собеседника;
– обсуждать проблему (вопрос, задание) в группе (в паре);
– договариваться, согласовывать позиции в группе (в паре), чтобы делать что-то сообща
Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания, основа развития ключевых компетенций учащихся.
Формирование навыков грамотного письма у школьников - одна из самых трудных задач, которую приходится решать учителю. Но именно эта задача обозначается как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности.
Развитие орфографической зоркости
Отработка способов обнаружения орфограмм осуществляется в ходе
- зрительного
- предупредительного
- выборочного диктантов
- при орфографическом выделении орфограмм
- в ходе звукобуквенного анализа
- при разборе слов по составу
- работе над ошибками
Применяются вместо развернутого комментирования (или наряду с ним) письменное комментирование: подчеркивание орфограмм, выделение орфограммы простым карандашом.
При подчеркивании орфограммы ученик фиксирует свое умение обнаружить ее, при графическом обозначении орфограммы - определить ее тип, отмечая опознавательные признаки орфограммы, доказательство ее правописания, способ проверки.
Деформированный текст
Вспыхнул первый луч.. со…нца. Ноч…ная тьма укрылась в густой л…стве д…рев…ев. Пр…снулись малиновки . Пер…я на их гру…ках окрасились в цвет зари. Забл…стели на лист…ях капли р…сы. Над цв…тами стали кружить з…л…тистые пчёлки. Они жадно п…ют сла…кий сок. Мелькают стр…жи. Хорошо иметь быстрые и лё….кие крыл…я.
Работа со словарями
«Толковый словарь».
Показывается учащимся любой предмет: ручка или монета и т.п. Самостоятельно ученики записывают лексическое значение данного слова. Затем зачитываются определения учащихся, определение из словаря.
Одновременно вырабатываются орфографические, пунктуационные, речевые навыки учащихся.
Словари должны быть непременным атрибутом каждого урока. Использование орфографических словарей при анализе диктанта, толковых - при изучении лексики, словарей-справочников - при выполнении определённых письменных работ
Какое слово нельзя вставить вместо многоточия во фразу:
У меня есть … друзей?
(А) пара; (Б) трое; (В) пятерня; (Г) дюжина; (Д) сотня.
Логический тест на выделение существенного (найди лишнее)
1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф. 2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр. 3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки. 4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор. 5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый. 6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель. 7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед
Учебный предмет “Литературное чтение”
предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, умение подобрать произведение на заданную тему умение оценить работу товарища; умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному.
«Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом.»
(В.А.Сухомлинский)
Проблемы:
Низкая скорость чтения у детей
Затрудняются кратко пересказать прочитанный текст
«Поверхностное» чтение (не понимание смысла, прочитанного)
Дети не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста
Задачи:- научить осознанно, правильно, выразительно читать;- извлекать из текстов интересную и полезную информацию;- развивать у учащихся потребность в чтении как в источнике дальнейшего личностного совершенствования;- прививать интерес и любовь к чтению, стремление у самостоятельному чтению;- повысить уровень читательской культуры;- работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.
Грамотность – степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека. Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.