1. Наблюдаем за ребенком. Называем предметы, которые ему интересны
2. Привлекаем внимание. Спрашиваем «Что это?»
ХОД ЗАНЯТИЯ
3. Похвалите. Дайте этот предмет поиграть.
Примечание: при работе в группе различные интересные предметы надо положить в мешочек
(интересы детей надо узнать заранее)
Что это?
УПРАЖНЕНИЕ 3.
Умение называть различных персонажей из книг, мультфильмов
Цель: формирование умения называть персонажей, в том числе при помощи коммуникативного листа
Стимульный материал: детские книги, мультфильмы, настольный театр
Формирование умения называть героев (персонажей) сказки «Колобок»
1 этап. Называние героев (идентификация) после прочтения сказки при помощи коммуникативного листа.
Инструкция: герои из настольного театра сказки «Колобок» располагаются на столе перед ребенком. Педагог спрашивает: «Кто это?» Ребенок показывает и называет на коммуникативном листе.
Коммуникативный лист
Герои сказки «Колобок»
Формирование умения называть героев (персонажей) сказки «Колобок»
2 этап. Называние героев во время прочтения (рассказывания) сказки при помощи коммуникативного листа.
Инструкция: герои появляются постепенно по ходу рассказывания сказки и только после того, как ребенок назовет при помощи коммуникативного листа, кто из героев должен появиться следующим.
Коммуникативный лист
Герои сказки «Колобок»
Формирование умения называть героев (персонажей) сказки «Колобок»
3 этап. Самостоятельное рассказывание сказки при помощи коммуникативного листа
В процессе работы с коммуникативным листом мы так же знакомим ребенка с пиктограммами, обозначающими действия героев сказки: испечь, поставить, покатиться, встретить
1. Разложить вещи и попросить убрать их в рюкзак
2. Комментируем от имени ребенка «Моя футболка»
ХОД ЗАНЯТИЯ
3. Сокращаем подсказку «Моя…»
Примечание: когда ребенок сможет самостоятельно комментировать, обозначая принадлежность собственных вещей, можно усложнить задание. Взять очередной предмет и спросить, например, «Чей мишка?»
Чей мишка?
Мой мишка.
…футболка
1. Выполняйте с ребенком различные действия, например предложите порисовать
2. Прокомментируйте от имени ребенка «Я рисую»
ХОД ЗАНЯТИЯ
3. Сокращаем подсказку. Говорим: «Я…»
Примечание: после того, как ребенок научится комментировать свои действия, обратитесь к нему по имени во время какого-либо действия и спросите: «Что ты делаешь?»
…рисую
Что ты делаешь?
Я рисую
Описание прошедших событий.
Я был в столовой
Я был в столовой.
Я ел хлеб.
Я ел суп.
Я пил компот (сок)
Вкусно.
Примечание: упражнение повторяется многократно до тех пор, пока ребенок не сможет самостоятельно, без подсказок, отвечать на вопрос «Что ты делал (сделал)?»
Описание будущих событий.
Я буду украшать ёлку
Я буду украшать елку: флажками, шарами, снежинкой, гирляндой
Примечание: упражнение повторяется многократно до тех пор, пока ребенок не сможет самостоятельно, без подсказок, отвечать на вопрос «Что ты будешь делать?»
Описание будущих событий.
Я буду дарить подарок
Я буду дарить подарок: смастерю открытку, нарисую рисунок, спою
Примечание: упражнение повторяется многократно до тех пор, пока ребенок не сможет самостоятельно, без подсказок, отвечать на вопрос «Что ты будешь делать?»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.