Презентация "Формирование коммуникативных навыков"

  • pptx
  • 10.01.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Формирование умений комментировать.pptx

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ НАЗЫВАТЬ, КОММЕНТИРОВАТЬ и ОПИСЫВАТЬ ПРЕДМЕТЫ, ЛЮДЕЙ, ДЕЙСТВИЯ, СОБЫТИЯ

Презентация подготовлена по материалам учебно-методического пособия
«Формирование навыков речевой коммуникации у детей с РАС»
(автор Хаустов А.В.)

УПРАЖНЕНИЕ 1.
Комментарий в ответ на неожиданное событие
Цель: формирование умения дать комментарий в ответ на неожиданное событие
Стимульный материал: воздушный шарик или игрушечная чашка с водой

1. Играем с ребенком

2. Незаметно прокалываем шарик

ХОД ЗАНЯТИЯ

3. Комментируем: «Ой!»

ЗАДАЧА: сделать так, чтобы ребенок имитировал действия и высказывания взрослого.

УПРАЖНЕНИЕ 2.
Умение называть различные предметы
Цель: формирование умения называть различные предметы, отвечать на вопрос «Что это?»
Стимульный материал: интересные для ребенка предметы

1. Наблюдаем за ребенком. Называем предметы, которые ему интересны

2. Привлекаем внимание. Спрашиваем «Что это?»

ХОД ЗАНЯТИЯ

3. Похвалите. Дайте этот предмет поиграть.

Примечание: при работе в группе различные интересные предметы надо положить в мешочек
(интересы детей надо узнать заранее)

Что это?

УПРАЖНЕНИЕ 3.
Умение называть различных персонажей из книг, мультфильмов
Цель: формирование умения называть персонажей, в том числе при помощи коммуникативного листа
Стимульный материал: детские книги, мультфильмы, настольный театр

Формирование умения называть героев (персонажей) сказки «Колобок»

1 этап. Называние героев (идентификация) после прочтения сказки при помощи коммуникативного листа.

Инструкция: герои из настольного театра сказки «Колобок» располагаются на столе перед ребенком. Педагог спрашивает: «Кто это?» Ребенок показывает и называет на коммуникативном листе.

Коммуникативный лист
Герои сказки «Колобок»

Формирование умения называть героев (персонажей) сказки «Колобок»

2 этап. Называние героев во время прочтения (рассказывания) сказки при помощи коммуникативного листа.

Инструкция: герои появляются постепенно по ходу рассказывания сказки и только после того, как ребенок назовет при помощи коммуникативного листа, кто из героев должен появиться следующим.

Коммуникативный лист
Герои сказки «Колобок»

Формирование умения называть героев (персонажей) сказки «Колобок»

3 этап. Самостоятельное рассказывание сказки при помощи коммуникативного листа

В процессе работы с коммуникативным листом мы так же знакомим ребенка с пиктограммами, обозначающими действия героев сказки: испечь, поставить, покатиться, встретить

УПРАЖНЕНИЕ 4.
Определение принадлежности собственных вещей
Цель: формирование умения определить собственные вещи, их принадлежность
Стимульный материал: рюкзак, личные вещи ребенка – футболка, носки, машинка и т.д.

1. Разложить вещи и попросить убрать их в рюкзак

2. Комментируем от имени ребенка «Моя футболка»

ХОД ЗАНЯТИЯ

3. Сокращаем подсказку «Моя…»

Примечание: когда ребенок сможет самостоятельно комментировать, обозначая принадлежность собственных вещей, можно усложнить задание. Взять очередной предмет и спросить, например, «Чей мишка?»

Чей мишка?

Мой мишка.

…футболка

УПРАЖНЕНИЕ 5.
Умение называть знакомых людей по имени
Цель: формирование умения называть знакомых людей по имени
Стимульный материал: фотографии с изображением знакомых людей

1. Перед ребенком фотографии знакомых людей

2. Указывая на одну из них, спросите: «Кто это?»

ХОД ЗАНЯТИЯ

3. Даем подсказку «Это мама - Ирина»

Примечание: многократно повторяем упражнение, пока ребенок не сможет назвать знакомых людей самостоятельно.

УПРАЖНЕНИЕ 6.
Комментирование действий
Цель: формирование умения комментировать действия, сообщать информацию о действиях.
Стимульный материал: фломастеры, ножницы, бумага, бутылка с водой, конструктор и т.п.

1. Выполняйте с ребенком различные действия, например предложите порисовать

2. Прокомментируйте от имени ребенка «Я рисую»

ХОД ЗАНЯТИЯ

3. Сокращаем подсказку. Говорим: «Я…»

Примечание: после того, как ребенок научится комментировать свои действия, обратитесь к нему по имени во время какого-либо действия и спросите: «Что ты делаешь?»

…рисую

Что ты делаешь?

Я рисую

Последовательность формирования умения комментировать действия и сообщать информацию о действиях

УПРАЖНЕНИЕ 7.
Описание местонахождения предметов, людей
Цель: формирование умения описывать местонахождение предметов, людей
Стимульный материал: фотографии помещений квартиры, картинки с изображением различных предметов, фотографии членов семьи

КУХНЯ

ВАННАЯ КОМНАТА

ХОД ЗАНЯТИЯ

Что это?

УПРАЖНЕНИЕ 8.
Описание свойств предметов
Цель: формирование умения описывать свойства предметов
Стимульный материал: панно с нарисованными разноцветными шарами и цветные картонные круги (соответствующего размера и формы)

Цветные шары

ХОД ЗАНЯТИЯ

Инструкция: Возьмите первый круг, назовите его цвет и положите на воздушный шар соответствующего цвета. Когда ребенок начнет понимать последовательность действий, дайте ребенку один круг и подождите, когда он назовет его цвет.

УПРАЖНЕНИЕ 9.
Описание прошедших событий
Цель: формирование умения описывать прошедшие события, в том числе при помощи коммуникативного листа
Стимульный материал: картинки, фотографии с изображением различных видов деятельности, коммуникативный лист

Описание прошедших событий.
Я был в столовой

Я был в столовой.
Я ел хлеб.
Я ел суп.
Я пил компот (сок)
Вкусно.

Примечание: упражнение повторяется многократно до тех пор, пока ребенок не сможет самостоятельно, без подсказок, отвечать на вопрос «Что ты делал (сделал)?»

УПРАЖНЕНИЕ 10.
Описание будущих событий
Цель: формирование умения описывать будущие события, в том числе при помощи коммуникативного листа
Стимульный материал: картинки, фотографии с изображением различных видов деятельности, коммуникативный лист

Описание будущих событий.
Я буду украшать ёлку

Я буду украшать елку: флажками, шарами, снежинкой, гирляндой

Примечание: упражнение повторяется многократно до тех пор, пока ребенок не сможет самостоятельно, без подсказок, отвечать на вопрос «Что ты будешь делать?»

Описание будущих событий.
Я буду дарить подарок

Я буду дарить подарок: смастерю открытку, нарисую рисунок, спою

Примечание: упражнение повторяется многократно до тех пор, пока ребенок не сможет самостоятельно, без подсказок, отвечать на вопрос «Что ты будешь делать?»


СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ