ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ НАЗЫВАТЬ, КОММЕНТИРОВАТЬ и ОПИСЫВАТЬ ПРЕДМЕТЫ, ЛЮДЕЙ, ДЕЙСТВИЯ, СОБЫТИЯ
Презентация подготовлена по материалам учебно-методического пособия
«Формирование навыков речевой коммуникации у детей с РАС»
(автор Хаустов А.В.)
УПРАЖНЕНИЕ 1.
Комментарий в ответ на неожиданное событие
1. Играем с ребенком
2. Незаметно прокалываем шарик
ХОД ЗАНЯТИЯ
3. Комментируем: «Ой!»
ЗАДАЧА: сделать так, чтобы ребенок имитировал действия и высказывания взрослого.
УПРАЖНЕНИЕ 2.
Умение называть различные предметы
1. Наблюдаем за ребенком. Называем предметы, которые ему интересны
2. Привлекаем внимание. Спрашиваем «Что это?»
ХОД ЗАНЯТИЯ
3. Похвалите. Дайте этот предмет поиграть.
Примечание: при работе в группе различные интересные предметы надо положить в мешочек
(интересы детей надо узнать заранее)
Что это?
УПРАЖНЕНИЕ 3.
Умение называть различных персонажей из книг, мультфильмов
Формирование умения называть героев (персонажей) сказки «Колобок»
1 этап. Называние героев (идентификация) после прочтения сказки при помощи коммуникативного листа.
Инструкция: герои из настольного театра сказки «Колобок» располагаются на столе перед ребенком. Педагог спрашивает: «Кто это?» Ребенок показывает и называет на коммуникативном листе.
Коммуникативный лист
Герои сказки «Колобок»
Формирование умения называть героев (персонажей) сказки «Колобок»
2 этап. Называние героев во время прочтения (рассказывания) сказки при помощи коммуникативного листа.
Инструкция: герои появляются постепенно по ходу рассказывания сказки и только после того, как ребенок назовет при помощи коммуникативного листа, кто из героев должен появиться следующим.
Коммуникативный лист
Герои сказки «Колобок»
Формирование умения называть героев (персонажей) сказки «Колобок»
3 этап. Самостоятельное рассказывание сказки при помощи коммуникативного листа
В процессе работы с коммуникативным листом мы так же знакомим ребенка с пиктограммами, обозначающими действия героев сказки: испечь, поставить, покатиться, встретить
УПРАЖНЕНИЕ 4.
Определение принадлежности собственных вещей
1. Разложить вещи и попросить убрать их в рюкзак
2. Комментируем от имени ребенка «Моя футболка»
ХОД ЗАНЯТИЯ
3. Сокращаем подсказку «Моя…»
Примечание: когда ребенок сможет самостоятельно комментировать, обозначая принадлежность собственных вещей, можно усложнить задание. Взять очередной предмет и спросить, например, «Чей мишка?»
Чей мишка?
Мой мишка.
…футболка
УПРАЖНЕНИЕ 5.
Умение называть знакомых людей по имени
1. Перед ребенком фотографии знакомых людей
2. Указывая на одну из них, спросите: «Кто это?»
ХОД ЗАНЯТИЯ
3. Даем подсказку «Это мама - Ирина»
Примечание: многократно повторяем упражнение, пока ребенок не сможет назвать знакомых людей самостоятельно.
УПРАЖНЕНИЕ 6.
Комментирование действий
1. Выполняйте с ребенком различные действия, например предложите порисовать
2. Прокомментируйте от имени ребенка «Я рисую»
ХОД ЗАНЯТИЯ
3. Сокращаем подсказку. Говорим: «Я…»
Примечание: после того, как ребенок научится комментировать свои действия, обратитесь к нему по имени во время какого-либо действия и спросите: «Что ты делаешь?»
…рисую
Что ты делаешь?
Я рисую
УПРАЖНЕНИЕ 7.
Описание местонахождения предметов, людей
УПРАЖНЕНИЕ 8.
Описание свойств предметов
Цветные шары
ХОД ЗАНЯТИЯ
Инструкция: Возьмите первый круг, назовите его цвет и положите на воздушный шар соответствующего цвета. Когда ребенок начнет понимать последовательность действий, дайте ребенку один круг и подождите, когда он назовет его цвет.
УПРАЖНЕНИЕ 9.
Описание прошедших событий
Описание прошедших событий.
Я был в столовой
Я был в столовой.
Я ел хлеб.
Я ел суп.
Я пил компот (сок)
Вкусно.
Примечание: упражнение повторяется многократно до тех пор, пока ребенок не сможет самостоятельно, без подсказок, отвечать на вопрос «Что ты делал (сделал)?»
УПРАЖНЕНИЕ 10.
Описание будущих событий
Описание будущих событий.
Я буду украшать ёлку
Я буду украшать елку: флажками, шарами, снежинкой, гирляндой
Примечание: упражнение повторяется многократно до тех пор, пока ребенок не сможет самостоятельно, без подсказок, отвечать на вопрос «Что ты будешь делать?»
Описание будущих событий.
Я буду дарить подарок
Я буду дарить подарок: смастерю открытку, нарисую рисунок, спою
Примечание: упражнение повторяется многократно до тех пор, пока ребенок не сможет самостоятельно, без подсказок, отвечать на вопрос «Что ты будешь делать?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.