Трудности в разработке проблемы полового воспитания были обусловлены следующими факторами:
программы и образовательные технологии не были ориентированы на дифференциацию целей, задач, содержания, средств воспитания представителей разного пола, на учитывали наличие половых (гендерных) различий;
отсутствием единых подходов к определению содержания социальных ролей мужчин и женщин;
различной оценкой явлений маскулинизации женщин и феминизации мужчин;
недостаточной разработанностью категориального аппарата.
Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования
обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях
совместную деятельность взрослого и детей
самостоятельную деятельность детей
предусматривает внедрение адекватной возрастным возможностям учебной модели с детьми от 6 до 7 лет
учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста
направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Социально‑коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях и т.д.
В динамике формирования половой идентичности у дошкольников можно выделить три основных периода:
половые различия,
номинативный пол,
полоролевая идентификация.
Критические точки примерно приходятся на 3 года (первичная половая идентичность) и 5-6 лет (система половой идентичности)
Следует отметить, что в ходе анализа литературы нами была выявлена многомерность понятий «маскулинность», «феминность». Психологический словарь под редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского термин «маскулинность (феминность)» трактует как «нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин». Т.В. Бендас дает следующее определение «набор личностных и поведенческих качеств, соответствующих стереотипу «настоящая женщина (мужчина)». И.С. Кон как одно из значений «…нормативные эталоны мужественности (женственности)».
И. Броверман с соавторами (I. Browerman et al., 1972) попросили юношей и девушек дать характеристику, типичному мужчине и типичной женщине. В результате для тех и других выявился различный набор качеств
Типичный мужчина | Типичная женщина |
АгрессивныйПредприимчивыйДоминирующийНезависимыйСкрывающий эмоцииЛюбит математику и наукуОбладает деловыми навыкамиЗнает, как осваивать мирЛегко принимает решенияСамодостаточенСвободно говорит о сексе с другими мужчинами | ТактичнаяПроявляет расположениеНежнаяНе использует грубых выраженийПонимает чувства другихРазговорчиваяРелигиознаяИнтересуется собственной внешностьюЦенит искусство и литературуСильно нуждается в защитеАккуратная в привычкахСпокойная |
На сегодняшний момент идеальные представления о маскулинности и феминности противоречивы:
Типичный мужчина | Скорректированный образ |
АгрессивныйПредприимчивыйДоминирующийНезависимыйСкрывающий эмоцииЛюбит математику и наукуОбладает деловыми навыкамиЗнает, как осваивать мирЛегко принимает решенияСамодостаточенСвободно говорит о сексе с другими мужчинами | Понимающий |
Пути формирования гендерной идентичности
М. Макдональд пишет, что «образование переносит определенный генетический код, посредством которого закрепляется гендерная идентичность, гендерная роль индивида и предпочтения». В процессе воспитания семья (в лице родителей и родственников), система образования (в лице педагогов), культура в целом внедряют в сознание детей гендерные стереотипы, формирующие определенные правила поведения и создают представления о том, кто есть «настоящий мужчина» и какой должны быть «настоящая женщина».
Семья
Мужские и женские качества в личности человека, напрямую отражаются на характере воспитания их ребенка, для того, что бы быть достойным примером необходимо идентифицировать свой тип гендера. На образ ребенка влияет тип гендера родителя - (феминный, маскулинный, андрогинный).
Обучение
Программа нравственно-полового воспитания детей дошкольного возраста (Л.В. Коломийченко)
Мальчики и девочки 3-4 лет в семье и детском саду ( Т.Н. Доронова)
Мальчики и девочки: дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста (И.П. Шелухина)
Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций (Н.Е. Татаринцева)
Основная цель состоит в создании полоразвивающего и социокультурного пространства ДОУ как среды, способствующей овладению детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и самоопределения в культуре и социуме. Пособие включает в себя программу управления процессом полоролевого воспитания, конспекты занятий, этических бесед, праздников, развлечений.
«Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ». Н.В.Татаринцева
«Мальчики и девочки.» Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста. И.П. Шелухина
Суть полоролевого воспитания заключается в следующем:
овладение культурой в сфере взаимоотношений полов;
формирование адекватной полу модели поведения;
правильное понимание роли мужчины и женщины в обществе.
Целью авторской парциальной образовательной программы “Мальчики и девочки” является следующее:
способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста; формированию начал мужественности и женственности у дошкольников и т.д.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.