Презентация "Гендерный подход"

  • ppt
  • 22.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала гендерый подход.ppt

Трудности в разработке проблемы полового воспитания были обусловлены следующими факторами:

программы и образовательные технологии не были ориентированы на дифференциацию целей, задач, содержания, средств воспитания представителей разного пола, на учитывали наличие половых (гендерных) различий;
отсутствием единых подходов к определению содержания социальных ролей мужчин и женщин;
различной оценкой явлений маскулинизации женщин и феминизации мужчин;
недостаточной разработанностью категориального аппарата.

Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем  социуме), государстве (стране), мире и природе.
Ребенок имеет представление:
о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;
о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;  об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своем месте в нем;
о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;
о мире (планете Земля,  многообразии стран и государств, населения, природы планеты).

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования

обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях

совместную деятельность взрослого и детей
самостоятельную деятельность детей

предусматривает внедрение адекватной возрастным возможностям учебной модели с детьми от 6 до 7 лет

учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста
направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Социально‑коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях и т.д.


В динамике формирования половой идентичности у дошкольников можно выделить три основных периода:
половые различия,
номинативный пол,
полоролевая идентификация.

Критические точки примерно приходятся на 3 года (первичная половая идентичность) и 5-6 лет (система половой идентичности)

Следует отметить, что в ходе анализа литературы нами была выявлена многомерность понятий «маскулинность», «феминность». Психологический словарь под редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского термин «маскулинность (феминность)» трактует как «нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин». Т.В. Бендас дает следующее определение «набор личностных и поведенческих качеств, соответствующих стереотипу «настоящая женщина (мужчина)». И.С. Кон как одно из значений «…нормативные эталоны мужественности (женственности)».

И. Броверман с соавторами (I. Browerman et al., 1972) попросили юношей и девушек дать характеристику, типичному мужчине и типичной женщине. В результате для тех и других выявился различный набор качеств

Типичный мужчина

Типичная женщина

Агрессивный Предприимчивый Доминирующий Независимый Скрывающий эмоции Любит математику и науку Обладает деловыми навыками Знает, как осваивать мир Легко принимает решения Самодостаточен Свободно говорит о сексе с другими мужчинами

Тактичная Проявляет расположение Нежная Не использует грубых выражений Понимает чувства других Разговорчивая Религиозная Интересуется собственной внешностью Ценит искусство и литературу Сильно нуждается в защите Аккуратная в привычках Спокойная

На сегодняшний момент идеальные представления о маскулинности и феминности противоречивы:
традиционные черты в них переплетаются с современными;
они значительно полнее, чем раньше, учитывают многообразие индивидуальных различий;
они отражают не только мужскую, но и женскую точки зрения.

Типичный мужчина

Скорректированный образ

Агрессивный Предприимчивый Доминирующий Независимый Скрывающий эмоции Любит математику и науку Обладает деловыми навыками Знает, как осваивать мир Легко принимает решения Самодостаточен Свободно говорит о сексе с другими мужчинами

Понимающий
Заботливый
Не должен быть компетентным во всех областях
Способен к самораскрытию
Может выражать нежный чувства, беспокойство, неуверенность в чем либо
Риску предпочитать более спокойный образ жизни
Не должен всегда быть лидером
Сочувствующий
Внимательный



Пути формирования гендерной идентичности

М. Макдональд пишет, что «образование переносит определенный генетический код, посредством которого закрепляется гендерная идентичность, гендерная роль индивида и предпочтения». В процессе воспитания семья (в лице родителей и родственников), система образования (в лице педагогов), культура в целом внедряют в сознание детей гендерные стереотипы, формирующие определенные правила поведения и создают представления о том, кто есть «настоящий мужчина» и какой должны быть «настоящая женщина».

Семья

Мужские и женские качества в личности человека, напрямую отражаются на характере воспитания их ребенка, для того, что бы быть достойным примером необходимо идентифицировать свой тип гендера. На образ ребенка влияет тип гендера родителя - (феминный, маскулинный, андрогинный).

Обучение

Программа нравственно-полового воспитания детей дошкольного возраста (Л.В. Коломийченко)
Мальчики и девочки 3-4 лет в семье и детском саду ( Т.Н. Доронова)
Мальчики и девочки: дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста (И.П. Шелухина)
Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций (Н.Е. Татаринцева)

Основная цель состоит в создании полоразвивающего и социокультурного пространства ДОУ как среды, способствующей овладению детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и самоопределения в культуре и социуме. Пособие включает в себя программу управления процессом полоролевого воспитания, конспекты занятий, этических бесед, праздников, развлечений.

«Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ». Н.В.Татаринцева

«Мальчики и девочки.» Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста. И.П. Шелухина

Суть полоролевого воспитания заключается в следующем:
овладение культурой в сфере взаимоотношений полов;
формирование адекватной полу модели поведения;
правильное понимание роли мужчины и женщины в обществе.
  Целью  авторской парциальной образовательной программы “Мальчики и девочки” является следующее:
способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста; формированию начал мужественности и женственности у дошкольников и т.д.