Этиология и патогенез синдрома дефицита внимания с гиперактивностью(СДВГ):
Органические поражения мозга( черепно-мозговая травма, нейроинфекция и пр.);
Перинатальная энцефалопатия;
Генетический фактор;
Особенности нейрофизиологии и нейроанатомии;
Пищевые факторы( высокое содержание углеводов в пище приводит к ухудшению показателей внимания);
Социальные факторы( последовательность и систематичность воспитательных воздействий).
функциональная незрелость или нарушения работы специфической системы головного мозга - ретикулярной формации, которая обеспечивает координацию обучения и памяти, обработку поступающей информации, удержание внимания;
сбои в адекватной обработке информации (приводят к тому, что различные зрительные, звуковые, эмоциональные стимулы становятся для ребенка избыточными, вызывая беспокойство и раздражение);
как следствие - нарушается функционирование лобных долей, отвечающих за высшие формы поведенческих реакций, подкорковых ядер головного мозга и соединяющих их нервных проводящих путей.
Клинические проявления синдрома дефицита внимания
Беспокойные движения в кистях и стопах.
Неумение спокойно сидеть на месте, когда требуется.
Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.
Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе.
Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав до конца.
Сложности при выполнении предложенных заданий.
С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий и игр.
Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.
Неумение играть тихо, спокойно.
Болтливость.
Мешает другим, вмешивается в игры других детей.
Складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
Частая потеря вещей, необходимых дома и в школе.
Способность совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях.
Три группы проявления СДВГ:
Признаки гиперактивности( симптомы 1,2,9,10);
Признаки невнимательности и отвлекаемости (3,6,7,8,12,13);
Признаки импульсивности (4,5,11,14).
Эти нарушения поведения сопровождаются:
слабой успеваемостью;
затруднениями в общении с другими людьми; навыки чтения и письма значительно ниже, чем у сверстников;
письменные работы выглядят неряшливо с ошибками.
Классификация СДВГВыделяют три варианта течения СДВГ в зависимости от преобладающих признаков:
синдром гиперактивности без дефицита внимания;
синдром дефицита внимания без гиперактивности (чаще наблюдается у девочек - они достаточно спокойные, тихие, "витающие в облаках");
синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность (наиболее распространенный вариант).
Правила работы с гиперактивными детьми
1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
6. Посадить ребенка во время занятий рядом со взрослым.
7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
12. Предоставлять ребенку возможность выбора.
13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С СГДВ Кинезиологические упражнения
Цели:
развитие межполушарной специализации;
развитие межполушарного взаимодействия;
синхронизация работы полушарий;
развитие мелкой моторики;
развитие способностей;
развитие памяти, внимания, речи;
развитие мышления;
устранение дислексии.
Продолжительность занятий — 10 – 15 мин.
Периодичность — ежедневно.
Время занятий — утро, день.
«Кулак-ребро-ладонь»
Сила (кулак), воля (ребро)
И уменье (ладонь)
Нам нужны
В процессе чтенья!
*******
Ладонь сжимаем в кулачок,
Ребром поставим на бочок,
Вниз ладонью опускаем
И сначала начинаем.
***
Кулачок,ребро,ладонь:
Ты ладошкой парту тронь.
Правой, левой повтори:
Раз-два-три, раз-два-три
« Фонарики»
Зажигают огоньки
Крошки-мошки-светляки.
Каждый светлячок
Несёт фонарик за крючок
****
Вот фонарики зажглись
(пальцы выпрямляем)
Но один из них погас
(пальчики сжимаем)
Этот гаснет ,тот зажжён.
Светит ярко детям он.
А теперь наоборот-
Этот гаснет, горит тот!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.