Фонематический слух включает :
способность слышать есть данный звук в слове или нет;
способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
Фонематическое восприятие
включает:
умение определять линейную последовательность звуков в слове;
умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
осознание или подсчет количества звуков в слове.
Фонематический слух –
тонкий систематизированный слух,
обладающий способностью осуществлять
операции различения и узнавания фонем,
составляющих звуковую оболочку слова
Под звуковым анализом понимается:
1) определение порядка слогов и звуков в слове;
2) выделение отдельных звуков;
3) выделение основных качественных характеристик звука (согл. – гл., тверд. – мягк.»
Фонематическое восприятие | Звуковой анализ |
-Не требует специального обучения | -Требует специального обучения |
- Первая ступень к овладению грамотой | - Вторая ступень к овладению грамотой |
- Формируется в период от 1 года до 4 лет | - Формируется в более позднем возрасте |
- Способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно | - Способность различать тоже самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме |
Эмбриональное развитие
закладывается способность
к восприятию звуков речи
2-4 недели
от момента рождения
ребёнок реагирует
на любые звуки
7-11 месяцев
откликается на слово
1 год
Слово – орудие общения,
ребёнок реагирует
на звуковую оболочку
слова
2 года
пользуется фонематическим
восприятием всех звуков
родного языка
Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово,
то есть умение анализировать звуковой состав слова,
является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
затруднения при дифференциации акустически близких звуков (например: В-ВЬ, Б-П, З-Ж и т.д.);
неумение определить место, количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
невозможность подобрать слово с определённым количеством слогов или с определённым звуком.
2. Развитие речевого слуха
различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса;
различение слов, близких по звуковому составу;
дифференциация слогов;
дифференциация фонем.
Фонематический анализ –
умственные действия по анализу
звуковой структуры слова –
разложение его на последовательный
ряд звуков, подсчет их количества,
классификация.
Фонематический синтез –
умственные действия по синтезу
звуковой структуры слова –
слияние отдельных звуков в слоги,
а слоги в слова.
Формирование фонематического анализа и синтеза.
Предусматривается
определенная последовательность речевого материала при формировании навыка фонематического анализа и синтеза:
а) ряд гласных звуков (ау, уа, иуа, ауэи и т. д.);
б) слоги без стечения согласных (закрытые: ор, ыс, ах и т. д.; открытые: ро, сы, ха и т. д.);
в) слоги со стечением согласных (урс, кру, ела, пса и т. д.);
г) слова без стечения согласных:
односложные (дом, сок, уж, лес и т. д.)
двусложные (рука, мама, каша, лужа и т. д.);
двусложные слова со стечением согласных, в середине слова (кашка, ручка, мышка, сумка и т. д.);
односложные слова со стечением согласных в начале слова (стул, свет, кран, флаг и т. д.);
односложные слова со стечением согласных в конце слова (тигр, лист, куст, шарф, кость и т. д.);
двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, книга, крыло, цветы и т. д.);
двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (клумба, крышка, стекло, грабли и т. д.);
8) трехсложные слова (береза, крапива, лодочка, скамейка и т. д.).
Развитие навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется постепенно:
с использованием различных вспомогательных средств — графических схем слова, звуковых линеек, фишек),
на речевое проговаривание
(при назывании слов) на заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе представлений без опоры на вспомогательные средства и проговаривание.
Развитие навыка элементарного звукового
анализа и синтеза
определение количества слогов в словах разной сложности;
выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука;
выделение из слога гласного, затем согласного звука;
выделение первого и последнего звука в слове;
выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения;
определение места, количества, последовательности звуков в слове;
творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками).
Для обучения детей старшего дошкольного возраста звуковому анализу можно рекомендовать следующие приёмы:
выделение первого звука анализируемого слова и придумывание детьми слов на выделенный звук;
выделение последнего звука анализируемого слова и придумывание детьми слов с этим звуком:
а) чтобы этот звук был первым в придуманном слове,
б) чтобы этот звук находился в середине слова,
в) чтобы этот звук был последним в слове;
3) подбор слов, начинающихся на определенный звук;
4) подбор слов, заканчивающихся на определенный звук;
5) определение второго звука в слове, придумывание с ним слов:
а) если в слове второй звук гласный,
б) если в слове второй звук согласный;
6) определение третьего звука (гласный и согласный) в слове, придумывание слов, в которых этот звук стоит в начале, в середине, в конце (Маша – шапка, мишка, карандаш; волк – лес, пила, стол);
7) придумывание слов на первый, второй, третий звуки анализируемых слов;
придумывание слов из определённого количества звуков:
а) оканчивающихся на гласный звук (луна, окно, игры),
б) оканчивающихся на согласный звук (аквариум, эскалатор, дом);
9) придумывание слов из двух-трёх звуков с называнием их в той последовательности, в какой они следуют в слове;
10) определение количества гласных и согласных звуков в словах, состоящих из трёх, четырёх, пяти звуков; придумывание слов на указанный звук:
а) которые бы начинались со второго гласного звука (лапа – астра, аквариум; аист – индюк, иголка),
б) которые бы начинались со второго согласного звука (гуси – солнце, стол; утка – кукла, кот),
в) которые бы начинались с третьего согласного звука (книга – гуси, гитара);
11) придумывание слов из трёх звуков, в котором второй и третий известны (ом – дом, кот, сом, лом);
12) нахождение одинаковых и разных звуков в словах мак и рак и т.д.
Игровые приёмы:
Перепрыгни через скакалку столько раз, столько звуков в названном слове;
покажи столько пальцев на руке, сколько звуков в анализируемом слове;
пройди столько шагов, сколько согласных звуков в слове кукла.
пусть подойдёт к столу тот , в имени которого столько звуков, сколько раз ударили в барабан (3 – Ира, 4 – Саша и т. д.);
игра «Начало слова за тобой» (назови первый звук слов с ак – рак, лак, бак и т. д.)
найди и опусти в «чудесный мешочек» игрушку, в названии которой второй звук гласный у (кукла, жук, Буратино и т. д.);
игра «Конец слова за тобой» (добавь третий звук слова: ма - мак, мал; ко – кот, ком, кол и т. д.)
В результате занятий по звуковому анализу слов совершенствуется не только фонематическое восприятие ребёнка, но и значительно пополняется словарный запас.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.