Горизонтальный пластический балет – новая, альтернативная система физического воспитания дошкольников. Эта система объединяет в себе несколько направлений, таких как спортивная тренировка, коррекция, оздоровление и творческое самовыражение детей посредством движений, музыки и театрализации.
Теоретической базой моего опыта является авторская система Н.Н. Ефименко «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста», а именно разработанное этим же автором эстетическое направление «Горизонтальный пластический балет». Горизонтальный пластический балет позволяет отойти от традиционных физ-
культурных занятий, объединив положительные черты художественной гимнас -
тики, балета, аэробики, музыкального занятия. Он оказывает положительное физическое, психическое и эмоциональное воздействие.
Выполняя комплексы горизонтального пластического балета, дети погружаются в особый мир движений, музыки, ритма, ассоциаций и вызванных ими эмоций.
Слово «горизонтальный» означает, что в основе балета находятся
лежаче-горизонтированные позы и движения, которые составляют следующие разделы:
упражнения в положении лёжа на спине;
упражнения в положении лёжа на боку;
упражнения в положении лёжа на животе;
переворачивания со спины на живот и наоборот;
ползание по-пластунски;
упражнения на низких четвереньках на месте;
ползание на низких четвереньках;
упражнения на средних четвереньках на месте;
ползание на средних четвереньках;
упражнения на высоких четвереньках на месте;
ползание на высоких четвереньках;
упражнения на задних четвереньках на месте;
ползание на задних четвереньках;
упражнения в положении сидя на месте;
передвижения в положении сидя;
упражнения на низких, средних и высоких коленях на месте;
передвижения на коленях.
Слово «пластический» отражает характер движений. Все движения в этюдах горизонтального балета плавные, мягкие, пластичные, они словно растягиваются во времени. Дети движениями выделяют игровые образы, например, цветы, фонтан, дельфины, морские водоросли и т.д. Движения должны быть красивыми, изящными, законченными, с сохранением необходимых поз, жестов, мимики.
Слово «балет» сразу подчеркивает, что физические упражнения выполняются
под соответствующую музыку, с использованием элементов хореографии и дополнительными атрибутами. Это эстетическая составляющая двигательной активности детей.
Комплексы Горизонтального пластического балета могут проводиться вместо
комплексов гимнастики пробуждения после дневного сна,
а также в образовательной деятельности, развлечениях, праздниках.
1. Стартовые позы (в основном лежа):
а) лежа на животе, руки с упором впереди; б) на боку в «позе эмбриона»
округлив спину, собравшись,
в позе младенца, анатомически
и энергетически наиболее
благоприятная;
в) на спине в «позе эмбриона»,
руки при этом могут обхватывать
голени или располагаться на полу
вдоль голеней;
Три основных группы поз горизонтального балета:
стартовые позы (лежа), позы сидя и финишные ( стоя на коленях).
2. Вариативность поз сидя:
а) положение сидя с вытянутыми ногами,
руки в упоре сзади;
б) положение сидя, ноги согнуты в коленях,
руки в упоре сзади, поднимать ноги под
прямым углом и опускать;
в) в положении сидя на колене
одной ноги, вторая в выпаде вперед,
корпус наклонен вперед, кисти рук
направлены к носкам ног.
3. Финишные позы ( стоя на коленях):
а) на высоких коленях,
взгляд устремлён вперед-вверх,
руки выпрямлены вверх-в стороны,
колени раздвинуты на ширину плеч;
б) на высоких коленях, в парах, сидя
напротив друг друга, соединив вверху
разноимённые запястья рук;
в) сидя на коленях, в парах, спиной
друг к другу, перекрестив руки с отводом назад.
В работе над пластическим балетом необходимо учитывать
3 ступени сложности программы:
1. «По подражанию» - самый легкий,
простой уровень, когда дети за
педагогом повторяют все его движения.
2. Самостоятельно, но с необходимой
помощью педагога отдельным детям.
3. «Полное самовыражение» -
заключительный уровень программ
горизонтального пластического балета.
Дети выражают своё понимание
музыки и чувство движения.
Все комплексы дают возможность видоизменять их, вносить что-то
новое, т.е. проявлять творчество и инициативу. Все зависит от умения
воспитателя погрузиться в мир эмоций вместе с детьми и радоваться
каждый раз тому новому, чего удалось достичь и познать.
Технология использования программы Горизонтального пластического балета, в моей работе с детьми, состояла из трех этапов:
I этап
II этап
III этап
Ознакомительный:
- беседа;
просмотр презентации;
просмотр видеосюжета.
Практический:
изучение основных
элементов горизонтального
балета;
изучение комплексов
упражнений.
Заключительный:
- Отработка и синхронизация
движений под музыкальное
сопровождение;
- показательное выступление.
Длительность формирования опыта, его апробация
и функционирование проходило в течении трех месяцев.
Своим опытом по горизонтальному пластическому балету с удовольствием
делюсь с другими педагогами учреждении и города.
Мастер – класс «Основные элементы горизонтального пластического балета».
По итогам инновационной формы работы, в области физического развития,
необходимо отметить эффективность применения горизонтального пластического балета в ДОУ. У детей повысился интерес к физической культуре, прирост мышечного корсета, улучшилась осанка, увеличился объем двигательных умений и навыков, обогатился мир творческого мышления и воображения, улучшилось эмоционально –психологическое состояние детей.
Занятия «горизонтальным балетом» очень понравились всем детям, был виден
их азарт в выполнении тех или иных гимнастических элементов. Воспитатели, которые приняли участие в мастер – классе, получили большой заряд положительной энергии и свежий взгляд на здоровьесберегающие технологии.
Достигнутые результаты
ЗНАют УМЕют ВЫПОЛНЯют
значение горизонтального
балета;
основные элементы
горизонтального балета.
выражать эмоции
движением тела;
показывать образы
движением тела.
правильно и своевременно
различные виды гимнасти -
ческих элементов;
самостоятельно этюды
горизонтального балета под
музыкальное сопровож –
дение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.