“Учебный процесс, характеризуемый недостаточной индивидуальной работой с учащимися, не может в полной мере играть ведущей роли в умственном развитии школьников, а в отдельных случаях даже “плетётся в хвосте развития”
(Л.С. Выгодский)
В современных условиях идея индивидуализации обучения приобретает особо важное значение, поскольку наше общество, заинтересовано в создании условий для выявления и развития задатков каждого ребёнка, в современном развитии его творческого потенциала, что позволяет в дальнейшем наиболее полно реализовать способности каждого в трудовой деятельности
Сущность принципа индивидуального подхода состоит в изучении и учёте в учебном процессе индивидуальных особенностей каждого ученика с целью максимального развития положительных и преодоления отрицательных индивидуальных особенностей, противоречащих требованиям общества, и обеспечения на этой основе всемерного повышения качества его учебной работы, всестороннего развития учащихся, расцвета их творческих способностей и дарований
Индивидуальную форму организации учебной деятельности используют на всех этапах урока, при решении различных задач; для усвоения новых знаний и их закреплении, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения исследовательским опытом
При данной форме организации работы каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и его возможностями.
Когда учащиеся выполняют задание, контролируется ход их работы, оказывается помощь в разрешении возникающих затруднений
при закреплении материала используются элементы уровневой дифференциации, ее основная особенность состоит в дифференциации требований к знаниям и умениям учащихся: явно выделяется уровень обязательной подготовки, который задает достаточную нижнюю границу усвоения материала
Ученик имеет право выбрать сам для себя определенный уровень, это способствует психологическому комфорту ученика в классе, вырабатывает ответственность и способность к принятию решений. Для проверки знаний учащихся провожу самостоятельные и контрольные работы
Для выставления ученику повышенной оценки достаточно убедиться в том, что он проявляет полное владение обязательными результатами обучения, то есть имеет хорошую опорную подготовку, и при этом справляется с решением более сложных задач
Индивидуальная работа с учащимися на уроке математики и во внеурочное время
Основное требование, предъявляемое к учителю в настоящее время, - полное использование потенциальных возможностей каждого ученика. Было бы хорошо, если бы каждый ученик в течении всего урока был занят решением посильной для него задачи, так как только при этом условии можно поддержать у учащихся интерес к учению
одним из важнейших факторов успешного усвоения программного материала каждым учеником является сочетание фронтальных и индивидуально-групповых форм работы, основанных на систематическом изучении особенностей учащихся.
Перед учителем всегда стоит задача: не только видеть в каждом уроке общую учебно-воспитательную проблему, но и определять пути разрешения этой проблемы применительно к каждому ученику
Индивидуальная работа со слабыми учащимися должна быть основана на систематическом изучении трудностей, которые они испытывают в усвоении материала. Необходимо при этом учитывать недостатки в развитии внимания, речи и памяти.
Внеурочные занятия по математике проводятся либо с целью углубления и расширения знаний, полученных на уроках, либо с целью ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках.
В первом случае это осуществляется через различные формы внеклассной работы по математике,
во втором случае организуются индивидуальные или групповые учебные занятия по мере надобности с теми детьми, у которых обнаружилось отставание по предмету и они не могут далее продвигаться вперёд вместе с классом
“Дополнительные задания нужны главным образом не тогда, когда выяснилось, что они отстали от класса в усвоении каких-то разделов программы, а значительно раньше, перед тем как новый материал будет введён в класс. На этих занятиях нужно давать дополнительные упражнения, необходимые данной группе детей, для того чтобы овладеть новым материалом”
Организация самостоятельной работы на уроке математике с дифференцированными заданиями
Одна из главных задач воспитания подрастающего поколения - формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности. Это требование времени, социальная задача, которую решать призвана, прежде всего, школа
Самостоятельная работа проводится без непосредственной помощи учителя в процессе её выполнения, но это вовсе не исключает, а наоборот, предполагает руководящую роль учителя, так как проведение самостоятельной работы - это фактически решение той или иной дидактической задачи, которую ставит учитель на уроке
Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности ребёнка при условии, если он осуществляется в определённой последовательности и системе, как непрерывный, чётко организованный процесс
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.