Проблема
В учебниках краеведческий аспект практически не представлен. Поэтому перед учителем встает задача поиска и отбора материала по краеведению, привязка данного материала к учебной программе. Местный материал можно использовать для составления математических задач, при решении примеров и т.д.
Использовать задачи с краеведческим содержанием можно на уроках ознакомления, закрепления, применения знаний и умений, проверки и контроля, а так же на комбинированных уроках Рассмотрим примеры заданий, использования элементов краеведения на уроках математики.
Актуальность применения элементов краеведения на уроках математики заключается в том, что:
различные формы обучения на уроках создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения, непосредственности, неподдельного интереса;
в краеведческом материале заложены огромные воспитательные и образовательные возможности;
в процессе применения краеведческого материала дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира;
краеведческий материал развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки;
элементы краеведения очень хорошо уживаются с “серьезным” учением;
включение в урок элементов краеведения и игровых моментов с их использованием делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала;
разнообразные действия с краеведческим материалом, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету;
краеведческий материал оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.
Типовые задания
Когда в Твери открылась первая
трамвайная линия, которая имела протяжённость около 4-х км
(28 августа 1901 г., что на 4 года раньше Москвы и на 6 лет раньше Петербурга)
Узнайте, когда были открыты трамвайные линии в Москве и Петербурге??
Требования к формулировке задач, составленных на краеведческом материале:
Сюжет и числовые данные задачи должны отражать разнообразные стороны окружающей действительности, носить познавательный, воспитательный характер, возбуждать любознательность и интерес учащихся к математике.
Содержание задачи должно быть кратким, но понятным учащимся. Математическая сторона задачи не должна заслоняться излишними комментариями, поясняющими ее фабулу. Отдельные детали, связанные с композицией задачи, можно выяснить устно.
Числовой материал необходимо подбирать в строгом соответствии с программой данного класса по математике.
В тексте задачи для записи именованных чисел должны быть использованы только принятые сокращения; следует избегать произвольных сокращений слов.
Большое значение для формирования представлений о Родине, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение на уроках местного краеведческого материала.
Математика позволяет сделать доступным для усвоения числовой материал краеведения.
Опыт показывает, что многие ученики с большим интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае.
Вывод
Урок с использованием краеведческого материала, не только обеспечивает успешное овладение таким сложным предметом, как математика, но и развивает личность школьника, его интеллектуальные и творческие способности и, что особенно немаловажно, - его ценностные ориентации: любовь к родине, родному краю, уважение к его истории, духовным и культурным ценностям.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.