Адаптация – это естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.Адаптация к школе – это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребёнка при переходе к школьному обучению
Первый год обучения в коррекционном образовательном учреждении – переломный момент в жизни ребёнка.
С поступлением его в образовательное учреждение меняется многое:
- место ребёнка в системе общественных отношений;
- вместо игр начинаются ежедневные учебные занятия, требующие напряженной работы;
- весь уклад жизни ребенка (режим дня, единые школьные правила и требования и т.д.);
- нарастает статическая нагрузка (двигательная активность становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу), хотя потребность в движении остается высокой;
- возрастает психоэмоциональная нагрузка ребенка.
Оценивая уровень адаптации у детей, я выделила
следующие важные критерии:
1. Усвоение школьных норм поведения, принятие роли ученика
2. Эмоциональное благополучие
3. Взаимодействие с окружающими
4. Эффективность учебной деятельности.
Для детей моего класса наиболее сложными моментами в адаптации к школе стали:
Режимные трудности (они заключались в относительно низком уровне произвольности регуляции)
Коммуникативные трудности (связано с не форсированностью речи, не достаточностью опыта общения со сверстниками, привыкания к классному коллективу)
Если в обыкновенной школе период адаптации может длиться от 2-3 недель до полугода, то в специальной (коррекционной) адаптация может длиться от полугода до 3 лет. Это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребёнка, характер взаимоотношений с окружающими, непосредственно от состояния его здоровья.
Чтобы снизить эмоциональное напряжение у детей, необходимо переключать внимание ребёнка на деятельность, которая приносит ему удовольствие (игры «Переливаем, пересыпаем, сравниваем»; игры с песком, сортировка и др.)
ВАЖНО ОРГАНИЗОВАТЬ ПРОСТРАНСТВО КЛАССА
|
|
Для продуктивного обучения детей с расстройством аутистического спектра очень важным бывает поддержание некоторых принципов построения каждого урока.
1. Чёткие границы урока
2. Единый алгоритм во всех предметах
3. Визуальное расписание
ВАЖНО:
Научиться улавливать изменения в поведении ребёнка, не давая уйти в деструктивную деятельность.
Соблюдать ежедневные ритуалы.
Быть последовательным в своих требованиях.
Не выпускайте ребёнка из поля своего зрения.
Ребёнок должен понимать, что всегда может подойти к вам.
Избегайте переутомления.
Используйте подкрепление правильного действия.
Формирование адаптации аномального ребёнка осуществляется в тесном контакте семьи и школы, в обстановке взаимопонимания, взаимопомощи, разумного сочетания требовательности и щадящего режима.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.