Презентация Использование НКРЯ в преподавании русского языка и литературы.

  • pptx
  • 14.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Презентация Использование НКРЯ в преподавании русского языка и литературы..pptx

Использование НКРЯ в преподавании русского языка и литературы.

Чистополова С.М., учитель русского языка и литературы МКОУ СШ с УИОП №2 им.А.Жаркова г.Яранска

Основные направления применения корпуса в образовании:

составление заданий и упражнений с использованием корпусного материала;
организация самостоятельной исследовательской работы учащихся;
экспертиза учебников и словарей

Работа с многозначностью

Познакомьтесь со словарной статьей прилагательного глухой из «Большого толкового словаря русского языка» под ред. С.А. Кузнецова. Используя данные словаря, заполните первый столбец таблицы.
Введите в поисковую строку НКРЯ слово глухой и поработайте с первыми пятью страницами результатов (50 документов). Заполните второй и третий столбцы таблицы.
Какой ЛСВ слова глухой можно считать наиболее употребительным, а какой – наименее? Какое из значений не встретилось вам ни разу? Попробуйте объяснить, с чем это может быть связано.
Выпишите предложения, в которых рассматриваемое слово не соотносится ни с одним из отмеченных в словаре значений. Прокомментируйте каждый пример.

Организация корпусной работы с лексической многозначностью

Значения слова (по словарю)

Миниконтексты с лексико-семантическим вариантом

Количество

(1) ‘лишенный слуха’

глухой дед (солдат); глухой, как пень; глухие и слепые (немые); заведение для глухих

18

(2)‘неотзывчивый, невосприимчивый’

глух к человеческим мукам, глух к критическим замечаниям

4

(3) ‘негромкий’

глухой голос (звук, взрыв, шум), глухое рычание; становиться глуше

14

(4) ‘затаенный’

глухое раздражение (презрение)

3

(5) ‘насыщенный по цвету’

[Глухие тучи. На глухом коричневом фоне. – контексты из словаря]

0

(6) ‘максимальный’

глухая темнота (тишина), глухое беспа- мятство

5

(7) ‘заросший’

глухая тайга (чащоба), глухой лес
(овраг), глухие грибные места

8

(8) ‘закрытый, сплош ной’

глухое помещение, глухая стена (одежда), глухой забор (ворот)

11

(9) ‘удаленный от центра’

глухое захолустье (имение), глухая деревня (провинция)

18

(10) ‘такой, когда прекращается движение’

глухая ночь, глухой час, глухие сумерки

7

(11) ‘безвыходный’

[Положение мое глухо. Дела наши глухи. – контексты из словаря]

0

Как говорит Задорнов, оптимист и на кладбище видит плюсики; так и здесь – глухое общежитие, нищие люди, создающие праздник при помощи бутылки, они всё равно действительно жили… (Комментарии к фильму «Все будет хорошо», 2008–2011).
Кажется, в одном из старых изданий было «кушать».
Я поспешил вычеркнуть: фальшивое и глухое к тому же совсем уж слово (А.Мильчин. В лаборатории редактора Лидии Чуковской. «Октябрь», 2001).
Значит – вновь тайна, сплошная, глухая и немая тайна, неразгаданностью которой обеспокоен Дух и Разум (А. Азольский. Лопушок. «Новый Мир», 1998) [НКРЯ].

Работа с неологизмами

Используя материалы НКРЯ, предположите, какое написание слов закрепится в русском языке: блоггер или блогер, ремейк или римейк, сандвич или сэндвич, риэлтор или риелтор, фаст-фуд или фастфуд, Интернет или интернет, Фейсбук или фейсбук. Делая выводы, опирайтесь не только на статистические данные, но и на закономерности русского языка.
Сравните Ваши выводы с данными «Русского орфографического словаря» под ред. В.В. Лопатина (РОС) или орфографического академического ресурса «АКАДЕМОС». Как Вы думаете, изменятся ли рекомендации этих источников в скором времени?

Организация корпусной работы с графической вариативностью неологизмов

Варианты написания

Количество вхождений в НКРЯ

Данные «Русского орфографического словаря»

блогер
блоггер

65
19

блогер

ремейк
римейк

56
87

ремейк

сандвич
сэндвич

153
263

сандвич и сэндвич

риэлтор
риелтор

303
108

риелтор

фаст-фуд
фастфуд

7
31

фастфуд

Интернет
интернет

4500
3100

Интернет и интернет

Фейсбук
фейсбук

30
30

Направления учебной исследовательской работы с корпусом

Работа в рамках одного текста.
Работа с произведениями одного автора.
Работа с корпусом в целом.

Работа с заглавием произведения

С помощью корпуса найдите контексты со словом сад в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад». Используя полученный список контекстов, ответьте на вопросы.
Как связан образ вишневого сада с развитием сюжета пьесы? Найдите контексты, отмечающие завязку, развитие действия, кульминацию, развязку.
Найдите контексты, характеризующие представление о вишневом саде Раневской, Ани, Трофимова, Лопахина. Чем они отличаются друг от друга?
Назовите цвета, характеризующие сад. Что означает цветовая символика сада? Опишите эволюцию образа сада.

Организация корпусной работы с текстом пьесы «Вишнёвый сад» А.П.Чехова (элементы сюжета)

Завязка

1. Вам уже известно, вишневый сад ваш продается за долги, на двадцать второе августа назначены торги…

Развитие действия

Если ничего не придумаем и ни к чему не придем, то двадцать второго августа и вишневый сад, и все имение будут продавать с аукциона.
Да, и сад продадут за долги, как это ни странно…
Напоминаю вам, господа: двадцать второго августа будет продаваться вишневый сад.

Кульминация

А сейчас на кухне какой-то человек говорил, что вишневый сад уже про- дан сегодня.
Продан вишневый сад?
Сверх долга я надавал девяносто, осталось за мной. Вишневый сад
теперь мой! Мой!
Боже мой, господи, вишневый сад мой! Скажите мне, что я пьян, не в свом уме, что все это мне представляется…

Развязка

О мой милый, мой нежный, прекрасный сад! Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай! Прощай!
Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором сту чат по дереву.

Организация корпусной работы с текстом пьесы «Вишнёвый сад» А.П.Чехова (высказывания героев)

Раневская

Вырубить? Милый мой, простите, вы ничего не понимаете. Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад.
Любовь Андреевна (глядит в окно на сад). О, мое детство, чистота моя!
О мой милый, мой нежный, прекрасный сад! Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!

Лопахин

Замечательного в этом саду только то, что он очень большой. Вишня родится раз в два года, да и ту девать некуда, никто не покупает.

Аня

Что вы со мной сделали, Петя, отчего я уже не люблю вишневого сада, как прежде. Я любила его так нежно, мне казалось, на земле нет лучше места, как наш сад.

Трофимов

Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест.

Работа с литературным образом

С помощью семантического поиска найдите все контексты в произведениях А.А. Фета, в которых упоминаются растения. Определите, какой образ (или образы) растительного мира являются преобладающими в творчестве поэта.
Попробуйте определить, какое место занимает найденный образ (или образы) в творчестве А.А. Фета в целом.

Лингвистический комментарий художественного текста

Представьте, что вы готовите комментарий для романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Первая же строка первой главы – «Мой дядя самых честных правил…» – вызывает затруднения: одни исследователи романа считают, что это прямая отсылка к басне И.А. Крылова «Осёл и мужик» (1819), а именно к строке Осёл был самых честных правил, другие – что отсылки нет и выражение самых честных правил соответствует нормам разговорной речи XIX в. Какую точку зрения вы выберете? Может быть, есть третий вариант? Чтобы найти ответ, проанализируйте употребление словосочетания честные правила и конструкции «самый + прилагательное + правило» с помощью НКРЯ.

Спасибо за внимание!