Использование НКРЯ в преподавании русского языка и литературы.
Чистополова С.М., учитель русского языка и литературы МКОУ СШ с УИОП №2 им.А.Жаркова г.Яранска
Основные направления применения корпуса в образовании:
составление заданий и упражнений с использованием корпусного материала;
организация самостоятельной исследовательской работы учащихся;
экспертиза учебников и словарей
Работа с многозначностью
Познакомьтесь со словарной статьей прилагательного глухой из «Большого толкового словаря русского языка» под ред. С.А. Кузнецова. Используя данные словаря, заполните первый столбец таблицы.
Введите в поисковую строку НКРЯ слово глухой и поработайте с первыми пятью страницами результатов (50 документов). Заполните второй и третий столбцы таблицы.
Какой ЛСВ слова глухой можно считать наиболее употребительным, а какой – наименее? Какое из значений не встретилось вам ни разу? Попробуйте объяснить, с чем это может быть связано.
Выпишите предложения, в которых рассматриваемое слово не соотносится ни с одним из отмеченных в словаре значений. Прокомментируйте каждый пример.
Организация корпусной работы с лексической многозначностью
Значения слова (по словарю) | Миниконтексты с лексико-семантическим вариантом | Количество |
(1) ‘лишенный слуха’ | глухой дед (солдат); глухой, как пень; глухие и слепые (немые); заведение для глухих | 18 |
(2)‘неотзывчивый, невосприимчивый’ | глух к человеческим мукам, глух к критическим замечаниям | 4 |
(3) ‘негромкий’ | глухой голос (звук, взрыв, шум), глухое рычание; становиться глуше | 14 |
(4) ‘затаенный’ | глухое раздражение (презрение) | 3 |
(5) ‘насыщенный по цвету’ | [Глухие тучи. На глухом коричневом фоне. – контексты из словаря] | 0 |
(6) ‘максимальный’ | глухая темнота (тишина), глухое беспа- мятство | 5 |
(7) ‘заросший’ | глухая тайга (чащоба), глухой лес | 8 |
(8) ‘закрытый, сплош ной’ | глухое помещение, глухая стена (одежда), глухой забор (ворот) | 11 |
(9) ‘удаленный от центра’ | глухое захолустье (имение), глухая деревня (провинция) | 18 |
(10) ‘такой, когда прекращается движение’ | глухая ночь, глухой час, глухие сумерки | 7 |
(11) ‘безвыходный’ | [Положение мое глухо. Дела наши глухи. – контексты из словаря] | 0 |
Как говорит Задорнов, оптимист и на кладбище видит плюсики; так и здесь – глухое общежитие, нищие люди, создающие праздник при помощи бутылки, они всё равно действительно жили… (Комментарии к фильму «Все будет хорошо», 2008–2011).
Кажется, в одном из старых изданий было «кушать».
Я поспешил вычеркнуть: фальшивое и глухое к тому же совсем уж слово (А.Мильчин. В лаборатории редактора Лидии Чуковской. «Октябрь», 2001).
Значит – вновь тайна, сплошная, глухая и немая тайна, неразгаданностью которой обеспокоен Дух и Разум (А. Азольский. Лопушок. «Новый Мир», 1998) [НКРЯ].
Работа с неологизмами
Используя материалы НКРЯ, предположите, какое написание слов закрепится в русском языке: блоггер или блогер, ремейк или римейк, сандвич или сэндвич, риэлтор или риелтор, фаст-фуд или фастфуд, Интернет или интернет, Фейсбук или фейсбук. Делая выводы, опирайтесь не только на статистические данные, но и на закономерности русского языка.
Сравните Ваши выводы с данными «Русского орфографического словаря» под ред. В.В. Лопатина (РОС) или орфографического академического ресурса «АКАДЕМОС». Как Вы думаете, изменятся ли рекомендации этих источников в скором времени?
Организация корпусной работы с графической вариативностью неологизмов
Варианты написания | Количество вхождений в НКРЯ | Данные «Русского орфографического словаря» |
блогер | 65 | блогер |
ремейк | 56 | ремейк |
сандвич | 153 | сандвич и сэндвич |
риэлтор | 303 | риелтор |
фаст-фуд | 7 | фастфуд |
Интернет | 4500 | Интернет и интернет |
Фейсбук | 30 | – |
Направления учебной исследовательской работы с корпусом
Работа в рамках одного текста.
Работа с произведениями одного автора.
Работа с корпусом в целом.
Работа с заглавием произведения
С помощью корпуса найдите контексты со словом сад в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад». Используя полученный список контекстов, ответьте на вопросы.
Как связан образ вишневого сада с развитием сюжета пьесы? Найдите контексты, отмечающие завязку, развитие действия, кульминацию, развязку.
Найдите контексты, характеризующие представление о вишневом саде Раневской, Ани, Трофимова, Лопахина. Чем они отличаются друг от друга?
Назовите цвета, характеризующие сад. Что означает цветовая символика сада? Опишите эволюцию образа сада.
Организация корпусной работы с текстом пьесы «Вишнёвый сад» А.П.Чехова (элементы сюжета)
Завязка |
1. Вам уже известно, вишневый сад ваш продается за долги, на двадцать второе августа назначены торги… |
Развитие действия |
Если ничего не придумаем и ни к чему не придем, то двадцать второго августа и вишневый сад, и все имение будут продавать с аукциона. |
Кульминация |
А сейчас на кухне какой-то человек говорил, что вишневый сад уже про- дан сегодня. |
Развязка |
О мой милый, мой нежный, прекрасный сад! Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай! Прощай! |
Организация корпусной работы с текстом пьесы «Вишнёвый сад» А.П.Чехова (высказывания героев)
Раневская |
Вырубить? Милый мой, простите, вы ничего не понимаете. Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад. |
Лопахин |
Замечательного в этом саду только то, что он очень большой. Вишня родится раз в два года, да и ту девать некуда, никто не покупает. |
Аня |
Что вы со мной сделали, Петя, отчего я уже не люблю вишневого сада, как прежде. Я любила его так нежно, мне казалось, на земле нет лучше места, как наш сад. |
Трофимов |
Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест. |
Работа с литературным образом
С помощью семантического поиска найдите все контексты в произведениях А.А. Фета, в которых упоминаются растения. Определите, какой образ (или образы) растительного мира являются преобладающими в творчестве поэта.
Попробуйте определить, какое место занимает найденный образ (или образы) в творчестве А.А. Фета в целом.
Лингвистический комментарий художественного текста
Представьте, что вы готовите комментарий для романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Первая же строка первой главы – «Мой дядя самых честных правил…» – вызывает затруднения: одни исследователи романа считают, что это прямая отсылка к басне И.А. Крылова «Осёл и мужик» (1819), а именно к строке Осёл был самых честных правил, другие – что отсылки нет и выражение самых честных правил соответствует нормам разговорной речи XIX в. Какую точку зрения вы выберете? Может быть, есть третий вариант? Чтобы найти ответ, проанализируйте употребление словосочетания честные правила и конструкции «самый + прилагательное + правило» с помощью НКРЯ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.