ГБПОУ «Выксунский металлургический колледж им.А.А.Козерадского»
Использование заданий профессиональной и практической направленности на уроках математики в системе СПО
Автор: Мудренко Галина Александровна
2024г.
Использование мнемотехники в решении образовательных задач студентами
Профессиональная направленность обучения математике осуществляется через специально подобранную систему задач по профессиям и специальностям.
Цель выступления : показать, что процесс обучения может быть ориентирован на широкое раскрытие связей математики с окружающим миром, с современным производством, с избранной профессией.
Задачи: Рассмотреть некоторые задания с содержанием профессионального и практического характера, рассмотреть этапы урока, на каких возможно решение таких задач.
специальность : 15.02.16 «Технология машиностроения»
дисциплина : ООД.04 «Математика»
ОП.05 «Процессы формообразования и инструменты»
Тема 1. Числа и вычисления
Задача 1
Практическая работа «Определение элементов режима резания и параметров срезаемого слоя при точении»
специальность : 15.02.16 «Технология машиностроения»
дисциплина : ООД.04 «Математика»
ОП.05 «Процессы формообразования и инструменты»
Задача 2
Практическая работа «Определение элементов режима резания и параметров срезаемого слоя при точении»
специальность : 15.02.16 «Технология машиностроения»
дисциплина : ООД.04 «Математика»
ОП.05 «Процессы формообразования и инструменты»
Занятие :«Применении дробей и процентов для решения прикладных задач из различных отраслей»
специальность : 15.02.16 «Технология машиностроения»
дисциплина : ООД.04 «Математика»
ОП.04 «Материаловедение»
Тема 1. Числа и вычисления
Занятие : Степень с рациональным показателем и ее свойства, степень с действительным показателем
Задача. Определить твердость по Бринеллю, если при испытании (D=10 мм, P=3000 кг) средний диаметр отпечатка составляет d=5мм.
Решение : Число твердости по Бринеллю, обозначается НВ и определяется как отношение величины нагрузки Р, кг, действующей на шарик (индентор), к площади (F) поверхности полученного отпечатка F,
мм2:
где P - нагрузка, H;
D - диаметр шарика, мм;
d - диаметр отпечатка, мм
специальность : 15.02.16 «Технология машиностроения»
дисциплина : ООД.04 «Математика»
ОП.05 «Процессы формообразования и инструменты»
Тема : Многогранники и круглые тела
Разобрать машиностроительную деталь на составные части по геометрическим телам
Ответ:
1- конус
2– цилиндр
3 – призма
4 – призма
5 –половинка цилиндра
специальность : 15.02.16 «Технология машиностроения»
дисциплина : ОП.08 «Математика в профессиональной деятельности»
ОП.05 «Процессы формообразования и инструменты»
БИНАРНЫЙ УРОК
Практическое занятие
Тема: « Выбор исходной заготовки и ее
конструирование, расчет величины
припусков»
Расчет заготовки из горячей объемной штамповки
Рисунок 3 – Эскиз штамповки
Масса заготовки штамповки определяется по формуле:
где ρ - удельная плотность стали ρ=7,8 г ⁄см;
V – объем штамповки.
Рассчитываем объем поковки:
V =
V = 3,14/4∙(6,062∙9,9+3,342∙8,3+4,042∙9,4) = 467 см3.
Рассчитываем массу поковки
Мз = 467∙7,8∙ 0,001 = 3,65 кг.
Экономическое обоснование использования заготовки
Коэффициент использования материала:
Стоимость заготовки из штамповки определяется по формуле:
Sз = (Сj / 1000*Мз*Кт*Кс*Кв*Км*Кп) - (Мз - Мд) *Sотх / 1000 (11)
где Мз - масса заготовки, кг
Сj - базовая стоимость 1 тонны штамповки, руб
Мд - масса детали, кг.
Кт,Кс,Кв,Км,Кп - коэффициенты зависящие от класса точности, группы сложности, массы, марки материала и объема производства заготовок.
Кт =1; Кс = 0,84; Кв = 0,87, Км = 1, Кп = 1.
Sзаг.=(30000/1000х3,65∙1∙0,84∙0,87∙1∙1)-(3,65-3,5)∙10000/1000= 78,5 руб.
Таблица 2 – Экономическое обоснование
Показатели | Вид производства | |
Прокат | Штамповка | |
Масса заготовки | 6,1 | 3,65 |
Масса готовой детали | 3,5 | |
Стоимость заготовок в рублях | 126,5 | 78,5 |
Коэффициент используемого материала | 0,8 | 0,6 |
специальность : 15.02.16 «Технология машиностроения»
дисциплина : ОП.08 «Математика в профессиональной деятельности»
ОП.05 «Процессы формообразования и инструменты»
Тема 1.1 Матрицы и определители
Задача
На машиностроительном заводе разработали новый тип деталей для генераторов.
Из 875 кг металла делают теперь на 3 штуки больше деталей нового типа, чем деталей старого типа делали из 900 кг.
Какова масса детали нового и старого типов, если две детали нового типа по массе меньше одной детали старого типа на 0, 1 т?
Занятие: Решение систем линейных уравнений
специальность : 15.02.16 «Технология машиностроения»
дисциплина : ОП.08 «Математика в профессиональной деятельности»
ОП.05 «Процессы формообразования и инструменты»
Тема 1.1 Матрицы и определители
Решение Пусть масса нового типа - х кг, а старого - у кг.
По условию у - 2х = 100. Из 875 кг изготовляют деталей
нового типа 875/х, а старого из 900кг – 900/y.
Сложим 875/x−900/y=3
Сложим систему y-2x=100 y=2x+100
875/х - 900/y =3 875/х 900/(2x+100)=3
875(2x+100)-900x = 3x(2x+100)
1750x+87500-900x = 6x^2+300x,
6x^2-550x-87500=0 x=175 y= 2*175+100= 450
Ответ : 175кг и 450кг.
Занятие: Решение систем линейных
уравнений
специальность : 15.02.16 «Технология машиностроения»
дисциплина : ОП.08 «Математика в профессиональной деятельности»
ОП.02 «Техническая механика»
Задача По заданному графику
угловой скорости определить
вид вращательного движения.
Тема 2.2. Производная, исследование функций с помощью производной
Занятие: Понятие производной, ее физический
и геометрический смысл
специальность : 15.02.16 «Технология машиностроения»
дисциплина : ОП.08 «Математика в профессиональной деятельности»
ОП.02 «Техническая механика»
Задача
Тема 2.2. Производная, исследование функций с помощью производной
Вращающееся маховое колесо, задерживаемое тормозом, за t секунд поворачивается на угол 𝜑=𝑎+𝑏𝑡−𝑐𝑡^2.
Определить момент остановки колеса.
специальность : 15.02.16 «Технология машиностроения»
дисциплина : ОП.08 «Математика в профессиональной деятельности»
ОП.02 «Техническая механика»
Тема 2.2. Производная, исследование функций с помощью производной
Задача
Дано уравнение движения точки:
s=0.36t2 +0.18t
Определить скорость точки в конце третьей секунды движения и среднюю скорость за первые 3 секунды.
специальность : 15.02.16 «Технология машиностроения»
дисциплина : ОП.08 «Математика в профессиональной деятельности»
ОП.02 «Техническая механика»
Тема 3. Функции и графики
Занятие : Линейная, квадратичная и дробно-линейная функция
Задача. Снаряд движется в вертикальной
плоскости согласно
x = 300t, y = 400t – 5t^ 2
(t – в секундах, х, у – в метрах).
Найти траекторию движения
снаряда.
Решение :
Исключая параметр t из
уравнений движения, получим
уравнения траектории снаряда
y = 𝟒 𝟑 𝟒𝟒 𝟒 𝟑 𝟑𝟑 𝟒 𝟑 x - 𝒙^𝟐 𝟏𝟖𝟎𝟎𝟎 𝒙𝒙^𝟐𝟐 𝒙^𝟐 𝟏𝟖𝟎𝟎𝟎 𝟏𝟏𝟖𝟖𝟎𝟎𝟎𝟎𝟎𝟎 𝒙^𝟐 𝟏𝟖𝟎𝟎𝟎
Это уравнение параболы. Траектория снаряда представлена на рисунке.
Использование мнемотехники для освоения учебного материала по математическим дисциплинам
Мнемотехника -
совокупность приемов и методов запоминания информации.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»
К.Д.Ушинский
Ассоциация
дисциплина : ООД.04 «Математика»
ОП.08 «Математика в профессиональной деятельности»
Тема 3. Функции и графики
Занятие : Тригонометрические функции, их свойства и графики
Проблема в объяснении: одна и та же точка имеет несколько значений на тригонометрическом круге.
дисциплина : ООД.04 «Математика»
ОП.08 «Математика в профессиональной деятельности»
Тема 2. Уравнения и неравенства
Занятие : Решение тригонометрических уравнений
Решить уравнение: sin5x + sinx=0.
Решение: sin6x=0,
возникает ошибка
.
Перед скобкой “плюс” стоит
Он о том и говорит,
Что ты скобки опускай,
Да все числа выпускай.
Перед скобкой “минус” строгий
Загородит нам дорогу.
Чтобы скобки убирать,
Надо знаки поменять.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.