Современное обучение требует системного и творческого подходов. Считаю, что исследовательская работа на уроке является уникальным инструментом развития личности школьника. Ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их самостоятельно. Несомненно, это способствует активному и успешному формированию общеучебных умений.
Урок – это образовательное пространство. Образовательное пространство должно мотивировать ученика, вызывать личностный интерес в учебной деятельности. Для повышения мотивации и привлечения детей к исследовательской работе на уроках: демонстрируем занимательные опыты, проводим практические работы.
Исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.
При решении практически любой задачи проводится так называемое мини-исследование, где используются основные мыслительные операции - анализ и синтез, сравнение и аналогия, обобщение и конкретизация;
Тема урока «Решение задач на процентное содержание вещества».Задача: 3г медного купороса растворили в 60 г воды. Чему равно процентное содержание раствора?
Алгоритм приготовления раствора
1.Взвесим 3г медного купороса на весах;
2.Пересыпим в мензурку;
2.Нальем в мензурку воды до отметки 60 мл;
3.Размешаем стеклянной палочкой;
4. Получим данный раствор.
Демонстрация
Формула 𝒃 𝒂 𝒃𝒃 𝒃 𝒂 𝒂𝒂 𝒃 𝒂 ×100%Процентного содержания некоторого вещества b в массе a (раствора, смеси, сплава).
РЕШЕНИЕ:
b=3г
а=60г
Вычислим процентное содержание:
3 60 3 3 60 60 3 60 ×100%=5%
Ответ: 5%.
РАБОТА В ГРУППАХ
1группа: Приготовить 10% солевой раствор;
2 группа: 2% солевой раствор;
3 группа: 3% солевой раствор;
4 группа: 15% солевой раствор.
Задача: Высота над землей летящего снаряда меняется по закону h(t)=55-5 𝑡 2 𝑡𝑡 𝑡 2 2 𝑡 2 (м). Сколько секунд снаряд будет на высоте не менее 10м?Два способа решения:
Графический
Аналитический
55-5 𝑡 2 𝑡𝑡 𝑡 2 2 𝑡 2 =10
-5 𝑡 2 𝑡𝑡 𝑡 2 2 𝑡 2 =10-55
-5 𝑡 2 𝑡𝑡 𝑡 2 2 𝑡 2 =-45
𝑡 2 𝑡𝑡 𝑡 2 2 𝑡 2 = −45 −5 −45 −45 −5 −5 −45 −5
𝑡 2 𝑡𝑡 𝑡 2 2 𝑡 2 =9
𝑡 1 𝑡𝑡 𝑡 1 1 𝑡 1 =-3-не удовлетворяет
𝑡 2 𝑡𝑡 𝑡 2 2 𝑡 2 =3
Ответ:3с.
Практика моей работы по использованию исследовательской деятельности учащихся на уроках математики показала, что исследовательский метод позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся, повысить их интерес, и приводит к хорошему усвоению материала, к развитию мышления и способностей учащихся.
Опыт моей работы может быть использован учителями при работе над исследовательским методом в преподавании математики.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.