Презентация исследовательской работы "Роль газетного заголовка в эффективности печатных СМИ"

  • pptx
  • 30.07.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Презентация проекта Мазанов К.pptx

Исследовательская работа

«Роль газетного заголовка в эффективности печатных СМИ»

1


В анкетировании приняли участие 47 человек , из которых 18 - учащиеся 9-10 классов и 29 - работники школы:

Читаете ли вы газету «Александровская жизнь»? (да/нет) 43 (91%)
Читаете всю газету от начала до конца?(да/нет) 37 (86%)
Предпочитаете выбор статьи, опираясь на заголовок?(да/нет) 41 (95%)
Какие заголовки статей вас больше привлекают? (выберите один ответ)
1) конкретные 15 (35%)
2) многообещающие 9 (21%)
3) интригующие 19 (44%)
Оценка заголовка после прочтения статьи (выберите один ответ)
1) удовлетворены названием статьи 41 (95%)
2) разочарованы названием статьи 2 (5%)

Цель работы:

выявить, какие заголовки статей больше привлекают внимание читателей;
донести собранные сведения до сверстников.

Задачи:

познакомиться с литературой по данной теме;
изучить историю газеты «Александровская жизнь»;
проанализировать заголовки статей газеты «Александровская жизнь» и классифицировать их;
проанализировать анкетные данные опроса учащихся и работников школы.















Предмет исследования:

Газетные заголовки


Объект исследования:

Газета «Александровская жизнь»

Методы исследования:

работа с литературой;
поиск информации в сети Интернет;
анкетирование учащихся и работников школы.

«Краткость – сестра таланта». А.П.Чехов

Понятие «заголовок»

ЗАГОЛОВОК, заглавие ср. – выходной лист, первый листок книги или сочинения, где означено название его; самое название это.

ЗАГОЛОВОК, -вка, м. Название небольшого произведения, статьи. Заметка под броским заголовком. || прилагательное заголовочный, -ая, -ое. 3. шрифт.

ЗАГОЛОВОК (заголовок неправ.), заголовка, м. Название книги, сочинения или части их; заглавие.

ЗАГОЛОВОЧНОЕ СЛОВО (заглавное слово) англ. vocable. Слово как элемент словника , разъясняемое в словарной статье, выделяемое особым шрифтом и помещаемое в соответствии с принятой в данном словаре схемой расположения.

ЗАГОЛОВОК. 1) То же, что: заглавие. 2) устар. Обозначение в начале листа в деловых бумагах ведомства и места, откуда и куда эти бумаги отправляются.

Роль заголовков в печатных изданиях

6 функций заголовков:
Во-первых, он должен привлекать внимание. Это основная функция заголовка, ведь если заголовок не будет прочитан, то обращение, с которым выступает автор, не достигнет цели.
Во-вторых, заголовок должен быть нацелен на определенную аудиторию, он должен содержать в себе информацию, которая будет интересна конкретному читателю.
В-третьих, заголовок должен вводить читателя в главную часть текста.
В- четвертых, заголовок должен отражать главную мысль, которая важна и запомнится аудитории.
В-пятых, заголовок должен содержать информацию о статье.
В-шестых, заголовок должен отражать тот аспект статьи, который отличает его от других.
К. Бове и У. Аренс

Заголовки обладают следующими свойствами:

1) принадлежит тексту и предназначен к функционированию без него;
2) по своему содержанию «стремится к тексту как к пределу, а по форме – к слову»;
3) выполняет по отношению к тексту тематическую функцию;
4) именует текст, отсылая к нему, и вместе с тем является семантической сверткой всего текста.
Гальперин. И. Р.
Веселова Н. А.

Обзор истории газеты «Александровская жизнь» от появления до наших дней

С апреля 1918 года – «Александровская жизнь»
С февраля 1920 - «Известия Александровского уездного ревкома»
1930 год - «Колхозник»
С 18 марта 1932 года - «Знамя ударника»
С 16 октября 1955 - «Красное знамя»
С 18 апреля 1962 по февраль 1963 -«Ленинское знамя» (межрайонная газета)
С марта 1963г. - «Заветы Ильича»
С августа 1991 года - «Александровская жизнь»


«Столетняя история районной газеты — это большой путь, целая эпоха, летопись нашего района. За это время «районка» неоднократно меняла своё название, но неизменным оставалось одно: освещение самых важных событий, происходящих в районе». Маковская Л.А.

Изучение и классификация заголовков лингвистами

Классификация Т.А.Фадеевой

Тематический заголовок называет то, о чем пойдет речь в тексте, или обозначает место действия.
Сообщающий заголовок в самом общем виде дает возможность представить, о чем пойдет речь в тексте.
Эмоционально-оценочный заголовок обычно содержит эмоциональные или оценочные слова, слова с переносным значением.
Парадоксальный заголовок представляет собой соединение логически несовместимых понятий.
Проблемный заголовок типичен для текста, информация которого требует от читателя внимания к поставленному вопросу или заставляет порассуждать на заданную тему.
Побудительный заголовок побуждает нас к каким – либо действиям.
Цитатный заголовок представляет слова из текста, соотносимые с основной мыслью.

Классификация А. Тертычного

1) заголовки-темы. Они указывают на что-то или констатируют какой-либо факт.
2) заголовки-ремы. Они дают характеристику лица, события, темы, проблемы.
3) заголовки-ассоциации:
- заголовок-метафора
- заголовок-аллегория
- заголовок-каламбур

Классификация М. Шостака

«Заголовок-хроника»

«Заголовок-«бегущая строка»»

«Заголовок-интрига»

«Заголовок-резюме»

«Заголовок-цитата»

Заголовок-хроника:

«Студенческий десант» - 2019» (№ 9, 9 февраля 2019)
«Отчетное собрание» (№ 10, 13 февраля 2019)
«25 марта – День работника культуры» (№ 21, 23 марта 2019)
«Еженедельное рабочее совещание»
(№ 8, 6 февраля 2019)

Заголовок - «бегущая строка»:

«Продолжаются проверки газового оборудования жилых домов» (№ 5, 26 января 2019)
«Школьников отправили на каникулы, массовые мероприятия перенесены» (№ 9, 9 февраля 2019)
«40 новобранцев пополнили ряды юнармейцев района» (№ 14, 27 февраля 2019)

Заголовок-резюме:

«Праздник весны и любви» (№ 18, 13 марта 2019)
«Зарядились радостью и надеждой» (№ 18, 13 марта 2019)
«Александровцы – лучшие!» (№13, 22 февраля 2019)
«На радость детворе и родителям» (№ 19, 16 марта 2019)

Заголовок-цитата:

«Пекарня маленькая, да удаленькая» (№ 17, 7 марта 2019)
«Есть такая профессия – Родину защищать» (№ 13, 22 февраля 2019)
«Разгулялся ветер не на шутку» (№ 12, 20 февраля 2019)
«Эх, блиночки – хороши, погуляли от души!» (№ 19, 16 марта 2019)

Заголовок-интрига:

«Made in Александровское» (№ 5, 26 января 2019)
«Для ответа было всего 15 минут» (№ 13, 22 февраля 2019)
«Год без тебя» (№ 19,16 марта 2019)
«Что будет отремонтировано, чему будет уделено особое внимание» (№ 10, 13 февраля 2019)

Классификация заголовков газеты «Александровская жизнь» по типологии М. Шостака


Новизна проекта: Классификация заголовков поможет понять юным журналистам необходимость использования красочных и оригинальных заголовков для привлечения читательского внимания.

Практическая значимость проекта  заключается в том, что может представлять интерес для юных журналистов, интересующихся приемами языкового воздействия на читателя, т.к. именно наличие интересных, цепляющих заголовков значительно увеличивает ценность газеты, что повышает актуальность и значимость печатных изданий среди читателей.

Благодарю за внимание!