Цели урока:
обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи
повторить орфограммы, связанные с правописанием существительных;
способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки учебной деятельности учащихся;
способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать информацию и делать выводы, развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге;
содействовать формированию осознанного интереса к изучению русского языка.
2
Задания для команд:
представить имя существительное
I команда представляет имя существительное как языковеды (правила, морфологические признаки)
II команда представляет имя существительное как математики;
III команда представляет имя существительное как художники.
4
Задания для капитанов:
1. Приведите примеры существительных собственных и нарицательных.
2. Чем отличаются имена существительные одушевленные от неодушевленных? Приведите примеры.
3. Приведите по 3 примера имен существительных, которые имеют форму только единственного или только множественного числа.
4. Какую роль в предложении может играть имя существительное в именительном падеже? Приведите примеры.
5. Приведите примеры слитного написания НЕ с существительными.
6. Назовите разносклоняемые имена существительные.
7. Назовите примеры имен существительных 1 склонения;
8. Назовите примеры имен существительных 2 склонения;
9. Назовите примеры имен существительных 3 склонения.
5
Задания командам
I команда: поставьте в словах ударение:
а) портфель, засуха, библиотека, диалог, документ;
б) алфавит, компас, газопровод, добыча, километр.
II команда: укажите в каждой строке лишнее слово:
а) тополь, дождь, олень, дверь
б) огород, красивый, берег, обед.
III команда: в каждом из слов спрятано другое. Найдите его:
а) уточка, носок, хлев;
б) укол, олень, коса.
6
Цифровой диктант
Определить склонение имен существительных:
1 – 1-е склонение,
2 – 2-е склонение,
3 – 3-е склонение,
4 – несклоняемые имена существительные
Календарь
время
пони
туча
тень
пианино
дочь
путь
безе
Онтарио
табло
плакса
7
Каждая команда выбирает соответствующий текст, определяет его стиль, тему, выполняет синтаксический разбор одного любого предложения
I команда: Вода при комнатной температуре – прозрачная жидкость, не обладающая ни вкусом, ни цветом, ни запахом, при отрицательной температуре – лед или снег, в газообразном состоянии – водяной пар. Вода в жидком состоянии подается в водопровод.
И в условиях Земли она может одновременно находиться во всех трех состояниях: снег на горных вершинах, реки у их подножья и облака в небесах.
II команда: По сообщению телеканала «Юнион», 4 октября, в 12.00 по местному времени, был произведен ввод в эксплуатацию дополнительных очистных сооружений водохранилища города. Данное оборудование удовлетворит потребности жителей в качественной воде.
III команда: Машинально смотрел он на последний отблеск заката, на дома, на одно отдаленное окошко. Точно в пламени от последнего солнечного луча, ударившего в него на мгновение, на темневшую воду канавы и, казалось, со вниманием всматривался в эту воду. (Ф. Достоевский)
Выполнить морфологический разбор
подчеркнутых слов
9
Прослушайте шуточное стихотворение об неизменяемых и несклоняемых словах.
Запишите их правильно, определяя род.
Как – то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашны и без пальты.
Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура,
Ходит-бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино.
Жаль, закончилось оно.
В гардероб пора бежать –
Будут польта выдавать.
10
Продолжите пословицу, допишите её, обозначьте изучаемую орфограмму:
1. (Не)место красит человека, ……………
2. (Не)правдой ………….. ………………..
3. Дружба крепка (не) лестью, …………...
Игра «Я – волшебник»
Превратите имена нарицательные в имена собственные
Птица орёл
Цветок роза
Плодородная земля
Воздушный шарик
11
Решение теста:
I команда: имя существительное пишется с НЕ раздельно:
(НЕ) видимкою луна освещает снег летучий.
Передо мной был (не)враг, а друг.
(Не)известности уже не было.
II команда: НЕ пишется слитно:
Это (не)правда, а откровенная ложь.
(Не)правду я не потерплю.
Это надо считать (не)удачей, а случайностью.
III команда: имя существительное пишется с НЕ раздельно:
Удивила (не)зависимость и резкость.
Появилась (не)решительность, а какая-то застенчивость.
С (не)ряхой мало кто общается.
12
Вы, ребята, молодцы!
Все вы трудности прошли.
Существительное повторили,
Орфограммы не забыли
Учащиеся отвечают на вопросы:
Какое задание было самым интересным?
Теперь я могу...
Какие задания вызвали затруднения?
Кто почувствовал, что преодолел трудность,
поверил в себя?
13
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.