Если хочешь воспитывать у детей смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мыслей, дай им возможность почувствовать себя в нем хозяевами.
Ш. А. Амонашвили
В Федеральных Государственных Общеобразовательных Стандартах второго поколения указано, что одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в образовательном процессе.
научить себя учиться, что способствует
саморазвитию;
утвердить себя в своих глазах и в глазах
других людей, что способствует
самоутверждению;
найти себя, что будет способствовать
самоопределению;
реализовать себя, что способствует
самореализации;
научиться управлять собой, что способствует
саморегуляции и самовоспитанию.
Исследовательская деятельность помогает:
создание
творческой
атмосферы
учет возрастных особенностей
детей
Систематичность
Целенаправленность
Мотивированность
Психологический
климат
Цель: совершенствование исследовательских способностей обучающихся через осознание механизмов, стимулирующих интеллектуально-творческий потенциал младших школьников.
Задачи:
Выявить и поддержать учащихся склонных к занятию исследовательской деятельностью;
Формирование научных взглядов у учащихся;
Развить интеллектуальные, творческие способности учащихся
Личностные УУД
адекватная самооценка;
позитивное отношение к самому себе;
формируется мотивационная основа учебной деятельности;
вырабатывается внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.
дети учатся в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
строить логическое рассуждение, осуществлять сравнение, синтез; классифицировать;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
строить понятные для партнёра высказывания;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
учитывать разные мнения, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать формулировать собственное мнение и позицию;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.
Индивидуаль-ная
работа
по подготовке
разовых докладов,
устных сообщений.
по проведению
простейших опытов,
экспериментов,
наблюдений
в изготовлении наглядных пособий для изучения новой темы
в подборе литературы, помощи другим детям в подготовке сообщений
над
организацией краеведческих и природоведческих исследований
совместных исследовательских межпредметных
и социальных проектов
педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику
педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно
(высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение
В организации исследовательского обучения можно выделить три уровня:
1
2
3
Классификация исследований:
по количеству
участников
по месту
проведения
по теме
по времени
коллективные
групповые
индивидуальные
внеурочные
урочные
свободные
предметные
долговременные
кратковременные
1. Постановка проблемы, выбор темы исследования.
- фантастические - темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;
- теоретические - эта группа тем ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках: это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах, и др.;
- эмпирические - темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов
1) Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.
2) Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.
3) Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
4) Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
5) Тема должна быть доступной.
6) Сочетание желаний и возможностей.
7) С выбором темы не стоит затягивать.
Правила выбора темы исследовательской работы
(по Савенкову)
«Когда детям предоставляется возможность поделиться своими знаниями с товарищами и учителем, это окрыляет их, обогащает уроки и создает атмосферу коллективной работы.»
Л. В. Занков
5. Подготовка к защите результатов исследования
6. Защита результатов исследования
Для успешного занятия проектно-исследовательской деятельностью необходимо наличие обязательных условий:
желание самого ребёнка (мотивация к интеллектуальному творчеству);
оборудованное место (помещение, техника, благоприятная среда);
грамотный доброжелательный преподаватель-консультант.
Задачи школьного научного общества:
Направления работы НОУ:
включение в учебно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их познавательными интересами;
обучение учащихся работе с литературой, формирование культуры исследования;
организация индивидуальных консультаций в ходе исследования учащихся;
рецензирование учебно-исследовательских работ при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях;
подготовка, организация и проведение практических конференций, интеллектуальных турниров.
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Л.Н. Толстой
БИБЛИОГРАФИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.