Доклад на тему:
«Задания, направленные на формирование математической грамотности обучающихся начальной школы»
Учитель начальных классов Борминского филиала
ГБОУ СОШ им. М. Н. Заводского с. Елховка
Зубова Светлана Геннадьевна
Понятие математическая грамотность имеет главный признак - готовность человека применять математику в различных ситуациях, связанных с жизнью.
Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:
- понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни;
- потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях;
- способность различать математические объекты, устанавливать математические отношения, зависимости, сравнивать, классифицировать;
-совокупность умений.
Наша задача сегодня через содержание учебного материала, через построение урока найти то направление, которое приведет к достижению хорошего уровня функциональной математической грамотности.
Полученные знания и умения на уроках, можно применять к решению проблем, возникающих в повседневной практике.
Я предлагаю вашему вниманию фрагмент моего урока математики, урока обобщения по теме «Площадь. Единицы площади» в 3 классе. На этом уроке я использовала составленные задания, направленные на формирование математической грамотности.
Ремонт детской комнаты в квартире |
|
Ремонт детской комнаты в квартире |
|
|
|
Расчёт размеров поверхностей стен в детской комнате | |||
Длина комнаты (м) | Ширина комнаты (м) | ||
Высота стены (м) |
| Высота стены (м) | 3 м |
Площадь стены (м2) | Площадь стены (м2) | ||
Количество стен (шт.) | Количество стен (шт.) | ||
Общая площадь (м2) | Общая площадь (м2) |
Математическая грамотность (3 класс)
Характеристики заданий и система оценивания
Задание 1. Ремонт детской комнаты в квартире (1 из 3). МФГ_МА_3_ | |
Характеристики задания: | |
Система оценивания: | |
Балл | Содержание критерия |
| Установлена правильная последовательность: |
0 | Допущена хотя бы одна ошибка |
Задание 2. Ремонт детской комнаты в квартире (2 из 3). МФГ_МА_3_ | |
Характеристики задания: | |
Система оценивания: | |
Балл | Содержание критерия |
1 | Правильно определены только длина и ширина детской комнаты |
2 | Правильно найдены площадь и периметр детской комнаты |
0 | Допущена хотя бы одна ошибка |
Задание 3. Ремонт детской комнаты в квартире (3 из 3). МФГ_МА_3_ | ||||
Характеристики задания: | ||||
Система оценивания: | ||||
Балл | Содержание критерия | |||
2 | Вычислена площадь 1 стены | |||
Вычислена общая площадь стен | ||||
Таблица расчётов поверхностей стен в детской комнате | ||||
Длина комнаты (м) | 4 м | Ширина комнаты (м) | 3 м | |
Высота стены (м) | 3 м | Высота стены (м) | 3м | |
Площадь стены (м2) | 12 м2 | Площадь стены (м2) | 9 м2 | |
Количество стен (шт.) | 2 шт. | Количество стен (шт.) | 2 шт. | |
Общая площадь (м2) | 24 м2 | Общая площадь (м2) | 18 м2 |
Используя знания, полученные на уроке в жизни, дети лучше усваивают значение понятий. Решение проблем, близких к реальности, с использованием математики, важно для понимания обучающимися ее роли в повседневной жизни. Математическая грамотность является необходимым элементом культуры, социальной, личной и профессиональной компетентности.
Работа над данным видом заданий была интересна абсолютно всем учащимся.
Давайте все запомним одну математическую формулу, которая позволит сформировать у учащихся в процессе изучения математики и других дисциплин качества мышления, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе.
«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ»
Пожелание.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.