«Создание условий для обучения детей с ОВЗ
в сельской школе
(на примере МОУ «Ржавская СОШ»)
Докладчик
заместитель директора по УВР МОУ «Ржавская СОШ»
Попова Н.В.
Организационно-управленческая деятельность общеобразовательных организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий
индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося
инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей
адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц
Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в РФ
В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование, на общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования
В целях реализации права каждого человека на образование создаются:
необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ для:
коррекции нарушений развития и социальной адаптации,
оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения
условия, в максимальной степени способствующие:
получению образования определенного уровня и определенной направленности,
а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья
Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования - организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации
Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся
В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования
Статья 17. Формы получения образования и формы обучения: очная, очно-заочная, заочная формы, обучение в форме семейного образования и самообразования
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования:
Статья 41. Охрана здоровья обучающихся
Обучение детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях
Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей)
Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:
психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников
коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся
комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий
помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации
Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
Выбирать с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность
Получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся
Присутствовать при обследовании детей ПМПК, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей
Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
Учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями
Статья 55. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность
Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии
Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
В образовательных организациях создаются специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ:
условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,
предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность,
другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ
Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Инклюзивное (включенное) образование – термин, используемый для описания процесса организации обучения и воспитания детей с особыми потребностями в образовательных школах.
Инклюзивное образование – это более широкий процесс интеграции, подразумевающий доступность образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей.
В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:
Результатами нашей работы по созданию эффективных условий для обучения детей с ОВЗ можно считать следующее:
- развитие толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к детям с различными нарушениями развития;
- увеличение степени участия детей с ОВЗ в мероприятиях школьного и районного уровня;
- по педагогическому исследованию, повышение процента социальной адаптации и эмоциональной устойчивости;
- повышение родительской компетентности и формирование адекватной оценки состояния своего ребенка;
- увеличение понимания родителями (законными представителями) проблем их ребенка: исключение гиперболизации, минимизации или отрицания наличия проблем у ребенка;
- увеличение активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.