Презентация к проекту «Наводнение. Действия населения при наводнении»

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 10.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация к проекту «Наводнение. Действия населения при наводнении» направлена на формирование умений и знаний человека действовать в борьбе с природной стихией - наводнением, за свое выживание - это основа его успеха в экстремальной ситуации, спасение своей жизни и здоровья.
Иконка файла материала ПРЕЗЕНТАЦИЯ.ppt

БПОУ «Тевризский техникум»


Информационно - познавательный проект

НАВОДНЕНИЕ
Действия населения при наводнении








Составители: студенты 24 группы Мерзляков А.А, Мерзляков Д.А.
Руководитель проекта: преподаватель Битель С.С.


2024 год

ВВЕДЕНИЕ

Умение человека действовать в борьбе с природной стихией, такой как наводнение, за свое выживание - это основа его успеха в экстремальной ситуации, спасение своей жизни и здоровья.
В первые минуты чрезвычайной ситуации недопустимо действовать подчиняясь эмоциям (страху, панике), следует успокоиться и провести анализ ситуации:
- необходимо собрать информацию об условиях сложившейся ситуации, оценить свое положение продумать пути выхода, оценить свои возможности; принять решение, найти наиболее рационального путь выживания, которого следует придерживаться;
- разработать план действий, наметить этапы действий и их последовательность и приступить к осуществлению этого плана.

Цель проектной работы:

содействовать формированию знаний, необходимых для выживания человека в экстремальной ситуации, а конкретно при наводнениях.

Задачи:
Способствовать расширению кругозора о наводнениях (типы, виды, характеристики, причины наводнений).
Познакомиться с различными типами поведения человека в момент экстремальных ситуаций.
Выяснить уровень знаний о правилах поведения при наводнении среди одногруппников.
Способствовать формированию у студентов навыков правильного поведения при наводнениях путем ознакомления с собранной информацией: презентацией, памяткой о правилах поведения при наводнении.
Составить памятку в виде буклета для студентов и родителей.

Гипотеза: мы предполагаем, что если будешь знать правила «Как вести себя при наводнениях», то сможешь себя обезопасить и выжить в экстремальных условиях в экстремальной ситуации.

Объект исследования: поведение человека в ЧС при наводнениях.











Предмет исследования: наводнения, их типы.

Методы исследования:
сбор информации, анализ информации;
синтез информации (обобщение собранных и проанализированных сведений);
проведение тестирования;
ознакомление студентов с собранной информацией.
 
Практическая значимость: результаты нашего исследования можно использовать на уроках ОБЖ и вынужденной экстремальной ситуации, классных часах, родительских собраниях.

Продукт проекта: памятка «Правила поведения при паводке, наводнении», памятка в виде буклета «Действия населения при паводковом затоплении».

1. НАВОДНЕНИЕ КАК СТИХИЙНОЕ БЕДСТВИЕ

Наводнение
Наводне́ние — это значительное затопление определенной территории земли
в результате подъёма уровня воды в реке, озере, водохранилище или море,
Наносящее материальный ущерб экономике, социальной сфере и природной
среде.

Наводнение - это значительное затопление местности в результате подъема
уровня воды в реке, озере или море в период снеготаяния, ливней, ветровых
нагонов воды, при заторах, зажорах и т.п. К особому типу относятся
наводнения, вызываемые ветровым нагоном воды в устья рек. Наводнения
приводят к разрушениям мостов, дорог, зданий, сооружений, приносят
значительный материальный ущерб, а при больших скоростях движения воды
(более 4 м/с) и большой высоте подъема воды (более 2 м) вызывают гибель
людей и животных.

По данным МЧС России, наводнения по повторяемости, площади распрост-
ранения, суммарному среднегодовому ущербу занимают первое место в
России среди известных стихийных бедствий. По числу человеческих жертв они
занимают второе место после землетрясений.

Типы наводнений

Половодье - периодически повторяющийся довольно продолжительный подъем уровня воды в реках, обычно вызываемый весенним таянием снега на равнинах или дождевыми осадками. Затапливает низкие участки местности.
Паводок - интенсивный сравнительно кратковременный подъем уровня воды в реке, вызываемый обильными дождями, ливнями, иногда быстрым таянием снега при оттепелях.
Затор - закупоривание русла неподвижным ледяным покровом и нагромождением льдин во время весеннего ледохода в сужениях и на излучинах русла реки, стесняющее течение и вызывающее подъем уровня воды в месте скопления льда и выше него.
Зажор - ледяная пробка, скопление внутриводного, рыхлого льда во время зимнего ледостава в сужениях и на излучинах русла, вызывающее подъем воды на некоторых участках выше уровня основного русла реки.
Ветровой нагон - это подъем уровня воды в морских устьях крупных рек и на ветреных участках побережья морей, крупных озёр, водохранилищ, вызванный воздействием сильного ветра на водную поверхность.

Классификация по масштабу

Низкий уровень опасности. Затопления суши в поймах равнинных рек. Происходят периодически, в среднем один раз в течение 5-10 лет. Не нарушают привычного ритма жителей и не приносят серьёзного ущерба, хотя под водой оказывается до 10% обрабатываемых человеком земель.
Опасные. Случаются раз в 20-25 лет. Требуют частичной эвакуации населения, затопляют дома на побережье и с/х угодья (10-20%). Могут привести к серьёзным последствия и устранение их последствий требует значительных материальных вложений.
Особо опасные. Они нарушают инфраструктуру целых регионов и приводят к гибели людей. Нужна массовая эвакуация людей, создание специальных служб. Случаются редко, раз в 50-100 лет и приводят к уничтожению небольших населённых пунктов, к затоплению большей части окультуренных угодий (50-70%). Это настоящие бедствия государственного масштаба, влияют и на экосистему.
Катастрофические. Приводят к гибели огромного числа людей - это явление планетарного масштаба. они приводят к гуманитарной катастрофе – уничтожению множества городов и сельских поселений, пахотных земель и природных ландшафтов, всех инженерных сетей и коммуникаций на огромных территориях. Происходят такие наводнения с периодичностью 200-300 лет и каждый раз становятся серьёзным вызовом для человечества.
Характеристики наводнения
Площадь затопления — размеры покрытой водой и прилегающей к реке местности.
Продолжительность затопления — время с момента выхода воды на пойму и до входа реки в русло.
Скорость подъема уровня воды — величина, характеризующая прирост уровня воды и процесса наводнения за определенное время по отношению к первоначальному уровню.

Причины наводнений

Обильные и продолжительные дожди. чаще всего происходит в районах с тёплым климатом и высокой влажностью воздуха. В регионах с умеренным и холодным климатом большое количество осадков выпадает гораздо реже, а в областях с сухим климатом наводнения происходят реже всего.
Таяние ледников и снега. Очень часто именно таяние снега приводит к тому, что реки выходят из берегов и затопленными оказываются целые населённые пункты.
Поднятие дна. Донный рельеф постоянно изменяется, в дельтах и устьях рек скапливаются минеральные отложения. Уровень воды в этом случае поднимается очень медленно, к тому же бедствие можно предотвратить, если вовремя почистить русло.
Цунами. Гигантские волны возникают в результате вулканической деятельности. Поэтому именно цунами становятся причиной самых страшных бедствий. Появление больших волн в озёрах или заливах могут спровоцировать оползни.
Сильные ветра и ураганы. Ветер может стать причиной образования мощных волн на морском побережье или нагнать большое количество речной воды на отдельных участках речного русла.
Подземные воды. В результате тектонических сдвигов или локальных разрушений земной коры, подземные воды могут выйти на поверхность.
Сели. Именно они становятся основной причиной разлива горных рек. В некоторых случаях реки полностью выходят из русла.
Аварии на гидротехнических сооружениях. Прорыв плотины или авария на гидростанции может иметь катастрофические последствия.
Человеческий фактор. И это не только техногенные катастрофы, к серьёзному наводнению может привести даже неправильно устроенная ливневая канализация.

Поражающие факторы и последствия наводнений

Основными поражающими факторами наводнений являются поток воды, затопление территории, скорость нарастания уровня паводковых вод, скорость движения воды, размыв и смыв грунта в зонах затопления, заражение и загрязнение местности.
При наводнении возможно возникновение вторичных поражающих факторов: заболевания людей и сельскохозяйственных животных (вследствие загрязнения питьевой воды и продуктов питания), пожары (вследствие обрывов и короткого замыкания электрических кабелей и проводов), обрушение зданий, сооружений (под воздействием водного потока и вследствие размыва основания), подъем грунта, разрушение коммуникаций, оползни, обвалы, аварии на транспорте, загрязнение территории и др.
При наводнениях гибнут люди, сельскохозяйственные и дикие животные, разрушаются или повреждаются здания, сооружения, коммуникации, утрачиваются материальные и культурные ценности, прерывается хозяйственная деятельность, гибнет урожай, смываются или затапливаются плодородные почвы, изменяется ландшафт, осложняется санитарноэпидемиологическая обстановка.

Характерные травмы у людей.
Среди характерных видов поражения при наводнениях преобладают такие травмы, как переломы, повреждения суставов, позвоночника, мягких тканей, возможны случаи заболевания людей в результате переохлаждения (пневмония, ОРЗ, ревматизм, утяжеление течения хронических болезней).

2. ДЕЙСТВИЯ ПРИ УГРОЗЕ НАВОДНЕНИЯ.

Меры защиты от наводнений
Меры по защите от наводнений:
1) уменьшение максимального расхода воды путем перераспределения стока во времени;
2) регулирование паводочного стока с помощью водохранилищ;
3) спрямление русла реки:
4) сооружение ограждающих дамб (валов);
5) проведение берегоукрепительных и дноуглубительных работ, подсыпка низких мест;
6) распашка земель поперек склонов и посадка лесозащитных полос в бассейнах рек;
7) террасирование склонов, сохранение древесной и кустарниковой растительности.

Оперативные предупредительные меры.
К оперативным предупредительным мерам относятся:
оповещение населения об угрозе наводнения;
заблаговременная эвакуация населения, сельскохозяйственных животных, материальных и культурных ценностей из потенциально затапливаемых зон;
частичное ограничение или прекращение функционирования предприятий, организаций, учреждений, расположенных в зонах возможного затапливания, защита материальных ценностей.
перенести в верхние этажи зданий (чердаки) ценные предметы и вещи;
обить (при необходимости) окна и двери первых этажей домов досками или фанерой.

Действия населения при угрозе наводнений

 
Действия в случае угрозы возникновение наводнения, паводка:
1. Внимательно слушайте информацию о чрезвычайной ситуации и инструкции о порядке действий, не пользуйтесь без необходимости телефоном, чтобы он был свободным для связи с вами.
2. Сохраняйте спокойствие, предупредите соседей, окажите помощь инвалидам, детям и людям преклонного возраста.
3. Узнайте в местных органах государственной власти и местного самоуправления место сбора жителей для эвакуации и готовьтесь к ней.
4. Подготовьте документы, одежду, наиболее необходимые вещи, запас продуктов питания на несколько дней, медикаменты. Сложите все в чемодан. Документы сохраняйте в водонепроницаемом пакете.
5. Разъедините все потребители электрического тока от электросети, выключите газ.
6. Перенесите ценные вещи и продовольствие на верхние этажи или поднимите на верхние полки.

Правила поведения и порядок действий
населения при наводнении
Действия населения в зоне внезапного затопления во время наводнения, паводка:
1. Сохраняйте спокойствие, не паникуйте.
2. Быстро соберите необходимые документы, ценности, лекарства, продукты и прочие необходимые вещи.
3. Окажите помощь детям, инвалидам и людям преклонного возраста. Они подлежат эвакуации в первую очередь.
4. По возможности немедленно оставьте зону затопления.
5. Перед выходом из дома отключите электро- и газоснабжение, погасите огонь в печах. Закройте окна и двери, если есть время — закройте окна и двери
первого этажа досками(щитами).
6. Поднимитесь на верхние этажи. Если дом одноэтажный — займите чердачные помещения.
7. До прибытия помощи оставайтесь на верхних этажах, крышах, деревьях или других возвышениях, сигнализируйте спасателям, чтобы они имели возможность
быстро Вас обнаружить.
8. Оказавшись в воде, снимите с себя тяжёлую одежду и обувь, отыщите вблизи предметы, которыми можно воспользоваться до получения помощи.
9. Не переполняйте спасательные средства (катера, лодки, плоты).
 
Если Вы в машине:
• Избегайте езды по залитой дороге, – Вас может снести течением.
• Если Вы оказались в зоне затопления, а машина сломалась, покиньте ее и вызовите помощь.


Действия после спада воды:
1. Слушайте радио и следуйте инструкциям спасательных служб.
2. Соблюдайте осторожность, вернувшись в дом. Проверьте, надежны ли его конструкции (стены, полы).
3. Обнаружив в доме и вокруг него лужу стоячей воды, немедленно залейте ее 2 литрами отбеливателя или засыпьте хлорной известью.
4. Не отводите всю воду сразу: (это может повредить фундамент) – каждый день отводите только около трети общего объема воды.
5. Не живите в доме, где осталась стоячая вода.
6. Опасайтесь электрического удара – если слой воды на полу толще 5 см., носите резиновые сапоги.
7. Убедитесь в том, что электрические кабели не контачат с водой. В затопленных местах немедленно отключайте электропитание на распределительных
щитах, если вы этого еще не сделали.
8. Если пол у электрощита влажный, накройте его сухой доской и стойте на ней. Чтобы отключить электричество, воспользуйтесь сухой палкой.
9. Если Вы подозреваете, что питьевая вода в колодце или колонке загрязнена, используйте воду, заранее запасенную в бутылках, или же кипятите ее в
течение 5 минут.
10. Вымойте или обеззаразьте загрязненную посуду и столовые приборы, используя для этого кипяток или отбеливатель (чайную ложку отбеливателя на
раковину, наполненную водой).
11. Очистите дом от всех обломков и пропитанных водой предметов.
12. Уберите оставшиеся ил и грязь, выбросьте загрязненные постельные принадлежности, одежду, мебель и другие предметы.
13. Протрите все поверхности в доме. При этом обеспечьте хорошую вентиляцию, чтобы очистить воздух от токсичных испарений.

Перечисленные правила поведения и порядок действий населения при наводне­нии позволяют существенно снизить возможный материальный ущерб и
сохра­нить жизнь людей, проживающих в районах, подверженных наводнениям.

Наводнение в Омской области 2024 год  

В мае 2024 году подъем уровня воды в реках Иртыш и Ишим привели к опасному уровню весеннего половодья в
Омской области. Стало ясно, что своими силами региону не справиться. Губернатор Омской области Виталию
Хоценко  обратился в правительственную комиссию с просьбой ввести на территории региона ЧС федерального уровня.
Он объяснил, что это позволит области привлечь федеральное финансирование на выплату компенсаций жителям и
восстановление всех населенных пунктов, пострадавших от весеннего паводка. Утром 12 мая в Тарском и Тевризском
районах на севере Омской области из-за паводка ввели режим ЧС.

Ранее этот режим был установлен в Усть-Ишимском районе региона, где паводком было затоплено несколько
деревень, 2 школы, дороги, стоит угроза затопления РЭС. В районе объявлена эвакуация людей.  Ситуация с
наводнением в Усть-Ишимском районе остается сложной.

В трех северных районах региона, где разлились реки Ишим и Иртыш, по последним данным, оказались затоплены
604 дома затоплены, около 1000 участков, а также повреждены дороги. Поэтому все спецслужбы продолжают работать в
районах, где нужна помощь. Из затопленных районов были эвакуированы свыше 2000 жителей. На месте работают
спасатели, сотрудники полиции и медики.

Пострадавшим от паводка начали выплачивать компенсации в размере 10 тысяч рублей в качестве материальной
помощи, отменили оплату «коммуналки». Детей из затопленного Усть-Ишима отправят в летние лагеря на бесплатный
отдых. Оказывается медицинская помощь, проводится ежедневный обход врачей и вакцинация жителей затопленных
районов.

Оставшимся без присмотра животным тоже оказывается помощь. Как только вода сойдет, начнется оценка ущерба.
На 20 мая уровень воды составляет 946 см. Хотя уровень воды постепенно понижается, прогноз остается
неблагоприятным: вода может подняться до пика 15 июня. После этого ситуация начнет улучшаться, уровень воды
пойдет на спад. 
Так как наводнение напрямую задело наши районы, то стало ясно, что каждого из нас может настигнуть эта стихия.
Поэтому каждый должен знать правила поведения при угрозе наводнения!
Мы решили провести тестирование и выяснить уровень знаний о правилах поведения при наводнении среди
одногруппников.

3. ТЕСТИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ

Тест «Знание правил поведения при наводнении, паводке» (участвовало 18 студентов 24 группы)
1. Должна ли действовать круглосуточно радиотрансляционная
(телефонная) сеть в квартирах и на рабочих местах?
А) Да
Б) Нет
2.  Узнав о наводнении необходимо приготовиться к эвакуации?
А) Сохранять спокойствие и не паниковать. Быстро собрать необходимые
документы, ценности, лекарства, продукты и прочие необходимые вещи.
Б) Торопиться спастись, необходимо срочно покинуть пункт, тут не
до сборов и документов.
3. Покидая дом, необходимо выполнить ряд действий:
А) Разъединить все потребители электрического тока от электросети,
выключите газ. Перенести ценные вещи и продовольствие на верхние
этажи илиподнимите на верхние полки.
Б) Не стоит терять драгоценное время, надо срочно закрыть дом
и покинуть опасный район.
4. Если наводнение настигло вас в доме, необходимо выполнить
ряд действий:
А) Подняться на верхние этажи, если дом одноэтажный — занять чердачные
помещения и до прибытия помощи оставайтесь на верхних этажах, крышах,
деревьях или других возвышениях, сигнализируйте спасателям, чтобы они
имели возможность быстро Вас обнаружить.
Б) Надо срочно выходить самостоятельно на незатопленное место вплавь или
садить всех родных и соседей в лодку и выбираться на лодке, на машине не
дожидаясь спасателей.
5. После наводнения следует проверить дом на пригодность
к проживанию?
А) Надо проверить, надежны ли его конструкции (стены, потолок), есть ли в доме
и вокруг него лужа со стоячей водой, контачат ли электрические кабели с
водой.
Б) Если дом стоит и его не разрушило, значит он пригоден для проживания,
можно смело въезжать, начинать уборку и сушку.
6. На сколько вы оцениваете свои знания о наводнениях и паводках,
о правилах поведения при наводнении (по 5 бальной системе)?
А) 4-5 баллов
Б) 1-3 балла
 Ключи:
А – 1 балл
Б – 0 баллов
 

Вывод: уровень знаний о правилах поведения при наводнении и паводке у студентов 24 группы не достаточно сформирован.

4. Практическая работа

Составление памяток и презентации для ознакомления студентов с правилами поведения при наводнении.


Памятка
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ПАВОДКЕ, НАВОДНЕНИИ
Факторы опасности наводнений и паводков: разрушение домов и зданий, мостов; размыв железнодорожных и автомобильных дорог; аварии на инженерных сетях; уничтожение посевов; жертвы среди населения и гибель животных.
Вследствие наводнения, паводка начинается проседание домов и земли, возникают сдвиги и обвалы.
В период наводнений и паводков радиотрансляционная сеть в квартирах и на рабочих местах должна действовать круглосуточно, так как население оповещается заблаговременно. Ознакомьтесь с сигналами оповещения, мерами и правилами эвакуации, подготовьтесь к ней заранее.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ВО ВРЕМЯ ПАВОДКА, НАВОДНЕНИЯ
Действия в случае угрозы возникновение наводнения, паводка:
1. Внимательно слушайте информацию о чрезвычайной ситуации и инструкции о порядке действий, не пользуйтесь без необходимости телефоном, чтобы он был свободным для связи с вами.
2. Сохраняйте спокойствие, предупредите соседей, окажите помощь инвалидам, детям и людям преклонного возраста.
3. Узнайте в местных органах государственной власти и местного самоуправления место сбора жителей для эвакуации и готовьтесь к ней.
4. Подготовьте документы, одежду, наиболее необходимые вещи, запас продуктов питания на несколько дней, медикаменты. Сложите все в чемодан. Документы сохраняйте в водонепроницаемом пакете.
5. Разъедините все потребители электрического тока от электросети, выключите газ.
6. Перенесите ценные вещи и продовольствие на верхние этажи или поднимите на верхние полки.
Действия в зоне внезапного затопления
во время наводнения, паводка:
1. Сохраняйте спокойствие, не паникуйте.
2. Быстро соберите необходимые документы, ценности, лекарства, продукты и прочие необходимые вещи.
3. Окажите помощь детям, инвалидам и людям преклонного возраста. Они подлежат эвакуации в первую очередь.
4. По возможности немедленно оставьте зону затопления.
5. Перед выходом из дома отключите электро- и газоснабжение, погасите огонь в печах. Закройте окна и двери, если есть время — закройте окна и двери первого этажа досками (щитами).
6. Поднимитесь на верхние этажи. Если дом одноэтажный — займите чердачные помещения.
7. До прибытия помощи оставайтесь на верхних этажах, крышах, деревьях или других возвышениях, сигнализируйте спасателям, чтобы они имели возможность быстро Вас обнаружить.
8. Оказавшись в воде, снимите с себя тяжёлую одежду и обувь, отыщите вблизи предметы, которыми можно воспользоваться до получения помощи.
9. Не переполняйте спасательные средства (катера, лодки, плоты).
Если Вы в машине:
• Избегайте езды по залитой дороге, – Вас может снести течением.
• Если Вы оказались в зоне затопления, а машина сломалась, покиньте ее и вызовите помощь.
Действия после спада воды:
1. Слушайте радио и следуйте инструкциям спасательных служб.
2. Соблюдайте осторожность, вернувшись в дом. Проверьте, надежны ли его конструкции (стены, полы).
3. Обнаружив в доме и вокруг него лужу стоячей воды, немедленно залейте ее 2 литрами отбеливателя или засыпьте хлорной известью.
4. Не отводите всю воду сразу: (это может повредить фундамент) – каждый день отводите только около трети общего объема воды.
5. Не живите в доме, где осталась стоячая вода.
6. Опасайтесь электрического удара – если слой воды на полу толще 5 см., носите резиновые сапоги.
7. Убедитесь в том, что электрические кабели не контачат с водой. В затопленных местах немедленно отключайте электропитание на распределительных щитах, если вы этого еще не сделали.
8. Если пол у электрощита влажный, накройте его сухой доской и стойте на ней. Чтобы отключить электричество, воспользуйтесь сухой палкой.
9. Если Вы подозреваете, что питьевая вода в колодце или колонке загрязнена, используйте воду, заранее запасенную в бутылках, или же кипятите ее в течение 5 минут.
10. Вымойте или обеззаразьте загрязненную посуду и столовые приборы, используя для этого кипяток или отбеливатель (чайную ложку отбеливателя на раковину, наполненную водой).
11. Очистите дом от всех обломков и пропитанных водой предметов.
12. Уберите оставшиеся ил и грязь, выбросьте загрязненные постельные принадлежности, одежду, мебель и другие предметы.
13. Протрите все поверхности в доме. При этом обеспечьте хорошую вентиляцию, чтобы очистить воздух от токсичных испарений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследовав объект (наводнения, их типы, действия населения при наводнениях), мы пришли к выводу, что при чрезвычайных ситуациях умение правильно действовать увеличивает шансы человека на выживание.
Мы добились своей цели: содействовали формированию знаний, необходимые для правильного поведения в экстремальной ситуации путём ознакомления студентов с собранной нами информацией и решили поставленные задачи.
В проекте мы доказали гипотезу: если будешь знать правила «Действия при наводнениях», то сможешь себя обезопасить и выжить в экстремальных условиях и в ситуации вынужденной автономии.
Наш проект имеет практическую значимость: результаты нашего проекта можно использовать на уроках ОБЖ и в экстремальной ситуации, на классных часах, родительских собраниях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Чрезвычайные ситуации и защита от них. / сост. А.Бондаренко. Москва,1998 г.
2. Способы автономного выживания человека в природе, Михайлов Л.А., 2008.
3. Основы безопасности жизнедеятельности, 9 класс, Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., 2008
 
Интернет ресурсы:
4. Бардин К.В., Азбука туризма. Пособие для учителей, руководителей туристских походов со школьниками/ 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1981.
http://tyrzo.narod.ru/met/bardin.html2
5. Штюрмер Ю.А. Карманный справочник туриста/2-е изд., с изм. и доп.—М.: Профиздат, 1982.
http://hibaratxt.narod.ru/karemansprav/index.html

Знание это сила!






Берегите себя и своих близких!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!