Адекватная самооценка
– соответствие тому, что есть на самом деле; активность, находчивость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт, стремление к достижению успеха в учении; правильно оценивая свои способности, такие люди уверены в том, что собственными усилиями могут добиться успеха.
«Неадекватный»
не соответствующий, т.е. поведение ребёнка не отвечает требованиям взрослого. Симптом неадекватности проявляется, прежде всего, в упрямстве: взрослые чего-то требуют, а это требование становится тем барьером, который ребёнок не может преодолеть. «Неадекватные» дети это дети-фантазёры, сказочники и романтики. Они сложны для родителей, воспитателей и учителей.
Уверенность в себе
Расшифровка:
17 — 20 баллов — высокая степень уверенности в себе, самостоятельность и решительность при принятии ответственных решений. 2
11 — 16 баллов — потребность в обсуждении своих действий с друзьями, близкими; избирают задачи средней трудности. 10
1 — 10 баллов — неуверенность в своих силах, мнение о достигнутом критично, явно занижен уровень притязаний в планируемой деятельности. 9
Учите детей ставить перед собой реальные, вполне достижимые цели. Если родители или сам ребенок ожидают слишком многого, ориентируются только на успех, неудача может стать ударом по самооценке.
• Хвалите ребенка не столько за успехи и достижения, сколько за старания и усилия, которые он приложил к результату. Внушите ему, что старания и настойчивость важнее, они рано или поздно приведут к успеху.
• Ребенок должен знать, что его личные, пусть и небольшие по сравнению с другими, достижения вызывают у вас такую же гордость, как и высокие победы других детей.
• Что бы ни случилось, давайте ребенку понять, что вы любите его. Никогда после совершенного проступка не говорите ему сгоряча: «Я ненавижу тебя!», «Я тебя не люблю» и т. п. У сына или дочки надолго остается рана на сердце от сказанного. Скажите о своей обиде по-другому: «Я не люблю, когда ты такой (когда ты так себя ведешь)».
• В случае неудач критикуйте поступки и неправильные действия, а не самого ребенка. Например, если он пришел поздно, не предупредив вас, лучше сказать: «Я очень переживала за тебя, ты поступил бессердечно, безответственно по отношению ко мне!», а не «Ты безответственный, неблагодарный сын! Ты думаешь только о себе!»
• Дайте ребенку почувствовать настоящую ответственность. Те дети, у которых есть серьезные домашние обязанности, чувствуют свою значимость в семье. Доверие взрослых они воспринимают как высокую оценку своих личностных качеств.
• Будьте готовы к тому, что ребенок будет совершать ошибки, принимать неверные решения. Ваша задача - научить его делать выводы из ошибок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.