Презентация к семинару для преподавателей о суициде

  • ppt
  • 12.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Презентация к семинару для преподавателей о суициде.ppt

Семинар для преподавателей по основам суицидологии

Основные понятия Суицидологии

Выделяют три основные группы отклоняющегося поведения:

антисоциальное (деликвентное) поведение,
асоциальное (аморальное),
аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.

Аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение – это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности.

Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах:

суицидальное поведение,
пищевая зависимость,
химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веществами),
фанатичное поведение (например: вовлеченность в деструктивно – религиозный культ),
аутическое поведение,
виктивное поведение (поведение жертвы),
деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости приезде на автомобиле) и др.

Суицидологи разделяют суициды на
3 группы:

1.Истинный суицид – направляется стойким желанием
умереть, не бывает спонтанным, хотя и выглядит иногда довольно неожиданным.

2. Демонстративный суицид – не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог. Это может быть и попытка своеобразного шантажа. Смертельный исход в данном случае является следствием роковой случайности.

3. Скрытый суицид – (косвенное самоубийство) - вид суицидального поведения, действия, которые сопровождаются высокой вероятностью летального исхода. В большей степени это поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем на уход из жизни, это так называемое «суицидально обусловленное поведение». Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и употребление сильных наркотиков, и самоизоляция.

Одна и та же стрессогенная ситуация
может вызвать неодинаковые последствия у разных людей.

один тип личности «распадается» уже на физиологическом уровне (погружается в сон от утомления, перестает реагировать на окружающее, впадает в ступор);

другой тип «ломается» на психическом уровне (теряет силу воли, способность думать, принимать решения и т, д.)

) третий – на социально – психологическом уровне (сохраняет физическую и психическую мобильность, но изменяет своим жизненным принципам и установкам: например, жертвует жизнью окружающих ради своего спасения или бежит с поля боя).

В группу суицидального риска входят:

 представители юношеского возраста;
 индивиды с нарушением межличностных отношений;
 испытывающие чувство одиночества;
 злоупотребляющие алкоголем или наркотиками;
отличающиеся девиантным или криминальным поведением;
 сверхкритичные к себе;
 страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат;
фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;
 страдающие от болезней или покинутые окружением.

Особенности состояния суицидента

Эгоцентризм, причем этот эгоцентризм имеет непривычный, парадоксальный смысл.
Об эгоцентризме при суицидальном поведении говорит уже тот факт, что в этом кризисном состоянии человек погружен в себя, в свои мучительные переживания, свои страдания.
Всё остальное, все ранее значимые люди, уважаемые, любимые в данный момент перестают существовать.
Эгоцентризм суицидента можно обозначить знаком «минус»: он носит самоотрицающий характер, вплоть до самоуничтожения, выражает крайнюю степень негативизма по отношению к самому себе.

Другое общее чувство - это беспомощность. Почва уходит из-под ног, а происходящие внешние события и множество незнакомых эмоций продуцируют это чувство. Человеку, находящемуся в состоянии кризиса, намного труднее формулировать мысли и обсуждать деловые проблемы. Сильные эмоции и загруженность психических процессов срочными событиями снижают способность к ясному мышлению. Импульсивные действия во время кризиса нередко создают проблемы, с которыми человек столкнется в будущем.

Депрессия и тревога – это особо важные особенности эмоциональной сферы суицидента.
Депрессия в состоянии кризиса - это такое эмоциональное расстройство, в котором доминируют чувства тревоги, тоски, опустошенности и отчаяния. Почти всегда в различной степени выражены чувства самоотрицания и собственной неполноценности, недееспособности.

Пессимистическая установка на будущее окрашена безнадежностью, чувством невозможности выхода.

Аутоагрессия.

Ряд суицидологов считает аутоагрессию наряду с пессимистической личностной установкой определяющим свойством суицидального поведения. Это не просто негативное отношение к себе. При аутоагрессии негативное отношение к себе достигает крайней степени.
  Особенно насторожить должно безмерное преувеличение своей вины, даже если суицидент не высказывает суицидальных намерений.

Паранойяльность.


Почти все суициденты обнаруживают паранойяльность не как свойство характера, но как характеристику суицидального состояния практически со всеми присущими ему признаками. Подтверждением этому служит то, что «примерно треть людей, совершивших попытку суицида, повторят её в течение года».
Что представляет собой структура ценностного сознания у паранойяльной личности? Она дисгармонична, в ней одна ведущая ценность (семья, ребенок, научные изобретения и т.д.) приобретает сверхценный характер и девальтирует, оттесняет на задний план другие ценности.

В этом и состоит в данном случае повышенная опасность: если «главная ценность» теряется (например, уход из семьи любимого человека), то и вся жизнь суицидента обессмысливается. Рушится вся пирамида ценностей. Но если ценности личности при хорошей адаптации носят жизнеутверждающий характер…, то в состоянии дезадаптации место ведущей ценности занимают ценности негативного плана или прямо деструктивные, саморазрушительные. При суицидальном поведении такой «сверценностью» становится идея ухода из жизни как иллюзорного выхода из кризиса, которая разрушает всю систему личных ценностей. Подкрепляясь другими компонентами суицидального поведения: аутоагрессией, депрессией, суицидальными мыслями и мотивами, такая антицель (ценность – цель) и ведет к трагической развязке.

Часто сопутствующим чувством в кризисе бывает стыд. Человек чувствует себя некомпетентным, неспособным справиться с ситуацией, зависимым от других. Стыд, как правило, переживается людьми, которые являются жертвами насилия. Стыд жертвы - один из факторов, из-за которых особенно трудно помочь ей.
Печаль - обычно отличается как результат переживания утраты. Это часть общей реакции горя.
Присутствует и чувство гнева, которое направлено либо на себя, либо на другого человека, либо на ситуацию. Когда гнев возникает в ситуации кризиса, всегда есть возможность развития событий от плохого к худшему.

Система мотивов.

Суицидальное поведение всегда полимотивировано. Выделяют пять типов ведущих мотивов:
протест,
призыв (к состраданию),
избегание (душевных или физических страданий),
самонаказание,
отказ (капитуляция).
Тот или иной тип суицидального поведения проявляется в зависимости от возраста, типа личности суицидента, а также от ситуации, спровоцировавший суицид.

Необходимо помнить!

В большинстве случае, и, особенно это касается подростков и юношей: о действии суицидента можно сказать, что «Желание быть мертвым» предполагает не реальные последствия смерти, а бессознательные фантазии о защищенности, спокойствии в мире… как бы «временной смерти», то есть временном отдыхе от жизни, бегство от опасности, желание паузы в переживаниях, в остром эмоциональном состоянии.

Система мотивов при суицидальном поведении всегда находится в напряженной динамике… Даже если речь не идет о совершении суицида «в состоянии аффекта», многие суицидологи отмечают, что в последние несколько минут суицида человек действует «как бы автоматически», в состоянии «суженного», измененного сознания и нередко он сопровождается ретроградной амнезией («сама не помню, как схватила нож»)

Суицидент с истинными намерениями лишить себя жизни испытывает острые психологические и психофизические реакции в пресуциидальный момент. Условия стресса, конфликтная ситуация, которую индивид не в силах разрешить, вызывают у него отрицательные эмоции огромной силы. В данном случае возможен разрыв привычных связей, имеет место самоотчуждение: собственное «Я» выглядит странным и чуждым, утрачивается ощущение реальности своего тела, которое воспринимается просто как внешний объект, теряет смысл любая деятельность, появляется апатия, притупляются эмоции.

«Я только реакция на других, у меня нет собственной индивидуальности»; «Жизнь потеряла для меня всякую красочность. Моя личность как будто одна форма без всякого содержания».

Человек переживает противоречивость, вызванную внутренней борьбой между потребностью в независимости и ощущением своей зависимости от других, потребностью в помощи, но в момент кризиса - чувства одиночества, незащищенности.

Если же мы говорим о подростке, юноше, то в момент кризиса молодой человек очень остро чувствует одиночество, т.к. именно одиночество и максимализм присущи данному возрасту как новообразования подросткового и юношеского возраста.

Все эти чувства отрицательно влияют на самооценку и делают человека, оказавшегося в кризисе, очень уязвимым. Именно снижение самооценки и повышенная ранимость дают основание описывать кризис как состояние, несущее опасность для личности.

На стадии развития кризиса человек постоянно думает о том, что проблема усугубляется, он вспоминает о ней часто и непроизвольно: как следствие, могут возникать тревожные симптомы, ощущения, что «сердце ушло в пятки», сильное сердцебиение, расстройство сна. Приближающееся событие принимает неясные очертания в виде непреодолимого барьера или неотвратимой угрозы.
Ю. Бердяев в своем психологическом этюде «О самоубийстве» писал: «Нужно сказать, что в момент самоубийства человек в большинстве случаев находится в состоянии психического расстройства, психика его опрокинута и нарушено психическое равновесие, функция различения реальности поражается, иерархия ценностей извращена и какая-нибудь одна, совсем не главная ценность делается единственной и абсолютной, сознание замутнено, и память о слишком многом и важном парализована и удерживается лишь idee fixe самоубийцы...
Самоубийство есть прежде всего страшное сужение сознания... болезненный конфликт бессознательного и сознания».

Признаки высокой вероятности суицида:

 открытые высказывания о желании покончить жизнь самоубийством (в адрес знакомых, в письмах родственникам, любимым);
 косвенные «намеки» на возможность суицидальных действий (например, появление в кругу друзей с петлей на шее из брючного ремня, веревки, телефонного провода, «игра» с оружием, имитирующая самоубийство);
 активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств (собирание таблеток, хранение отравляющих веществ, жидкостей и т.п.);
 фиксация на примерах самоубийств (частые разговоры о самоубийствах вообще);
 символическое прощание с ближайшим окружением (приведение всех дел в порядок, раздача в дар ценного имущества);
разговоры о собственных похоронах; составление записки об уходе из жизни.

Поведенческие индикаторы:

злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем;
эскейп-реакции (уход из дома);
резкое снижение повседневной активности;
 необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
неприязненное или безразличное отношение к окружающим, ненависть к благополучию окружающих;
уход от контактов, изоляция от друзей и семьи;
отказ от общественной работы, от совместных дел;
излишний риск в поступках;
снижение или повышение аппетита;
признаки постоянной усталости;
посещение кладбищ;
частое прослушивание траурной или печальной музыки;
«приведение дел в порядок».

Коммуникативные сигналы:

усиление жалоб на физическое недомогание;
жалобы недостаток сна или повышенная сонливость;
 замедленная речь, тихий монотонный голос, краткость или отсутствие ответов;
 ускоренная экспрессивная речь;
 патетические интонации, причитания, склонность к нытью;
 предпочтение тем разговора и чтения, связанных со смертью, самоубийствами, загробной жизнью;
прямые сообщения о суицидальных намерениях («хочу умереть», «ненавижу жизнь», «я покончу с собой»);
косвенные сообщения о суицидальных намерениях («скоро все это закончится», «они пожалеют о том, что они мне сделали», «не могу этого вынести», «никому я не нужен», «это выше моих сил»);
шутки, иронические высказывания о желании умереть, бессмысленности жизни.

Когнитивные индикаторы:

так называемая негативная триада, характерная для депрессивных состояний;
негативные оценки своей личности, окружающего мира, будущего (собственная личность предстает как ничтожная, не имеющая права жить; мир расценивается как место потерь и разочарований; будущее мыслится как бесперспективное, безнадежное);
«туннельное видение» - неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида;
нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы.

Эмоциональные индикаторы:

депрессивное настроение (безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаяние);
склонность к быстрой перемене настроения;
 скука, грусть, уныние, угнетенность, мрачная угрюмость;
 злобность, раздражительность, ворчливость, враждебность;
 тревога, ожидание непоправимой беды, страх;
тоска как постоянный фон настроения, взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности;
 углубление мрачного настроения при радостных событиях.

Признаки высокой вероятности суицида:

открытые высказывания о желании покончить жизнь самоубийством (в адрес знакомых, в письмах родственникам, любимым);
 косвенные «намеки» на возможность суицидальных действий (например, появление в кругу друзей с петлей на шее из брючного ремня, веревки, телефонного провода, «игра» с оружием, имитирующая самоубийство);
активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств (собирание таблеток, хранение отравляющих веществ, жидкостей и т.п.);
фиксация на примерах самоубийств (частые разговоры о самоубийствах вообще);
символическое прощание с ближайшим окружением (приведение всех дел в порядок, раздача в дар ценного имущества);
разговоры о собственных похоронах; составление записки об уходе из жизни.

Психолога, педагогов должны волновать не только активные поведенческие отклонения, но особенно пассивные типы реагирования как паттерн, не содержащий нормальных протестных реакций.

Однако, нужно заметить, что именно такие подростки и юноши зачисляются иногда педагогами в раздел воспитанных, спокойных, дисциплинированных, терпеливых, уважительных, морально – устойчивых.

Необходимо учитывать, что именно среди таких «бессловесных», с пассивным типом реагирования на жизненные неприятности и могут оказаться потенциальные суициденты и именно им необходимо уделять максимум в воспитательной работе.

Медицинские факторы:

Психическая патология:
депрессия, особенно затяжной депрессивный эпизод в недавнем прошлом;
алкогольная зависимость;
зависимость от других психоактивных веществ;
шизофрения;
расстройство личности.

Соматическая патология - тяжелое хроническое прогрессирующее заболевание:

онкологическое и заболевание органов кроветворения;
сердечно-сосудистые (ИБС);
заболевания органов дыхания (астма, туберкулез);
врожденные и приобретенные уродства;
потеря физиологических функций (зрения, слуха, способности двигаться, утрата половой функции, бесплодие);
Вич - инфекция;
состояние после тяжелых операций;
состояние после трансплантации донорских органов и тканей.

Биографические факторы.


Гомосексуальная ориентация (подростки обоего пола и взрослые мужчины).
Суицидальные мысли, намерения, попытки в прошлом.
Суицидальное поведение родственников, близких, друзей, других значимых лиц (религиозные лидеры, кумиры поп-культуры и т.д.)
 
К особенностям ситуации, увеличивающей степень риска суицидального поведения подростка суицидологи относят вынужденную социальную изоляцию, особенно от семьи или друзей (эмиграция, вынужденное переселение, переезд на новое место жительства, сексуальное насилие; нежелательную беременность у девушек -подростков; «потерю лица» (позор, унижение).

«Сигналы» опасности суицидального поведения.

Поведенческие индикаторы суицидальиого риска.


злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем;
эскейп - реакции (уход из дома и т.п.);
самоизоляция от других людей и жизни;
резкое снижение поведенческой активности;
изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью;
предпочтение тем разговора и чтения, связанных со смертью или самоубийствами;
частое прослушивание траурной или печальной музыки;
«приведение дел в порядок» (для взрослых - оформление завещания, урегулирование конфликтов).
 

Подытоживая данную тему, напрашивается вывод, что именно импульсивность и максимализм, присущие подросткам и юношам, увеличивают суицидальную опасность, обостряют чувства, усугубляют тягостное состояние, способствуют увеличению суицидальной готовности, сокращают сроки от мысли о самоубийстве до исполнения этого действия.

Программа психологической помощи (по В.А.Конторовичу)

Помощь должна быть направлена на:
- коррекцию образа «Я»;
- достижение объективности собственной оценки;
- реабилитацию «Я» в собственных глазах и достижение уверенности в себе;
- коррекцию системы ценностей потребностей, их иерархии;
- коррекцию отношения к другим: достижение способности к эмпатии и пониманию переживаемых другими состояний и их интересов;
- приобретение навыков равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов;
- коррекцию неадекватного образа жизни и подавленности.

Уважаемые коллеги, я предлагаю Вам небольшую практическую работу. Прошу Вас разбиться на 3 группы. Получите задания для каждой группы.

Ситуация №1. Владислав Иванов очень любит риск. Адреналин он получает катаясь на роликах по проезжей части автомобильной дороги, а готовясь к экзаменам часто садится на подоконник открытого окна. Один раз, разомлев от весеннего солнца, он даже уснул на этом подоконнике. Завтра он договорился с друзьями пойти на окраину города, чтобы попробовать свои силы в жонглировании горящими факелами.

Задание.
1. Оцените степень суицидального риска.
2. К какой группе суицидальных проявлений относятся подобные ситуации.
3. Предложите ваши действия по предотвращению опасности.

Ситуация №2. Учащийся Новиков Виталий обратился к преподавателю истории со словами: «Николай Иванович, если вы и в этом полугодии поставите мне неудовлетворительную оценку, то мне лучше вообще не приходить домой, лучше я в лес уйду, там моя жизнь и закончится».

Задание.
1. Оцените Опасность намерений.
2. К какой группе относится разговор о данном суицидальном акте?
3. Ваши действия.

Ситуация №3. В школу пришла бабушка ученицы 8 класса Кондратьевой Марии с разговором о том, что в семье сложилась тревожная ситуация. Она рассказала, что некоторое время назад начала наблюдать достаточно громкие разговоры своей невестки и внучки. Оказалось, что маша влюбилась, и эта влюбленность закончилась незапланированной беременностью. Отношения с парнем разорваны. Однажды бабушка слышала от невестки в адрес внучки такие слова: «Иди куда хочешь, делай что хочешь». Внучка в отчаянии, а бабушка вынуждена срочно уехать к тяжело больной родственнице.

Задание.
1. Оцените опасность суицида.
2. К какой группе необходимо отнести данный тип суицидальной опасности?
3. Ваши действия.

Будем надеяться на лучшее! Спасибо за внимание!