Презентация к уроку "А. Платонов. Рассказ «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя, восприятие им окружающего мира.

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 06.07.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок - анализ рассказа А.П. Платонова «Никита». Предлагается поговорить о рассказе, попытаться определить, как быль и фантастика в рассказе помогают раскрыть душевный мир главного героя, восприятие им окружающего мира.
Иконка файла материала Платонов Никита.ppt

Тема. А. Платонов. Рассказ «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя, восприятие им окружающего мира

Ответьте на вопросы

- Можно ли точно определить, в какое время происходят события?
- Как вы это определили?

- Почему Никита остался один?
- Что такое «трудодень»?
- Какие поручения давала
мальчику мама? Чему она его
научила?
Трудоде́нь — мера оценки и форма учёта количества и качества труда в колхозах в период с 1930 по 1966 год.
Заработная плата членам колхозов не начислялась.
Весь доход после выполнения обязательств перед государством поступал в распоряжение колхоза. Каждый колхозник получал за свою работу долю колхозного дохода соответственно выработанным им трудодням.

Это глаголы!

Это глаголы: вышел, хотел узнать, пошел, постучал, прислушался, подумал, представил, попросил, выбежал, сказал, прошептал, попросил.
Как характеризуют эти глаголы главного героя?

Ответьте на вопросы

-От чьего лица ведется повествование в рассказе?
-Почему читателю кажется, что сам Никита рассказывает свою историю?
-Приведите примеры высказываний главного героя.

Ответьте на вопросы

- Каким представляется Никите существо, живущее в бочке?
- Почему Никита говорит ему «взрослые слова»?

Ответьте на вопросы

- Как связано все то, что видит Никита, с его дедушкой и бабушкой?
- Похожи ли фантастические существа, которые представляет себе Никита, друг на друга? Почему? Как эта непохожесть характеризует мальчика?
- Расскажите, опираясь на текст, как Никита воспринимает окружающий его мир: земляные горы, старый пень, баню, чужого петуха, цветок, колья плетня, лопухи?
- Дайте свое толкование: почему все, что окружает главного героя, кажется ему чужими и враждебными? Аргументируйте свой ответ.

Ответьте на вопрос

- Можно ли сказать, что все вокруг изменилось после того, как с войны вернулся отец героя?

Ответьте на вопросы

- Какими способами рисует Платонов образ отца, как характеризует его?
- Как отец объяснил, почему Никита всех хочет «сделать живыми»?

Ответьте на вопросы

- Почему именно в конце рассказа появляется образ «доброго» гвоздя?
- Каково значение слов Никиты: «Давай все трудом работать, и все живые будут».

Работа с иллюстрацией

Внимательно рассмотрите
иллюстрацию. Расскажите,
какой момент рассказа она
иллюстрирует?
Словесное рисование.
Какие иллюстрации к
рассказу А. Платонова
создали бы вы?
Аргументируйте свой выбор.

Подведение итогов урока

Продолжи предложение

-Сегодня я убедился…
-Сегодня я узнал…
-Сегодня я учился…
-Я задумался о том…

Синквейн. А. Платонов «Никита»

Алгоритм.
1-я строка - кто? что? - 1 существительное
2-я строка - какой? - 2 прилагательных
3-я строка - что делает? - 3 глагола
4-я строка - что автор думает о теме - предложение
5-я строка - кто? что? – итог - 1 существительное.

Домашнее задание

1.Подобрать пословицы о труде.
2. Игра «Авиаперелет» Пройдите по ссылке, сыграйте в игру. Внимательно читайте правила выполнения задания на каждом этапе!
http://www.umapalata.com/uschool/expo/zalivina/3175.html?LANG=RU
Это интересно:
Здесь можно посмотреть короткометражный фильм М.Никитина по рассказу А.Платонова «Никита»
http://www.youtube.com/watch?v=CUR_pkHYmDE