Презентация к уроку биологии "Закономерности наследования признаков"
Оценка 4.9

Презентация к уроку биологии "Закономерности наследования признаков"

Оценка 4.9
ppt
07.01.2021
Презентация к уроку биологии "Закономерности наследования признаков"
Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем.ppt

Закономерности наследования признаков, установленные

Закономерности наследования признаков, установленные

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем.

Юрина И.В.,
учитель химии и биологии
МБОУ СОШ №18
им. Э.Д. Потапова
г. Мичуринска
Тамбовской области

Prezentacii.com

Цели урока: Обучающие: Помочь учащимся целостно представить проект изучения темы «Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости»

Цели урока: Обучающие: Помочь учащимся целостно представить проект изучения темы «Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости»

Цели урока:

Обучающие:
Помочь учащимся целостно представить проект изучения темы «Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости».
Обеспечить освоение знаний об истоках генетики, истории её возникновения как гибридологической науки.
Организовать деятельность учащихся по углублению знаний о материальных носителях наследственности.
Обеспечить у старшеклассников убеждённость в том, что знания основных понятий генетики необходимы для понимания биологических закономерностей.
Познакомить с логикой научного открытия.
Способствовать формированию ключевых
биологических компетентностей.

Цели урока: Развивающие: Развивать личностно-смысловое отношение к генетике

Цели урока: Развивающие: Развивать личностно-смысловое отношение к генетике

Цели урока:

Развивающие:
Развивать личностно-смысловое отношение к генетике.
Развивать познавательные интересы, интеллектуаль-ные и творческие способности в процессе приобретения знаний по предмету с использованием различных ис-точников информации и информационных технологий.
Способствовать формированию коммуникативных навыков работы, развитию монологической речи.
Вырабатывать навыки самооценки. Воспитательные:
Воспитывать убеждённость в возможностях познания законов генетики и использования достижений науки на благо развития цивили-
зации.
Продолжить формирование у учащихся навы- ков самостоятельной деятельности, взаимо- контроля и самоконтроля.
Воспитывать коммуникативные способнос- ти у старшеклассников.

На уроке мы должны: Познакомиться с гибридологическим методом как основным методом генетики

На уроке мы должны: Познакомиться с гибридологическим методом как основным методом генетики

На уроке мы должны:

Познакомиться с гибридологическим методом как основным методом генетики.
Изучить закономерности наследова-ния признаков, установленные Г. Мен-делем при моногибридном скрещива-нии.
Научиться использовать генетичес- кую символику при решении задач.

Основные понятия Генетика - наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости живых орга-низмов

Основные понятия Генетика - наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости живых орга-низмов

Основные понятия

Генетика - наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости живых орга-низмов.
Наследственность - свойство всех живых организмов передавать свои признаки и свой-ства из поколения в поколение.
Изменчивость - свойство всех живых орга-низмов приобретать в процессе индивидуаль-ного развития новые признаки.
Гены – элементарные единицы наследственности (представляют собой участки ДНК хромосом).

Грегор Мендель Закономерности, по которым приз- наки передаются из поколения в по- коление, первым открыл великий чешский ученый

Грегор Мендель Закономерности, по которым приз- наки передаются из поколения в по- коление, первым открыл великий чешский ученый

Грегор Мендель

Закономерности, по которым приз- наки передаются из поколения в по- коление, первым открыл великий чешский ученый Грегор Мендель (1822 – 1884). Грегор Мендель в 25 лет стал мона- хом, уже после этого он прослушал курс математики и естественных наук в Венском университете. Позднее, с 1868 г., он был настоятелем августин- ского монастыря в чешском городе Брно и одновременно препо-
давал в школе естествен- ную историю и физику.
В течение многих лет Мендель как ботаник – любитель поводил опыты в монастырском саду и в 1865 г. опубликовал работу «Опыты над
растительными гибридами», в которой изло- жил основные законы наследственности.

Гибридологический метод Основой замечательной работы

Гибридологический метод Основой замечательной работы

Гибридологический метод

Основой замечательной работы Г. Менделя был так называемый гибридологический метод.
Суть этого метода заключается в скрещива-нии (гибридизации) организмов, отличающих-ся друг от друга какими-либо признаками, и в последующем анализе характера наследования этих признаков у потомства. Гибридологический метод до сих пор лежит в основе исследований всех генетиков.

Правила Менделя Во-первых, работая с садовым горохом, он использовал для скре-щивания растения, которые относились к различным сортам

Правила Менделя Во-первых, работая с садовым горохом, он использовал для скре-щивания растения, которые относились к различным сортам

Правила Менделя

Во-первых, работая с садовым горохом, он использовал для скре-щивания растения, которые относились к различным сортам. Так, например, у одного сорта горошины всегда были желтые, а у дру-гого – всегда зеленые. Так как горох самоопыляемое растение, то в природных условиях эти сорта не смешиваются. Такие сорта называют чистыми линиями.
Во-вторых, чтобы получить больше материала для анализа зако-нов наследственности, Мендель работал не с одной, а с нескольки-ми родительскими парами гороха.
В-третьих, Мендель намеренно упростил задачу, наблюдая за на-следованием не всех признаков гороха сразу, а только одной их пары. Для своих опытов он изначально выбрал цвет семян гороха – горошин. В тех случаях, когда родительские организмы различаются лишь лишь по одному признаку (например, только по цвету семян или только по форме семян), скрещивание называют моногибридным.
В-четвертых, имея математическое образование, Мен- дель применил для обработки данных количественные методы: он не просто замечал, каков цвет семян горо- ха у потомства, но и точно подсчитывал, сколько таких
семян появилось.

Преимущества гороха огородного как объекта для опытов:

Преимущества гороха огородного как объекта для опытов:

Преимущества гороха огородного как объекта для опытов:

Легко выращивать, имеет ко-роткий период развития.
Имеет многочисленное потомство.
Много сортов, чётко различа-ющихся по ряду признаков.
Самоопыляющееся растение
Возможно искусственное скрещивание сортов, гибриды
плодовиты.

Презентация к уроку биологии "Закономерности наследования признаков"

Презентация к уроку биологии "Закономерности наследования признаков"

Генетические термины. Аллельные гены – гены, ответственные за развитие одного признака (например цвета семян гороха)

Генетические термины. Аллельные гены – гены, ответственные за развитие одного признака (например цвета семян гороха)

Генетические термины.

Аллельные гены – гены, ответственные за развитие одного признака (например цвета семян гороха).
Гомозиготные организмы – организм, содержащий два одинаковых аллельных гена (например, оба гена зеленого цвета семян гороха или, наоборот, оба гена желтизны семян).
Гетерозиготные организмы – организмы, содержа-щие различные аллельные гены (т.е. один из них опре-деляет желтую, а другой – зеленую окраску семян).
Альтернативные признаки — признаки, которые не могут быть в организме одновременно.
Доминантный ген  [лат. dominans – господству- ющий, властвующий; греч. genos — род, проис- хождение] - один из пары аллельных генов.
Рецессивный ген — один из пары аллельных
генов, не проявляющийся внешне у гетеро- зиготных особей в первом поколении.

Альтернативные признаки гороха, заинтересовавшие

Альтернативные признаки гороха, заинтересовавшие

Альтернативные признаки гороха, заинтересовавшие Г. Менделя:

Признаки

Доминантный

Рецессивный

Окраска венчика Окраска бобов
Рост растения
Окраска семени
Поверхность семени
Форма бобов
Расположение цветков

красная
зеленая
высокий
желтая
гладкая
простая
пазушное

белая
желтая
низкий
зеленая
морщинистая
членистая
верхушечное

Гибридологический метод – основной метод исследования

Гибридологический метод – основной метод исследования

Гибридологический метод – основной метод исследования

Скрещивание (гибридиза-ция) организмов, отличаю-щихся друг от друга по од-ному или нескольким приз-накам
Анализ характера проя-вления этих признаков у
потомков (гибри- дов)

P

F1

F2

Высокий рост низкий

высокие

высокое

низкое

При проведении опытов Мендель:

При проведении опытов Мендель:

При проведении опытов Мендель:

Использовал чистые линии.
Ставил одновременно опыты с нес-колькими родительскими парами.
Наблюдал за наследованием мало-го количества признаков.
Вёл строгий количественный учет
Ввёл буквенные обозначения на-следственных факторов.
Предложил парность определения каждого признака.

Условные обозначения P – родительские организмы

Условные обозначения P – родительские организмы

Условные обозначения

P – родительские организмы
F – гибридное потомство
F1,F2,F3 - гибриды I, II, III поколений
G – гаметы
♀- женский пол
♂ - мужской пол
X – знак скрещивания
А, В – неаллельные доминантные гены
а, в – неаллельные рецессивные гены

Моногибридное скрещивание Скрещивание двух организмов, отлича-ющихся друг от дру-га по одной паре альтернативных признаков

Моногибридное скрещивание Скрещивание двух организмов, отлича-ющихся друг от дру-га по одной паре альтернативных признаков

Моногибридное скрещивание

Скрещивание двух организмов, отлича-ющихся друг от дру-га по одной паре альтернативных признаков.

высокий рост низкий рост

P

X

жёлтые семена зелёные семена

P

II закон Менделя – закон расщепления:

II закон Менделя – закон расщепления:

II закон Менделя – закон расщепления:

При скрещивании потомков (гибридов) парвого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление, и снова появляются особи с рецессивными признаками; эти особи составляют 1: 4 от всего числа потомков второго

Скрещивание двух потомков

F2

P от F1

3 : 1

Расщепление по фенотипу:

Гипотеза чистоты гамет: При образовании гамет в каждую из них попадает только один из двух «эле-ментов наследственности» (аллельных генов), отвечающих за данный признак

Гипотеза чистоты гамет: При образовании гамет в каждую из них попадает только один из двух «эле-ментов наследственности» (аллельных генов), отвечающих за данный признак

Гипотеза чистоты гамет:

При образовании гамет в каждую из них попадает только один из двух «эле-ментов наследственности» (аллельных генов), отвечающих за данный признак.

А

А

АА

аа

а

а

P

G

X

Цитологические основы моногибридного скрещивания

Цитологические основы моногибридного скрещивания

Цитологические основы моногибридного скрещивания

Аа

Аа

А

Аа

Аа

Аа

Аа

АА

АА

А

А

А

аа

а

а

а

а

аа

G

F2

P

G

F1

Расщепление по фенотипу 3 : 1; по генотипу 1 : 2 : 1

Решётка Пеннета

X

Решите задачу: Какой рост (высокий или низкий) у гороха доминиру-ет?

Решите задачу: Какой рост (высокий или низкий) у гороха доминиру-ет?

Решите задачу:

Какой рост (высокий или низкий) у гороха доминиру-ет?
Каковы генотипы родите- лей (Р), гибридов первого (F1) и второго (F2) поколе-ний?
Какие генетические зако-номерности, открытые Менделем, проявляются при такой гибридиза- ции?

F2

P

F1

Решение: А – высокий рост а – низкий рост

Решение: А – высокий рост а – низкий рост

Решение:

А – высокий рост а – низкий рост
Р ♀АА x ♂аа
высокий рост низкий рост
G А а
F1 Аа
высокий рост
P от F1 ♀Аа x ♂Аа
высокий рост высокий рост
G А, а А, а
F2 АА Аа Аа аа
высокий рост низкий рост
3 : 1 по генотипу 1 : 2 : 1
по фенотипу

Генетические закономерности: Закон доминирования (едино-образия

Генетические закономерности: Закон доминирования (едино-образия

Генетические закономерности:

Закон доминирования (едино-образия F1) – гибриды F1 все вы-сокого роста, поэтому высокий рост – доминантен.
Закон расщепления - ¼ потом-ков F1 по фенотипу и генотипу имеет низкий рост (рецессив-ный признак).
Гипотеза чистоты гамет – каж-дая гамета несет только один из аллельных генов высо- ты растения.

Повторим термины: Доминирование – явление преобладания признака

Повторим термины: Доминирование – явление преобладания признака

Повторим термины:

Доминирование – явление преобладания признака.
Доминантный признак – преобладающий признак, появляющийся у гибридов первого поколения при скрещивании чистых линий.
Расщепление – явление, при котором часть особей несет доминантный, а часть – рецессивный признак.
Рецессивный признак – подавляемый признак.
Аллельные гены – гены, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом, отвечающие за развитие одного признака.
Гомозигота – организм, в генотипе которого одинако- вые аллельные гены.
Гетерозигота – организм, в генотипе которого разные аллельные гены.
Гибридизация – скрещивание.
Гибриды – потомки от скрещивания.

Ответьте на вопросы в тетради: 1

Ответьте на вопросы в тетради: 1

Ответьте на вопросы в тетради:

1. Обозначь буквами генотип:
рецессивная гомозигота - …
доминантная гомозигота - …
гетерозигота - …
2. Какой закон отражает запись:
Р ♀ простые бобы Х ♂ вздутые бобы
F1 простые бобы (100%)
4. Какой закон отражает запись:
Р от F1 ♀ простые бобы Х ♂ простые бобы
F2 простые бобы (75%) : вздутые (25%)
5. Как называется признак у 25% потомков F2?

Проверь себя: 1. аа АА Аа 2

Проверь себя: 1. аа АА Аа 2

Проверь себя:

1. аа
АА
Аа
2. Закон доминирования или Закон единообразия гибридов F1.
3. Доминантные признак
4. Закон расщепления
5. Рецессивный признак

Домашнее задание: §3.5 Вопросы после параграфа

Домашнее задание: §3.5 Вопросы после параграфа

Домашнее задание:

§3.5
Вопросы после параграфа.

Скачать файл