Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем.
Юрина И.В.,
учитель химии и биологии
МБОУ СОШ №18
им. Э.Д. Потапова
г. Мичуринска
Тамбовской области
Prezentacii.com
Цели урока:
Обучающие:
Цели урока:
Развивающие:
Развивать личностно-смысловое отношение к генетике.
Развивать познавательные интересы, интеллектуаль-ные и творческие способности в процессе приобретения знаний по предмету с использованием различных ис-точников информации и информационных технологий.
Способствовать формированию коммуникативных навыков работы, развитию монологической речи.
Вырабатывать навыки самооценки. Воспитательные:
Воспитывать убеждённость в возможностях познания законов генетики и использования достижений науки на благо развития цивили-
зации.
Продолжить формирование у учащихся навы- ков самостоятельной деятельности, взаимо- контроля и самоконтроля.
Воспитывать коммуникативные способнос- ти у старшеклассников.
На уроке мы должны:
Познакомиться с гибридологическим методом как основным методом генетики.
Изучить закономерности наследова-ния признаков, установленные Г. Мен-делем при моногибридном скрещива-нии.
Научиться использовать генетичес- кую символику при решении задач.
Основные понятия
Генетика - наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости живых орга-низмов.
Наследственность - свойство всех живых организмов передавать свои признаки и свой-ства из поколения в поколение.
Изменчивость - свойство всех живых орга-низмов приобретать в процессе индивидуаль-ного развития новые признаки.
Гены – элементарные единицы наследственности (представляют собой участки ДНК хромосом).
Грегор Мендель
Закономерности, по которым приз- наки передаются из поколения в по- коление, первым открыл великий чешский ученый Грегор Мендель (1822 – 1884). Грегор Мендель в 25 лет стал мона- хом, уже после этого он прослушал курс математики и естественных наук в Венском университете. Позднее, с 1868 г., он был настоятелем августин- ского монастыря в чешском городе Брно и одновременно препо-
давал в школе естествен- ную историю и физику.
В течение многих лет Мендель как ботаник – любитель поводил опыты в монастырском саду и в 1865 г. опубликовал работу «Опыты над
растительными гибридами», в которой изло- жил основные законы наследственности.
Гибридологический метод
Основой замечательной работы Г. Менделя был так называемый гибридологический метод.
Суть этого метода заключается в скрещива-нии (гибридизации) организмов, отличающих-ся друг от друга какими-либо признаками, и в последующем анализе характера наследования этих признаков у потомства. Гибридологический метод до сих пор лежит в основе исследований всех генетиков.
Правила Менделя
Во-первых, работая с садовым горохом, он использовал для скре-щивания растения, которые относились к различным сортам. Так, например, у одного сорта горошины всегда были желтые, а у дру-гого – всегда зеленые. Так как горох самоопыляемое растение, то в природных условиях эти сорта не смешиваются. Такие сорта называют чистыми линиями.
Во-вторых, чтобы получить больше материала для анализа зако-нов наследственности, Мендель работал не с одной, а с нескольки-ми родительскими парами гороха.
В-третьих, Мендель намеренно упростил задачу, наблюдая за на-следованием не всех признаков гороха сразу, а только одной их пары. Для своих опытов он изначально выбрал цвет семян гороха – горошин. В тех случаях, когда родительские организмы различаются лишь лишь по одному признаку (например, только по цвету семян или только по форме семян), скрещивание называют моногибридным.
В-четвертых, имея математическое образование, Мен- дель применил для обработки данных количественные методы: он не просто замечал, каков цвет семян горо- ха у потомства, но и точно подсчитывал, сколько таких
семян появилось.
Преимущества гороха огородного как объекта для опытов:
Легко выращивать, имеет ко-роткий период развития.
Имеет многочисленное потомство.
Много сортов, чётко различа-ющихся по ряду признаков.
Самоопыляющееся растение
Возможно искусственное скрещивание сортов, гибриды
плодовиты.
Генетические термины.
Аллельные гены – гены, ответственные за развитие одного признака (например цвета семян гороха).
Гомозиготные организмы – организм, содержащий два одинаковых аллельных гена (например, оба гена зеленого цвета семян гороха или, наоборот, оба гена желтизны семян).
Гетерозиготные организмы – организмы, содержа-щие различные аллельные гены (т.е. один из них опре-деляет желтую, а другой – зеленую окраску семян).
Альтернативные признаки — признаки, которые не могут быть в организме одновременно.
Доминантный ген [лат. dominans – господству- ющий, властвующий; греч. genos — род, проис- хождение] - один из пары аллельных генов.
Рецессивный ген — один из пары аллельных
генов, не проявляющийся внешне у гетеро- зиготных особей в первом поколении.
Альтернативные признаки гороха, заинтересовавшие Г. Менделя:
Признаки | Доминантный | Рецессивный |
Окраска венчика Окраска бобов | красная | белая |
Гибридологический метод – основной метод исследования
Скрещивание (гибридиза-ция) организмов, отличаю-щихся друг от друга по од-ному или нескольким приз-накам
Анализ характера проя-вления этих признаков у
потомков (гибри- дов)
P
F1
F2
Высокий рост низкий
высокие
высокое
низкое
При проведении опытов Мендель:
Использовал чистые линии.
Ставил одновременно опыты с нес-колькими родительскими парами.
Наблюдал за наследованием мало-го количества признаков.
Вёл строгий количественный учет
Ввёл буквенные обозначения на-следственных факторов.
Предложил парность определения каждого признака.
Условные обозначения
P – родительские организмы
F – гибридное потомство
F1,F2,F3 - гибриды I, II, III поколений
G – гаметы
♀- женский пол
♂ - мужской пол
X – знак скрещивания
А, В – неаллельные доминантные гены
а, в – неаллельные рецессивные гены
Моногибридное скрещивание
Скрещивание двух организмов, отлича-ющихся друг от дру-га по одной паре альтернативных признаков.
высокий рост низкий рост
P
X
жёлтые семена зелёные семена
P
II закон Менделя – закон расщепления:
При скрещивании потомков (гибридов) парвого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление, и снова появляются особи с рецессивными признаками; эти особи составляют 1: 4 от всего числа потомков второго
Скрещивание двух потомков
F2
P от F1
3 : 1
Расщепление по фенотипу:
Гипотеза чистоты гамет:
При образовании гамет в каждую из них попадает только один из двух «эле-ментов наследственности» (аллельных генов), отвечающих за данный признак.
А
А
АА
аа
а
а
P
G
X
♀
♂
Цитологические основы моногибридного скрещивания
Аа
Аа
А
Аа
Аа
Аа
Аа
АА
АА
А
А
А
аа
а
а
а
а
аа
G | ||
F2
P
G
F1
Расщепление по фенотипу 3 : 1; по генотипу 1 : 2 : 1
Решётка Пеннета
X
♀
♂
Решите задачу:
Какой рост (высокий или низкий) у гороха доминиру-ет?
Каковы генотипы родите- лей (Р), гибридов первого (F1) и второго (F2) поколе-ний?
Какие генетические зако-номерности, открытые Менделем, проявляются при такой гибридиза- ции?
F2
P
F1
Решение:
А – высокий рост а – низкий рост
Р ♀АА x ♂аа
Генетические закономерности:
Закон доминирования (едино-образия F1) – гибриды F1 все вы-сокого роста, поэтому высокий рост – доминантен.
Закон расщепления - ¼ потом-ков F1 по фенотипу и генотипу имеет низкий рост (рецессив-ный признак).
Гипотеза чистоты гамет – каж-дая гамета несет только один из аллельных генов высо- ты растения.
Повторим термины:
Доминирование – явление преобладания признака.
Доминантный признак – преобладающий признак, появляющийся у гибридов первого поколения при скрещивании чистых линий.
Расщепление – явление, при котором часть особей несет доминантный, а часть – рецессивный признак.
Рецессивный признак – подавляемый признак.
Аллельные гены – гены, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом, отвечающие за развитие одного признака.
Гомозигота – организм, в генотипе которого одинако- вые аллельные гены.
Гетерозигота – организм, в генотипе которого разные аллельные гены.
Гибридизация – скрещивание.
Гибриды – потомки от скрещивания.
Ответьте на вопросы в тетради:
1. Обозначь буквами генотип:
рецессивная гомозигота - …
доминантная гомозигота - …
гетерозигота - …
2. Какой закон отражает запись:
Р ♀ простые бобы Х ♂ вздутые бобы
F1 простые бобы (100%)
4. Какой закон отражает запись:
Р от F1 ♀ простые бобы Х ♂ простые бобы
F2 простые бобы (75%) : вздутые (25%)
5. Как называется признак у 25% потомков F2?
Проверь себя:
1. аа
АА
Аа
2. Закон доминирования или Закон единообразия гибридов F1.
3. Доминантные признак
4. Закон расщепления
5. Рецессивный признак
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.