Урок чтения в 5 классе.Тема:А.И.Крылов «Квартет»
Составил и провёл:
Учитель русского языка и чтения
Пищулёва С.В.
Цели:
1.познакомить учащихся с басней как с жанром русской литературы;
2. формировать навыки и умения выразительного чтения басни; составлять несложные характеристики героев;
расширять словарный запас учащихся, развивать мышление, память;
3. воспитывать нравственно - этические нормы поведения.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
О басне.
Басня - это короткий, чаще всего стихотворный нравоучительный рассказ, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи. Обычно они умеют говорить (могут быть и люди).
Басня – это краткий аллегорический рассказ, нравоучительного характера, в котором есть вывод - мораль. Действующие лица в баснях животные, под образами которых автор подразумевает людей.
О басне.
Аллегория (иносказание)- изображение отвлеченного понятия через конкретный образ (осел – глупость, лиса- хитрость)
Мораль – нравоучительный вывод.
П.А.Вяземский :
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта — наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
Что такое квартет?
Квартет – это ансамбль из четырёх исполнителей.
СМЫЧКОВЫЕ музыкальные инструменты: скрипка, контрабас, виолончель, альт.
Кто в басне хочет показать себя музыкантом? Характеристика животных
Проказница- Мартышка, существо несерьезное, вертлявое, неусидчивое,
Козел, лишенный всяких музыкальных способностей (вспоминаем: “козлиный голос”), упрямый, туповатый
Осёл - глуповат.
Косолапый Мишка - неуклюжий увалень с хрупким музыкальным инструментом.
Словарная работа
Пленять – увлекать.
Чинно – строго по правилам. «Уселись чинно в ряд».
Лад – согласие, порядок.
Прима — втора- (первый — второй голос)
Главная мысль в словах Соловья:
“Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней».
Суть морали: важно не только уметь играть, но и иметь способности.
Кого высмеивает басня?
Конечно, не зверей и не только невежд в области музыки.
Она разоблачает хвастливых, самоуверенных людей, берущихся не за свое дело, которые показаны в басне в образе зверей..
Упорный труд и обучение, а не манера красиво себя преподносить – вот что главное в любом деле – говорит нам всем через века великий Крылов!
Вывод: особенности басни как жанра.
1. Краткий рассказ, часто стихотворный
2. 2 части: основное повествование и мораль (нравоучение)
3. Аллегория (иносказание)
4. Высмеивание человеческих недостатков, пороков.
5. Герои –животные, растения, люди.
6.Диалог между героями.
7. Использование просторечной лексики.
8. Афористичность языка(Герои басен И. А. Крылова известны каждому, и многие их реплики остаются в нашей памяти навсегда!)
9. Олицетворения.
Какая из пословиц больше подходит?
Верь своим очам, а не чужим речам.
Всяк мастер на свой лад.
Не учась (Не умеючи) и лаптя не сплетешь.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.