Презентация к уроку «Древние коми»
Оценка 5

Презентация к уроку «Древние коми»

Оценка 5
pptx
30.01.2022
Презентация к уроку «Древние коми»
Древние коми.pptx

Тема: «Этническая история коми

Тема: «Этническая история коми

Тема: «Этническая история коми. Древние коми»

Коми-зыряне наряду с коми-пермяками и удмуртами, говорившими на финно-пермских языках, относится к пермским народам, которые начали заселять эту территорию в

Коми-зыряне наряду с коми-пермяками и удмуртами, говорившими на финно-пермских языках, относится к пермским народам, которые начали заселять эту территорию в


Коми-зыряне наряду с коми-пермяками и удмуртами, говорившими на финно-пермских языках, относится к пермским народам, которые начали заселять эту территорию в I тыс. до н.э., в раннем желœезном веке.
Первые упоминания о предках коми относятся к 10-11 веках.
В то время народ называли пермь, а территорию, которую он населял Пермь Вычегодская, частью которой является современная территория Республики Коми.

С усилением древнерусского влияния в 12 в. Пермь вычегодская попадает под влияние новгородских князей. Появляются смешанные русско-коми семьи.

В это же время с новгородцами соперничает Ростовское княжество за влияние на Пермь Вычегодскую

В 1370-е годы уроженец ростовского города

В 1370-е годы уроженец ростовского города

В 1370-е годы уроженец ростовского города Великий Устюга Стефан Пермский начинает миссию христианского просвещения Перми Вычегодской. В результате деятельности Стефана Пермского и его приемников Герасима, Питирима и Ионы предки коми были крещены.

В 1383 году образовывается Пермская епархия, ставшая первым административным образованием корми народа. Во время славянской колонизации Перми Вычегодской13-14 веков, коми народ облагается данью.
В это же время развивается культура коми народа. Язычество уступает сове место православию, курганный способ захоронения заменяется христианским погребением, в быту коми народа появляется много новаций.
Во второй половинœе 15 века земли Перми попадают под власть Москвы и становятся частью Московской Руси.
С этого времени до начала 20 века происходило расширение этнической территории Коми. Коми народ осваивал новые территории, смешивался с другими этносами: вепсами, русскими, ненцами и манси.
В 18 века территория Коми края была разделœена между разными губерниями Российской империи. Республика Коми основана в 1921 году, называвшаяся в то время Коми область с центром в городе Усть-Сысольске, с1936 года область стала именоваться Коми АССР, с1994 года – республика Коми.

Выделяют несколько этнографических групп среди народа коми – вымичи, верхневычегодцы, печорцы, ижемцы, удорцы, сысольцы

Выделяют несколько этнографических групп среди народа коми – вымичи, верхневычегодцы, печорцы, ижемцы, удорцы, сысольцы

Выделяют несколько этнографических групп среди народа коми – вымичи, верхневычегодцы, печорцы, ижемцы, удорцы, сысольцы.

Древние коми. Миллионы лет назад территория, на которой находится наша республика, была сплошь покрыта льдами

Древние коми. Миллионы лет назад территория, на которой находится наша республика, была сплошь покрыта льдами

Древние коми.

Миллионы лет назад территория, на которой находится наша республика,
была сплошь покрыта льдами. Постепенно они таяли, отступали на север. И вот здесь, почти
70 тысяч лет назад, появились первые люди. Это были охотники на мамонтов.

Недалеко от города Печоры археологи обнаружили стоянку первобытных охотников –Крутая гора. Здесь были найдены каменные орудия труда: скребки, остроконечники, а также
кости животных. Стоянки древних охотников сохранились на реке Печоре у деревни Бызовой и в Медвежьей пещере. Здесь также найдено множество каменных орудий труда, костей мамонта, пещерного медведя, гигантского северного оленя. Этим стоянкам около 30 тысяч лет.

На территории республики, по берегам рек и озёр, много стоянок и более позднего
периода. Так, в районе озера Синдор, в торфянике, сохранилось множество вещей:
деревянные лыжи, полозья от саней, луки и другие изделия из дерева и коры. Сколько летэтим вещам? Учёные определили: 8-9 тысяч лет. Здесь же, у деревни Синдор, найденомножество обломков глиняной посуды.

Прошло очень много времени, прежде чем древние люди научились добывать металлы и делать орудия труда из бронзы и железа

Прошло очень много времени, прежде чем древние люди научились добывать металлы и делать орудия труда из бронзы и железа

Прошло очень много времени, прежде чем древние люди научились добывать металлы и делать орудия труда из бронзы и железа. При раскопках древнего могильника у деревни Весляны на реке Вымь археологи нашли мечи, кинжалы, кольчугу, украшения из золота и серебра, бусы из стекла и горного хрусталя, монеты. Многие из этих вещей изготовлены в Средней Азии. Значит, наши предки уже полторы тысячи лет назад торговали с другими племенами и народами.

Наши предки были прекрасными охотниками и рыболовами. Они жили небольшими группами, родами. Мужчины занимались охотой. Женщины собирали коренья трав, готовили пищу и шили одежду. Очень давно, около полутора тысяч лет назад, люди приручили домашних животных.

Постоянно наблюдая за природой, человек познавал свойства отдельных материалов

Постоянно наблюдая за природой, человек познавал свойства отдельных материалов


Постоянно наблюдая за природой, человек познавал свойства отдельных материалов.
Так в повседневное применение вошли кость, глина, дерево, камень и многое другое.
Оказывается, уже более двух тысяч лет назад первобытные люди использовали
глиняную посуду. Самым простым глиняным изделием были горшки.
Глиняные горшки были разных размеров и часто имели круглое дно. Внешнюю
сторону сосудов первобытные гончары старались украсить разнообразными узорами.
Орнамент чаще всего располагался в верхней части горшка. Он состоял из глубоких
круглых ямок, волнистых линий, фигурных оттисков и других элементов.
Широко применяли первобытные люди и каменные орудия. Однако процесс обработки
кремня очень трудоёмкий. Сделать из камня добротную вещь было довольно сложно. При
этом пришедшие в негодность предметы невозможно было переделать. Однако кремневый
камень ещё долгое время применялся в качестве материала для изготовления ножей,
топоров, наконечников стрел.
Начало использования металлов считается важным этапом в истории человечества.
Металлический предмет изготовить гораздо проще и быстрее каменного. Изготовленные
из металла вещи были более красивые и прочные. Кроме этого, после поломки
металлическое изделие можно было спокойно переплавить и изготовить что-то новое. Люди
выплавляли не только вещи, необходимые в быту, но и украшения, предметы культа.
Таким образом, древние коми в своей жизни преодолевали огромные трудности. Они
находились в постоянной борьбе с природной стихией. Древние жители нашего северного
края выживали в сложных условиях, трудились, творили и постигали окружающий мир.

В давние времена коми жили большими родами

В давние времена коми жили большими родами

В давние времена коми жили большими родами. Почти каждый род, кроме фамилии, имел прозвища по названию птиц, животных, рыб: Кутш рöд – род Орла, Сизь рöд – род Дятла, Ош рöд – род Медведя, Сир рöд – род Щуки. Считалось, что род произошёл в древности именно от этих животных и птиц. А в народных преданиях коми сохранились
также поверья о том, что человек мог перевоплотиться в разных животных: медведя, волка,
лягушку…

Было время, когда на земле исчезали старые и возникали новые государства

Было время, когда на земле исчезали старые и возникали новые государства

Было время, когда на земле исчезали старые и возникали новые государства.
Складывались мировые религии. Это время именовалось Средневековьем. Все эти события не обошли стороной таёжный край.
К тому времени жизнь северян обогащалась всё новыми обрядами. Это подтверждают
предметы так называемого «пермского звериного стиля». Учёные назвали стиль «звериным»
потому, что металлические фигурки древних мастеров изображали лося, медведя, утку,
других зверей и птиц. Встречались даже фантастические звери, напоминающие ящера. Были
также фигурки человека. «Пермским» же стиль именован потому, что найдены эти предметы
на земле, известной позже под названием «Пермь Вычегодская». Все эти изображения были
связаны с мифами и религией человека той эпохи. Образы на предметах звериного стиля
отражали понимание людей об устройстве мира.
Обитатели земли Коми верили в существование «мирового древа». Верхняя часть
дерева означала верхний, небесный мир: добрый, благосклонный к человеку и всему живому.
Нижняя часть древа – мир подземный: злой и коварный. Человеку ничего хорошего от этого
мира ждать не приходится.

Древние могильники всегда считались важными открытиями археологов

Древние могильники всегда считались важными открытиями археологов

Древние могильники всегда считались важными открытиями археологов. Захоронения могут поведать о многом.
В далёкие времена люди, жившие на землях Коми края, вместе с умершими клали
в могилы украшения из стекла, кости, металла. В мир иной отправляли умерших
с их оружием, орудиями труда, посудой. Считалось, что это пригодится покойному
в загробном мире, где его жизнь продолжится.
При раскопках археологи обнаружили богатые могилы. В них были зеркала, завезённые из дальних стран, стеклянные и хрустальные бусы, богато украшенные оружия. Были найдены и совсем бедные могильники. Видимо, близким умершего нечего было дать своему родственнику. Такие находки учёных говорят о неравенстве соплеменников – появлении богатых и бедных.
Настоящие археологические клады были найдены близ устьев рек Выми и Ухты.

Древние захоронения

Легенды о племени чудь Легенды о племени чудь встречаются на огромной территории ‒ от

Легенды о племени чудь Легенды о племени чудь встречаются на огромной территории ‒ от

Легенды о племени чудь
Легенды о племени чудь встречаются на огромной территории ‒ от Прибалтики
Современные коми отрицают своё родство с чудью. Рассказывают, что в древности этот народ жил на территории коми.
В XIV веке в Коми крае повсеместно было введено христианство. Чудь не желало принимать новую веру. Люди племени стали подрубать
столбы своих землянок и хоронить себя в ямах заживо.
Часто народная молва повествует и о несметных богатствах чуди.

ТЕРРИТОРИЯ КОМИ КРАЯ В СОСТАВЕ

ТЕРРИТОРИЯ КОМИ КРАЯ В СОСТАВЕ

ТЕРРИТОРИЯ КОМИ КРАЯ В СОСТАВЕ ДРЕВНЕРУССКИХ
КНЯЖЕСТВ В XI-XIII ВЕКАХ
«Открытие» русскими княжествами пермских земель
Распад Киевской Руси открывает новый период в истории нашего государства. Раньше
его принято было называть удельным периодом, то есть временем, когда каждое княжество
распадалось на несколько уделов. Современные историки именуют эту эпоху периодом
феодальной раздробленности.
Наиболее крупными и развитыми княжествами были Новгородская земля, Ростово-
Суздальское, Владимирское княжества.
Новгородская правящая верхушка – бояре и купцы – была заинтересована в расширении
своих владений. Захват новых территорий давал возможность собирать с населения
завоёванных земель дань.
В начале XI века новгородцы первыми из славян проникли в земли «перми» – предков
коми народа. Новгородцев привлекали пушные богатства края. Они были заинтересованы
в том, чтобы закрепить свою власть в новых землях. После покорения захватчиками
население было обложено данью. Собирали её особые отряды данщиков.
Почти одновременно в земли «перми» проникают ростовчане. Они, как и новгородцы,
стремились установить свою власть над северными землями и наладить сбор дани
с населения.
Вслед за данщиками в XII-XIII веках на территорию края всё чаще приходили
промысловые отряды. Они грабили пушные богатства таёжного края.
На северные земли продвигались купцы. Они устанавливали с местным населением
торговые связи. На землях «перми» оседали отдельные русские поселенцы. Новосёлы
устанавливали с местным населением добрососедские отношения, основанные на взаимном
уважении.
(По Э.А. Савельевой)

Занятия и быт северян В X-XIII веках основными занятиями северян были охота и рыболовство

Занятия и быт северян В X-XIII веках основными занятиями северян были охота и рыболовство

Занятия и быт северян
В X-XIII веках основными занятиями северян были охота и рыболовство. Менее
развитыми были животноводство и земледелие. Коми были храбрыми и искусными охотниками. Охотились на медведей, лисиц, белок, соболей. Ставили капканы, устраивали различные ловушки, самострелы, петли. Из домашних животных разводили коров, лошадей, овец.
Люди жили в маленьких прокопчённых избушках. Дым из очага выходил через дверь.
Маленькое окошко было затянуто бычьим пузырем.
Селения располагались по берегам рек, далеко друг от друга. Густые леса обступали
их со всех сторон. Суровая природа, постоянная борьба с опасностями делали людей выносливыми, смелыми, трудолюбивыми.
Уже в XI веке новгородским купцам был известен путь на Печору и Вычегду. Их давно привлекали богатства этого края. С большой выгодой для себя они вывозили отсюда ценную пушнину, дичь, печорскую рыбу. В обмен привозили хлеб, одежду, украшения из бронзы и серебра. С каждым годом коми охотники и рыболовы всё больше и больше зависели Новгородские князья старались расширить свои владения за счёт северных земель.
Население таёжного края они обложили данью и регулярно собирали её.
(Из книги «Наш край родной»)

МИССИЯ СТЕФАНА ПЕРМСКОГО Эпоха образования единого

МИССИЯ СТЕФАНА ПЕРМСКОГО Эпоха образования единого

МИССИЯ СТЕФАНА ПЕРМСКОГО

Эпоха образования единого Российского государства XIV век является переломным моментом в истории нашего государства. Многие
историки считают это столетие эпохой образования единого Российского государства. Всё это связано с процессом возвышения Москвы.
Из маленькой крепости на окраине Владимиро-Суздальской Руси Москва превращается в центр политической, культурной и религиозной жизни Северо-Восточной Руси.
В непростое для нашего государства время Московское княжество начинает вести борьбу за северные земли. Московский князь Иван Калита в 1333 году взял в свои руки сбор дани с пермских людей, предназначенной для Золотой Орды. Но Новгород не хотел уступать свои права на коми земли. С пермян дань брали одновременно и Новгород, и Москва. Два города соперничали меж собой за северные земли. Тогда Москва решила упрочить свою власть с помощью церкви. На территории коми края начала распространятся христианская вера.
(По О.Е. Бондаренко)

Из Вычегодско-Вымской летописи 1384 г

Из Вычегодско-Вымской летописи 1384 г

Из Вычегодско-Вымской летописи
1384 г.
«Лета 6892 приде Стефан от Москвы благословением Митрополита
и жалованием князя великого Дмитрея Ивановича и бояр его и почал строити святые церкви
и монастыри,.. Да владыко-ж Стефан Пермские азбука сочинил, грамоту и книги с русских на пермский язык переложи.
Разъярился владыко Стефан на кумирницы пермские поганые, истуканные, изваянные, издолбленные боги их вконец сокрушил, раскопал, огнём пожегл,
топором посекл, сокрушал обухом, испепелил без остатку и по лесам, и по погостам,
и на межах, и на перепутьях».
(«Вычегодско-Вымская летопись»)

В это время пришёл Стефан на земли страны полунощной

В это время пришёл Стефан на земли страны полунощной

В это время пришёл Стефан на земли страны полунощной. Стал он слово о Добре
и Благодати говорить. Главную заповедь христианскую нести: «Все люди – братья!». Зла Стефан не творил, но к идолам был строг. Рубил он этих идолов и в кострах сжигал. Дары, которые пермяне своим деревянным богам подносили, тоже в огонь бросал. И горели они в шуме огненном…

Развели люди на берегу Выми костёр из деревьев столетних, произнёс

Развели люди на берегу Выми костёр из деревьев столетних, произнёс


Развели люди на берегу Выми костёр из деревьев столетних, произнёс Стефан молитву
и первым шагнул к огню. Пам тоже шагнул. Шаг за шагом подходили они, пока не затрещал
волос на головах от близости огня лютого. Сотни людей замерли в ожидании. И устрашился
Пам. Отказался в костёр идти. Брал Стефан Пама-кудесника за руку, тащил волхва в шум
огневой, от поединка не отказываясь. Тогда взмолился Пам, пощады запросил. Признал
он силу веры христианской, отказался от дальнейших испытаний. А на следующий день
ушёл на север за Урал-горы с теми немногими из пермян, что веру в деревянных идолов
сохранили.
И уже без помех стал строить Стефан с послушниками храмы православные по всей
земле пермской. Всё больше и больше появлялось у него учеников. Появилась при храме
Усть-Вымском первая школа. Там слово Божие преподавалось на языке пермском. В школе
учились люди читать и писать по буквам, Стефаном созданным. Перевёл святой праведник
не только Евангелие, но и другие книги для служб и укрепления веры нужные.
Не только книги создавал Стефан. Был он и первым живописцем стран полунощных –
писал иконы для храмов создаваемых.

Презентация к уроку «Древние коми»

Презентация к уроку «Древние коми»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2022