Презентация к уроку "Экономические системы", обществознание 8 класс

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 07.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок Экономические системы.ppt

Экономические системы

Богданова И.И., учитель обществознания КОУ «Школа-интернат №19»

Познакомиться с конкретными методами, посредством которых различные экономические системы разрешают основные вопросы экономики.

ЦЕЛЬ УРОКА:

1. Нужно ли регулировать производство?
2. Экономическая система и ее функции.
3. Типы экономических систем

План урока:

ПОВТОРИМ!!!

Потребность
Ресурсы
Блага

А. Все, что является полезным для человека, ценится им как средство удовлетворения его желаний

Б. Средства, необходимые для удовлетворения потребностей

В. Нужда человека в чем-либо

Установите соответствие понятий и их определений

Потребности человека

естественные

духовные

социальные

1. Пища 2. Общение 3. Сон 4. Воздух
5. Признание со стороны других людей
6. Познание 7. Труд
8. Температурный комфорт 9. Успех в делах
10. Занятия музыкой

Распределите по соответствующим графам таблицы названия того, что необходимо человеку для его жизнедеятельности

1 3 4 8

5 6 10

2 7 9

Заполните схему, приведите примеры каждого из них

экономические

свободные

1. Одной из главных экономических проблем является:
1) ограниченность свободных благ
2) ограниченность ресурсов
3) лень
4) альтернативная стоимость

Выполни тест

2. Компромисс является способом:
1) решения проблемы ограниченности ресурсов
2) полного удовлетворения потребностей человека
3) быстрого увеличения доходов семьи
4) экономического выбора

Выполни тест

3. Что из перечисленного относится к свободным благам?
1) Солнечный свет
2) Воздух
3) Чистая вода
4) Ветер
5) Каменный уголь
6) Информационные ресурсы

Выполни тест

4. К экономическим благам относят…
1) воздух
2) услуги
3) солнечный свет
4) морскую воду

Выполни тест

5. Польза или выгода, которую человек мог бы получить от самого лучшего из невыбранных вариантов:
1) Прибыль
2) Ресурсы
3) Материальное благо
4) Альтернативная стоимость


Выполни тест

6. Верны ли суждения о благах:
а) все жизненные блага человек производит сам;
б) жизненные блага бывают предметами потребления?
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны


Выполни тест

7. Верны ли суждения о рациональном выборе:
а) рациональный выбор — это лучший вариант поведения с учетом доходов и расходов семьи;
б) рациональный выбор всегда совершается в условиях ограниченности ресурсов?
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны


Выполни тест

1

2

3

4

Распределение

Потребление

Производство

Обмен

Назовите стадии воспроизводства

Прочитайте пункт 1 учебника с.75, определите главные вопросы экономики.

Нужно ли регулировать производство?

Что производить?
Как производить?
Для кого производить?

Главные вопросы экономики

1. ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ?

Организации, предприятия, фирмы, учитывая спрос потребителя , ограниченность ресурсов, постоянно принимают решения о том, какие товары и услуги должны быть произведены с использованием имеющихся в их распоряжении ресурсов.

Любое общество, независимо от уровня благосостояния, должно уметь определить, какие товары, как и для кого производить

Что производить?

2. КАК ПРОИЗВОДИТЬ?

Происходит выбор :
Экономические ресурсы
Технологии
Место размещения предприятия
Использование финансовых, технических затрат
Трудовые ресурсы

Как производить?

1. Рассматривается экономическая эффективность, т.е. выполняется экономический расчет как выполнить объем продукции при наименьших затратах. Для этого производитель использует следующие способы:
- внедрение и использование новых технологий;
-экономное и бережное использование ресурсов;
- привлечение работников высокой квалификации;

ВЫВОД: производители должны решать:
с помощью каких технологий, из каких ресурсов и кем должны быть произведены блага, как должно быть организовано производство.

СЛОВАРЬ!!!

Экономическая эффективность – соотношение полученного результата с произведёнными затратами

Вставить текст
Вставить текст
Вставить текст

Вставить текст
Вставить текст
Вставить текст
Вставить текст

Внедрение новой техники
и новых
технологий

Повышение
квалификации
работников

Экономное
расходование ресурсов

Разделение труда

Способы повышения эффективности производства

3. ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ ПРОДУКТ?

Производитель учитывает потребности в товарах и услугах различных групп населения с разными доходами и решает для кого производить: для богатых (предметы роскоши), для массового потребителя (товары повседневного спроса), для бедных (дешевые товары). Посредством выбора решается проблема распределения экономических благ.

Для кого производить?

Основные экономические вопросы решаются участниками экономики в тесной взаимосвязи и основаны на свободном выборе.

ВЫВОД

-Как Вы думаете,

Зачем нужна экономика?

Для удовлетворения потребностей
человека

Назовите главные вопросы экономики?

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ЕЕ ФУНКЦИИ

Для того, чтобы экономика любой страны нормально работала, необходимо найти способ координировать этот выбор.
Развитие общества показало возможность существования нескольких вариантов организации экономической жизни. Они получили название экономических систем.

При помощи текста учебника с. 79, запишите определение этого понятия.

Экономическая система и её функции

Экономическая система-совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения вопросов: ЧТО, КАК, ДЛЯ КОГО производить?

СЛОВАРЬ

Составьте схему в рабочей тетради.

Типы экономических систем

Типы экономических систем

Традиционная экономическая система

Командная экономика

РЫНОЧНАЯ

Смешанная

Основана на использовании ручного труда, общинном ведении хозяйства, натуральном обмене. Основные экономические вопросы решаются в соответствии с традициями и обычаями (все делать так как раньше). Ведущая отрасль принадлежит сельскому хозяйству.
В настоящее время традиционная экономика сохранилась в Центральной Африке, в Южной и Юго-Восточной Азии.

Традиционная экономика

Запишите в тетрадь

Традиционная экономика

Ведущая отрасль - сельское хозяйство.
Натуральный обмен.
Общинное ведение хозяйства.
Использование ручного труда.
Основные экономические вопросы решаются в соответствии с традициями и обычаями.

Государство является собственником всех экономических и природных ресурсов. Государство контролирует и регулирует производство и распределение основных благ.
Основные экономические решение принимает государство.

Командная (плановая )экономика

Такая экономическая система была в СССР и других социалистических странах. Ведущая роль принадлежит производственной индустрии (промышленность)
В настоящее время такая экономика присутствует в Северной Корее, на Кубе.

Командная (плановая )экономика

Командная экономика

1.Государство контролирует и регулирует производство и распределение основных благ.
2.Основные экономические решения принимает государство.
3.Государство является собственником всех ресурсов.

Запишите в тетрадь

Рыночная экономика основана на частной собственности, предпринимательстве, конкуренции, свободном ценообразование.
Каждый производитель самостоятельно принимает экономические решения в соответствии с собственными интересами и потребностями. В условиях свободной рыночной экономики действует правило – спрос рождает предложение.

Рыночная экономика

Рыночная экономика

1.Действует правило – спрос рождает предложение.
2.Предпринимательство и конкуренция.
3.Различные виды собственности
4.Свободное ценообразование.
5.Ведущая отрасль принадлежит промышленности.

Запишите в тетрадь

Современная экономика большинства стран является смешанной.
Активную роль играет и рынок и государство. Используются различные формы государственного регулирования. Частная собственность и государственная взаимодействуют. Например в хорошо развитых странах США, Япония.

Смешанная экономика

В чём достоинства и недостатки традиционной экономической системы?

«Достоинства и недостатки различных экономических систем».

+ Земля и капитал находятся в общем владении
+ Ценится преемственность, приверженность традициям
+ Господствует натуральное хозяйство

- Неразвитость обмена
- Отсутствие технического прогресса
- Слабый производственный потенциал
- Ограниченность производимых благ

Традиционная экономика

В чём достоинства и недостатки рыночной экономической системы?

«Достоинства и недостатки различных экономических систем».

+ Направляет ресурсы на производство необходимых товаров
+ Поощряет рациональную и эффективную деятельность
+ Быстро откликается на потребности общества
+ Использует достижения НТР

- Не способствует сохранению ресурсов
- Не стимулирует крупные проекты, которые не дают быстрой выгоды
- Не обеспечивает фундаментальные исследования в науке
- Развитие носит нестабильный характер со спадами и инфляцией
- Возможна безработица

Рыночная экономика

В чём достоинства и недостатки командно-административной экономической системы?

«Достоинства и недостатки различных экономических систем».

+ Развитие без экономических кризисов
+ Низкие цены
+ Отсутствие безработицы
+Гарантированные заработки

- Слабая мотивированность к деятельности
- Формирование психологии иждивенчества
- Дефицит товаров
- Низкое качество продукции
- Расточительное отношение к ресурсам

Командная экономика

В чём достоинства и недостатки смешанной экономической системы?

«Достоинства и недостатки различных экономических систем».

+ Стабилизация экономики
+ Защита прав собственности
+ Регулирование денежного обращения
+ Поддержка фундаментальной науки
+ Перераспределение науки
+ Регулирование отношений между работодателями и наемными рабочими
+ Контроль за внешнеэкономической деятельностью

Смешанная экономика

Какая экономическая система лучше?

«Достоинства и недостатки различных экономических систем».

Смешанная экономика

Основная задача экономической системы – привести в соответствие безграничные потребности и ограниченные возможности через решение основных вопросов: что, как и для кого производить?

ВЫВОД:

ПОВТОРИМ!

В переводе с древнегреческого слово «экономика» означает….
А) уплата налогов
Б) хозяйствование по правилам, по законам
В) игра с деньгами
Г) беспорядок, разруха

ПОВТОРИМ!

Частью экономики является….
А) хорошее поведение
Б) разговор о погоде
В) зарплата родителей
Г) определённый обычай

Низкая производительность труда – это главный недостаток…
А) натурального хозяйства;
Б) товарного хозяйства;
В) оба верны;
Г) оба не верны

ПОВТОРИМ !

ПОВТОРИМ!

Выберите верное утверждение:
А) Цель экономики – это поддержание и продолжение жизни людей
Б) Максимально удовлетворить потребности людей
А) верно А    
Б) верно Б    
В) оба верны    
Г) оба не верны

Товары и услуги, необходимые для удовлетворения потребностей людей, - это…
А) распределение;
Б) технология;
В) блага;
Г)хозяйство

ПОВТОРИМ !

Какой из главных вопросов экономики связан с тем, что она не может обеспечить неограниченны выпуск товаров и услуг?
1)Что производить?
2)Как производить?
3) По какой цене производить?
4) Для кого производить?

ПОВТОРИМ !

ПОВТОРИМ!

Сознательно построенная и используемая людьми система их жизнеобеспечения это….
А) судебная система;
Б) налогообложение;
В) правовая система;
Г) экономическая система

Наиболее древней формой хозяйствования является…
А) натуральное хозяйство
Б) товарное хозяйство
В) оба верны
Г) оба не верны

ПОВТОРИМ !

Получение данного объёма продукции при наименьших затратах ограниченных ресурсов:
1) Натуральное хозяйство
2) Альтернативная стоимость
3) Издержки производства
4) Экономическая эффективность

ПОВТОРИМ !

ПОВТОРИМ!

Продавец в магазине продаёт товар. Это проявление экономики, которое называется….
А) производство
Б) обмен
В) распределение
Г) потребление

1). При выборе занятия или сферы деятельности дети, как правило, идут по стопам своих родителей .


2).Начало посевной компании привело к росту цен на топливо для сельскохозяйственной техники .

Определите, какую экономическую систему характеризуют каждый из приведённых ниже примеров.


Традиционная


РЫНОЧНАЯ

Определите, какую экономическую систему характеризуют каждый из приведённых ниже примеров.


КОМАНДНАЯ

3). Для увеличения объёмов выпуска продукции оборонных предприятий правительством были выделены дополнительные материальные ресурсы и направлены квалифицированные специалисты

Домашнее задание

ЧИТАТЬ ПАРАГРАФ 10
СЛОВАРНЫЕ СЛОВА В ТЕТРАДИ
Ответить на вопросы из рубрики «Проверяем наши знания и умения» (устно)