История храма
Храм возведен во времена правления смоленского князя Ростислава Мстиславича (1125-1160 гг.), внука Владимира Мономаха.
В 1812 году церковь Петра и Павла была разорена французами, но уже через год была восстановлена за счет государственных средств и продолжала служить местом сбора верующих, особо почитавших икону преподобного Нила Столобенского с частицей его мощей и древний образ апостолов Петра и Павла, хранившихся здесь.
После революции 1917 года, не смотря на ярую антицерковную политику новой власти, службы в церкви Петра и Павла продолжаются. Более того, после закрытия в 1929 году Успенского собора храм становится кафедральным, но также закрывается в 1935 году.
Во время Великой Отечественной войны Петропавловская церковь подвергается сильным разрушениям, и ее восстановление с приданием первоначального облика проходит лишь в 60-х годах под руководством архитектора Барановского.
Храм передан назад Православной церкви лишь в 1991 году, и с этого же времени после почти шести десятков лет перерыва в нем возобновляются богослужения.
Архитектура
С чисто архитектурной точки зрения церковь Петра и Павла представляет собой классический одноглавый крестово-купольный четырехстолпный храм с примыкающими тремя высокими апсидами и главой на массивном 12-гранном барабане, опирающемся на квадратный постамент. В уровне окон второго света находится балкон для знати, сохранившийся и сейчас. Для улучшения акустики помещения в стенах были сделаны двенадцать голосников.
Внутри церкви сохранились остатки разноцветных фресок и процарапанных надписей-граффити, некоторые из которых принадлежали князю Ростиславу Мстиславичу – строителю храма.
Построена Петропавловская церковь, как и большинство церквей того времени, из узких глиняных кирпичей – плинфы, скрепленной известковым раствором. В фундаменте заложены булыжники на глине. Наружная декоративная отделка строения достаточно скромна и выражается в поясе небольших арок, вертикальных выступах в виде лопаток и пилястр, а так же полуколонн.
История храма
Храм, называвшийся в старину церковью «на варяжке», возведен на средства смоленского князя Романа Ростиславича. При этом некоторые историки считают, что он располагался на дворе правителя и первоначально был придворным культовым сооружением. Кроме того, Иванобогословская церковь самим своим расположением просто не могла не стать местом массового паломничества православных купцов, проплывавших мимо по Днепру. Сам по себе князь Роман вошел в историю Смоленска, как один из наиболее просвещенных и прогрессивных правителей, и именно церкви Иоанна Богослова было суждено стать важнейшим культурным центром древности. При Романе Ростиславиче в этом храме открыли первое на Смоленщине церковное училище, здесь составлялись многочисленные смоленские летописи, отсюда на близлежащие территории распространялась письменность.
В 1812 году церковь Иоанна Богослова была разорена французской армией, но после изгнания неприятеля ее быстро восстановили и службы в ней продолжились.
После революции 1917 года храм какое-то время был действующим, но в 1933 году его закрыли и передали под музей и библиотеку.
Самые серьезные разрушения церковь получила во время Великой Отечественной войны 1941-45 годов, когда была разрушена ее западная часть, а пристроенные в XVIII веке трапезная и колокольня и вовсе были превращены в руины. После войны город восстанавливался ударными темпами, но до церкви Иоанна Богослова очередь дошла лишь в 70-х годах, когда она была отреставрирована по проектам архитекторов Барановского, Подъяпольского и Каменевой. Во время этой реставрации с храма сняли многочисленные поздние наслоения и придали ему вид, максимально приближенный к первоначальному.
В 1993 году церковь Иоанна Богослова спустя ровно шесть десятков лет вернули Смоленской епархии, и в ней после дополнительной реставрации возобновились православные богослужения.
Архитектура
Общий облик данного храма близок к облику Петропавловской церкви. Изначально фасады завершались полукружиями. На внешних угловых лопатках до наших дней сохранились декоративные кресты, изготовленные из плинфы. В XVIII веке храм был перестроен, фигурное основание главки было оштукатурено, равно как и световой восьмерик под лотковым куполом.
Над арочными окнами восьмерика расположены ниши, которые разделены замковым камнем. Нынешний пол в храме почти на два метра выше, чем первоначальный. Ранее к зданию примыкали галерея и два придела у углов храма с восточной стороны. Внутри храм был расписан фресками (сохранились фрагментарно). Первоначальная постройка 1173 года из кирпича на булыжном фундаменте сохранилась на высоту стен основного объёма, своды, восьмерик и подкупольные столбы были переложены в XVIII веке, тогда же частично были замурованы древние окна и пристроены трапезная и колокольня.
Храм был построен в 1191-1194 годах при дворе смоленского князя Давида Ростиславича, поставившего своей целью затмить масштабами и красотой все церкви в округе. В летописях того времени встречаются восхищенные отзывы о Свирской церкви, поражавшей современников смелостью архитектурных решений, богатством внутреннего убранства и особенно выигрышно смотревшейся на фоне приземистых деревянных строений.
Во время осады Смоленска польско-литовскими войсками короля Сигизмунда III в 1609-11 годах, враги использовали церковь Архангела Михаила как крепость, а после падения города, ее превратили в костел, являвшийся до 1627 года, когда был построен новый костел, основным местом богослужений для всех католиков. После возвращения Смоленска под власть Российского государства в 1654 году, церковь была переосвящена, и в ней продолжились православные богослужения для верующих местного прихода.
В 1812 году храм снова пострадал от завоевателей. Его разграбили солдаты Наполеона, разобравшие все деревянные элементы на дрова. После изгнания неприятеля церковь Архангела Михаила была восстановлена благодаря личному вмешательству российского императора Александра I. Со второй половины XIX века храм, в дополнение к приходскому, выполняет еще функции арестантского и полкового. Это стало возможным, во многом, благодаря купцу Василию Хлебникову, отреставрировавшему Свирскую церковь на свои средства, обнесшему ее каменной оградой с надвратной колокольней и открывшему при храме первое в Смоленске училище для бедных и беспризорных детей.
Во время Великой Отечественной войны храм удивительным образом почти не пострадал, но все же нуждался в серьезной реставрации, которую и провели в 1963-м году по проекту архитектора Барановского. Вторую в ХХ веке реставрацию церковь Архангела Михаила пережила в 1978 году, когда во многом был восстановлен ее первоначальный облик и удалены множественные наслоения предыдущих веков. В 1990-м году Церковь Архангела Михаила была возвращена Смоленской епархии, а в 1994-м ее освятил Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
История храма
По совокупности архитектурных решений Свирская церковь является четырехстолпным крестово-купольным храмом с тремя уровнями света, тремя двухъярусными притворами и высокой полукруглой апсидой. На вторых ярусах размещались хоры, частично сохранившиеся и сейчас.
Храм сложен из плиточного кирпича – плинфы, скрепленного известковым раствором. Почти все внутренние стены и своды имели роспись, дошедшую до наших дней лишь в небольших фрагментах. Полы были покрыты поливными керамическими плитами. Наружными и внутренними декоративными украшениями служат пояски, уступчатые ниши, рельефные кресты и бровки из поребрика. Внешнее восприятие церкви Архангела Михаила характеризуется вертикально устремленным динамизмом со своеобразным нарастанием архитектурных масс, образовывающих оригинальную башнеобразную композицию.
Местность, называемая по одноименной речке Смядынью, у которой расположен этот храм, интересно еще и тем, что здесь в 1015 году по приказу князя Святополка, прозванного впоследствии Окаянным, был убит его брат князь Глеб, ставший со своим братом Борисом первыми русскими святыми. Недалеко от места преступления сейчас стоит памятный знак, построена небольшая часовня, а из земли бьет святой источник.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.